В рамках исследовательского проекта «Влияние академической среды на динамику студенческой субъектности» на юридическом факультете СибУПК было проведено анкетирование студентов 1 курса, окончивших первый семестр бакалавриата. Данные приведены на основании анализа анкет 88 студентов, 45 из которых уже имели среднее профессиональное образование по направлению «Юриспруденция» и, будучи студентами высшей формы образования, получали его по ускоренной программе. Диаграммы, представленные ниже, были составлены на основе сравнения групп «ускоренников» и групп, пришедших на бакалавриат юридического факультета СибУПК после окончания средней школы - «школьников».
Степень удовлетворенности ожиданий студентов от процесса обучения. По результатам анкетирования удовлетворение учебой студентов - «ускоренников» и «школьников» высокая - 81,5% и 81% соответственно. Однако разочарованных в обучении, в процентном соотношении, больше в группах студентов, поступивших на базе среднего профессионального образования. Итоговое значение за вариант «Я ожидал большего» - 9,7% и «Я разочарован» - 9,03%. Варианты «Я разочарован» среди студентов, поступивших на базе школьного образования, не выбрал ни один респондент, «Я ожидал большего» выбрали 9 человек (19,1% от общего числа студентов на базе школьного образования). В целом, ожидания студентов- первокурсников юридического факультета СибУПК от процесса обучения оправданы (см. Рисунок 1 и Рисунок 2). Студенты – «ускоренники» имеют более высокие ожидания от учебного процесса вероятнее всего, потому что основываются на своем предыдущем удачном опыте, а обучение в университете не до конца соответствует ему. Вероятно, так же и то, что студенты, пришедшие из системы среднего профессионального образования, могут иметь различия в уровне подготовки по сравнению с теми, кто закончил школу, что приводит к трудностям в освоении материала и снижению удовлетворенности от обучения в вузе.
Рисунок 1. Статистика по «ускоренникам»
Рисунок 2. Статистика по «школьникам»
Оценка привлекательности используемых форм обучения. Один из вопросов анкетирования студентов-первокурсников звучал так: «Какие виды занятий вас больше привлекают?», варианты ответов на который: лекции; семинары; самостоятельная работа; тесты, контрольные работы; коллоквиумы, круглые столы; зачеты, экзамены. Результаты представлены на диаграмме (см. Рисунок 3). Самые популярные в обеих группах опрошенных оказались лекции и семинары, а наименее привлекательными - зачеты и экзамены. По нашему мнению, такие результаты потому, что лекции и семинары позволяют студентам активно участвовать в учебном процессе, задавать вопросы и обсуждать материал, что создает более динамичную атмосферу. В свою очередь, зачеты и экзамены воспринимаются студентами как стрессовые ситуации, где нужно демонстрировать свои знания, что вызывает напряжение и страх, особенно если студенты не уверены в своих силах. Вместе с тем, респонденты отметили осознание необходимости таких форм учебного процесса и выражали стремление постепенно приобретать экзаменационный опыт и формировать стрессоустойчивость, что, несомненно, важно для будущих юристов.
Рисунок 3. Оценка привлекательности используемых форм обучения
Предпочтительный формат лекций. Анкетирование показало, что большинство студентов-первокурсников юридического факультета предпочитают лекции-презентации, нежели академический формат лекций: 91,2% и 8,8% соответственно. (Рисунок 4). Такая статистика предположительно складывается по нескольким причинам. Одна из них - визуальная и интерактивная составляющая: презентации содержат много графиков и изображений, что помогает материалу лекции быть более структурированным и сжатым. Это облегчает восприятие, запоминание и конспектирование ключевых моментов учебного материала. Академический формат лекций, вероятнее всего, является для студентов чересчур сухим и сложным в плане восприятия информации без графического сопровождения, что, как следствие, не всегда вызывает интерес. Но, тем не менее, именно такой формат лекций способствует усвоению информации на слух, тренировке памяти и противодействию «клиповому мышлению» молодежи, которое получает все большее развитие.
Рисунок 4. Предпочтительный формат лекций
Родственные курсы по истории России. В первом семестре учебного года студенты прослушали три родственных курса, связанных с историей России: «История государства и права России», «Основы российской государственности» и «История России». Самыми популярными ответами среди студентов-«ускоренников» оказались: «Полезно для формирования гражданственности и патриотизма» (это вариант выбрали 26 чел.), «Слишком насыщены похожим материалом» (20 чел.), «Хороший юрист должен знать отечественную историю» (19 чел.). В свою очередь, большинство студентов, поступивших на базе школьного образования, выбрали ответ «Целесообразно и представляется полезным» (его выбрали 22 чел.). Вторым по популярности оказался вариант «Полезно для формирования гражданственности и патриотизма», выбранный (19 чел.). Наименее популярными в обеих подгруппах респондентов оказались варианты «Хорошо, что преподаются по разным программам» и «Вряд ли будут полезны в профессиональной деятельности».
Студенты-«ускоренники» акцентируют большее внимание на формировании гражданственности и патриотизма, они осознают важность истории для расширения своего кругозора и проявления гражданской идентичности. Что касается студентов, пришедших из школы, то их выбор «целесообразно и представляется полезным» подчеркивает их более практический подход к обучению. Они, вероятнее всего, смотрят на историю как на основу, необходимую для дальнейшего обучения и будущей карьеры. Наименее популярные ответы показывают, что даже если студенты понимают важность истории, не все уверены, что эти знания непосредственно помогут в их профессиональной деятельности. Это может быть связано с тем, что многие студенты не видят прямой связи между изучаемой историей и их будущей деятельностью, особенно в юридической сфере.
