Понимание циклонической активности имеет решающее значение для физической географии, поскольку она помогает в прогнозировании и управлении экстремальными погодными явлениями, поэтому на сегодняшний день изучение циклонической активности является фундаментальной областью исследований в области физической географии.
Формирование климатических идей о циклонической деятельности развивалось на протяжении веков, при этом новые знания постоянно добавлялись к пониманию ученых этих природных явлений.
Циклоны, часто формируют опасные явления также известные как ураганы или тайфуны, они представляют собой массивные вращающиеся погодные системы, которые образуются над тропическими и субтропическими океанами. Они могут нанести серьезный ущерб человеческой жизни, имуществу и окружающей среде, что делает необходимым понимать их формирование и поведение, чтобы эффективно подготовиться к ним.
Первое понимание климата, начинается в начальном курсе географии. Мы получаем представление о погоде в мире и в частности своей местности. Мы можем следить за изменениями погоды и затем анализировать полученный результат. То есть, в преподавании курса можно предоставить учащимся возможность развивать климатическую грамотность, что необходимо для понимания сложных отношений между окружающей средой, изменением климата и человеческой деятельностью. Понимая характеристики циклонов, учащиеся могут сделать более точные прогнозы о погодных условиях и изменчивости климата, способствуя информированному принятию решений и эффективной адаптации к климату и стратегиям смягчения последствий.
При этом следует отметить, что при изучении физической географии, учащиеся должны узнать о факторах, которые влияют на циклоническую активность, таких как системы давления, воздушные массы и океанские течения.
В рамках изучения курса используют различные учебники и учебные материалы, которые могут быть использованы для обучения основам климатических процессов. Кроме того, существуют научные статьи и публикации, которые описывают результаты исследований в области климатических процессов. Например, статья «О тенденциях циклонической деятельности над Европейской Россией в период 1951-2015 гг.» (Мелконян В. С., 2018), в которой автор использовал данные об атмосферном давлении на поверхности Земли, чтобы выявить изменения в количестве и силе циклонов. Было обнаружено, что за последние 65 лет количество циклонов в Европейской России уменьшилось, а их сила увеличилась [1].
Другим примером может служить работа «Развитие термических процессов и характер изменения атмосферного циклонического поля над Россией» (Рыжак И. И., Лапшина Е. Д., Скрипкин Г. А., 2017), в которой проводится анализ данных о поверхностной температуре, атмосферном давлении и влажности воздуха, что позволило выявить изменения в термических процессах и влияние этого процесса на интенсивность и маршруты циклонов над Россией [2].
Однако для того чтобы учащиеся могли получить более глубокое и полное понимание циклонической деятельности и ее влияния на климат, необходимо использовать не только теоретические материалы, но и практические примеры. На внеурочной деятельности можно обхватить учащихся различных возрастных групп, для наблюдения за погодой. На пришкольной метеорологической мини-станции в течении года, совместно с учащимися проводить наблюдения за ветром, осадками, атмосферным давлением, облачностью и другими явлениями, влияющие на создание циклонов. По мере накопления материала можно начать проводить анализ погодных процессов. Эти знания помогут еще больше расширить кругозор и научат разбираться в циклонах и других погодных явлений. Учащиеся смогут сделать вывод на основе многолетних наблюдений, о изменениях на местности. Так же на основе полученных данных можно создавать различные климатические карты и графики, а также анализировать климатические данные конкретных регионов, включая данные о количестве осадков, средней температуре и влажности воздуха.
Кроме того, можно использовать современные технологии и инструменты, такие как климатические моделирования, для предсказания будущих изменений климата и их связи с циклонической деятельностью. Это поможет, лучше понимать влияние климатических процессов на жизнь человека и окружающую среду, а также сформировать более глубокое понимание современных проблем, связанных с изменением климата.
В целом можно выделить следующие педагогические условия формирования климатических представлений о циклонической деятельности в процессе обучения физической географии посредством использования действующих прогностических моделей:
- использование современных информационных технологий в процессе обучения;
- сбалансированность учебной деятельности и использования действующих прогностических моделей в процессе обучения;
- знание преподавателем и обучающимися логики и этапов формирования климатических представлений;
- владение преподавателем инструментарием для оценки результатов сформированности климатических представлений;
- привлечение сети Интернет в качестве образовательного ресурса для использования прогностических и климатических моделей при изучении циклонической деятельности;
- формирование компетентности обучающихся в учебной деятельности;
- практическая значимость результатов использования моделей при изучении погоды и климата [3, с. 345].
На основе вышеизложенного можно прийти к выводу, что формирование климатических представлений о циклонической деятельности является важным элементом курса физической географии. Для этого необходимо использовать различные учебные материалы, научные статьи, климатические данные и современные технологии. Такой подход поможет лучше понимать принципы и механизмы формирования климатических условий, и их влияние на жизнь человека и окружающую среду.
Список литературы
- Мелконян В. С. О тенденциях циклонической деятельности над Европейской Россией в период 1951-2015 гг. // География и природные ресурсы. – 2018. – Т. 39. – №. 1. – С. 55-63.
- Рыжак И. И., Лапшина Е. Д., Скрипкин Г. А. Развитие термических процессов и характер изменения атмосферного циклонического поля над Россией // Метеорология и гидрология. – 2017. – Т. 42. – №. 4. – С. 480-490.
- Савенко М. Р. Педагогические условия формирования климатических представлений в процессе обучения географии посредством использования действующих прогностических моделей при изучении погоды и климата // Молодёжь XXI века: шаг в будущее. – 2021. – С. 344-345.