Рисунок 5. Отношение студентов к родственным курсам
по истории России
Таким образом, мнения разделились, но в большей степени студенты удовлетворены смежными курсами по истории России. Большинство понимают, что история важна, но не все считают эти знания актуальными в их будущей профессии.
Этичность оценки преподавателя студентом. Один из вопросов анкетирования звучал так: «Этично ли давать студенту оценку преподавателю?», на который 46,7 % студентов - "ускоренников" и 55,4% студентов "школьников" считают, что давать оценку преподавателю возможно (Рисунок 6). Ведь именно оценки и отзывы могут служить основой для роста педагогических навыков преподавателя, так как они помогают выявлять слабые места и области, требующие внимания. К тому же студенты являются активными участниками образовательного процесса, и их мнение должно быть учтено. Также невозможно переоценить важность культуры открытой коммуникации в университете, где студенты могут делиться своим мнением без страха, так как это создает благоприятную атмосферу для роста и развития как студентов, так и преподавателей. В свою очередь, 33,6% студентов-«ускоренников» считают, что это этично лишь в некоторых случаях. Например, они приводят случаи, когда преподаватель сам просит об этом.
Что касается студентов, поступивших в ВУЗ на базе школьного образования, то 55,4% из них считают, что давать оценку преподавателю возможно, а 13% отрицают это. В свою очередь, треть студентов выбирают вариант "в некоторых случаях" и самый частый аргумент такого ответа - социальные опросы (Рисунок 7).
Рисунок 6. Статистика ответа «Давать оценку преподавателю возможно»
Рисунок 7. Статистика ответа на вопрос «Этично ли давать студенту оценку преподавателю?» поступивших в ВУЗ на базе школьного образования
Продолжительность самостоятельной подготовки студентов к занятиям. Студентам было предложено ответить на вопрос «Сколько времени вы ежедневно тратите на самостоятельную подготовку к занятиям?» (см. Рисунок 8). По итогам, студенты – «ускоренники» тратят, в среднем, 4-4,5 часа на самостоятельную подготовку ежедневно, в то время как студенты, поступившие в университет после 11 класса, в среднем, тратят на подобную деятельность вне стен учебного заведения 2-3 часа. Такая разница обусловлена тем, что не все школьные выпускники, даже приступив к учебе в университете, могут с уверенностью сказать, верно ли они выбрали направление своего дальнейшего, после школы, обучения. В то же время студенты, поступившие в высшее учебное заведение на базе среднего профессионального образования, в этом отношении более определенны: они лучше осознают перспективы дальнейшей самореализации в профессиональной деятельности, а следовательно, целенаправленно выбирают более продолжительное время на подготовку к занятиям. К тому же школьные выпускники зачастую могут испытывать давление со стороны своего окружения и родителей, что, конечно, влияет на их выбор направления обучения. В отличие от них, студенты с средним профессиональным образованием уже прошли стадию практической подготовки во время обучения в колледжах и имеют опыт работы в своей сфере. Это позволяет им принимать более осознанные решения о своем будущем, основываясь на реальных знаниях и опыте, а не на ожиданиях окружающих.
Рисунок 8. Источники, используемые разными группами анкетируемых
Что касается источников, используемых разными группами анкетируемых, при самостоятельной работе, из предложенных вариантов: «Интернет», «Печатные источники» и «Другое» наиболее популярным оказался ответ «Интернет»: 69,4% из опрошенных группы студентов – «ускоренников» и 71,3% - студентов на базе 11 классов. Тем не менее печатные источники также пользуются спросом среди обучающихся: 20,8% и 24,9% соответственно.
Подводя итоги анкетирования студентов первого курса юридического факультета СибУПК, можно сделать вывод, что у большинства оправдались персонально сформированные ожидания от обучения, что способствовало росту интереса к новым формам обучения и активному участию в университетской жизни. Однако студенты со средним юридическим образованием несколько чаще испытывают разочарование, возможно, из-за более высоких ожиданий. Привлекательность различных форм обучения также варьируется, с предпочтением лекций и семинаров, как наиболее интерактивных и вовлекающих форматов. Студенты, независимо от образовательной базы, отдают предпочтение лекциям-презентациям, вероятно, их наглядность и структурированность привлекают анкетируемых больше. Значимо также и то, что студенты с юридическим образованием тратят значительно больше времени на самостоятельную подготовку, что отражает их более осознанный выбор профессии и ориентацию на углубленное изучение материала. И те, и другие активно используют интернет-ресурсы в учебе, но не забывают и про печатные издания. Положительно студенты первого курса юридического факультета СибУПК оценивают необходимость изучения родственные курсов по истории России.
В целом, академическая среда выступает не просто способом получения знаний, но и основой для формирования субъектности студентов, их способности к позитивным действиям и инициативам. Это способствует формированию активной гражданской позиции, усвоению новых актуальных компетенций, воспитанию ответственности и патриотизма.
Список литературы
- Бегалинова К.К., Горин С.Г. Влияние академической среды на трансформацию студенческой субъектности // Технологии в образовании - 2021. Сборник материалов Международной научно- методической конференции. Под общей редакцией Е.В. Добровольской. Новосибирск. 2021
- Молодин В. В., Горин С. Г. Реформирование образовательной системы и перспективы субъектности студента // Высшее образование в России. – 2014. – №10. – С. 158-163
- Ватлина Л.В., Горин С.Г., Фесенко Е.А. Образовательные трансформации и социальный субъект: некоторые аспекты позитивной динамики // Профессиональное образование в современном мире. 2022. №1. С. 97-104