СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИКЛОНОВ В КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИКЛОНОВ В КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Авторы публикации

Рубрика

География

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (106), Март ‘23

Дата публикации 01.03.2023

Поделиться

В статье рассматривается изучение циклонической деятельности, в курсе физической географии, как один из ключевых факторов. Отмечается, что курс физической географии является одним из важных инструментов, позволяющих понимать принципы и механизмы формирования климатических условий. Автор рассматривает, как формирование климатических представлений о циклонической деятельности может быть улучшено в рамках курса физической географии.

Понимание циклонической активности имеет решающее значение для физической географии, поскольку она помогает в прогнозировании и управлении экстремальными погодными явлениями, поэтому на сегодняшний день изучение циклонической активности является фундаментальной областью исследований в области физической географии. 

Формирование климатических идей о циклонической деятельности развивалось на протяжении веков, при этом новые знания постоянно добавлялись к пониманию ученых этих природных явлений.

Циклоны, часто формируют опасные явления также известные как ураганы или тайфуны, они представляют собой массивные вращающиеся погодные системы, которые образуются над тропическими и субтропическими океанами. Они могут нанести серьезный ущерб человеческой жизни, имуществу и окружающей среде, что делает необходимым понимать их формирование и поведение, чтобы эффективно подготовиться к ним.

Первое понимание климата, начинается в начальном курсе географии. Мы получаем представление о погоде в мире и в частности своей местности. Мы можем следить за изменениями погоды и затем анализировать полученный результат. То есть, в преподавании курса можно предоставить учащимся возможность развивать климатическую грамотность, что необходимо для понимания сложных отношений между окружающей средой, изменением климата и человеческой деятельностью. Понимая характеристики циклонов, учащиеся могут сделать более точные прогнозы о погодных условиях и изменчивости климата, способствуя информированному принятию решений и эффективной адаптации к климату и стратегиям смягчения последствий.

При этом следует отметить, что  при изучении физической географии, учащиеся должны узнать о факторах, которые влияют на циклоническую активность, таких как системы давления, воздушные массы и океанские течения.

В рамках изучения курса используют различные учебники и учебные материалы, которые могут быть использованы для обучения основам климатических процессов. Кроме того, существуют научные статьи и публикации, которые описывают результаты исследований в области климатических процессов. Например, статья «О тенденциях циклонической деятельности над Европейской Россией в период 1951-2015 гг.» (Мелконян В. С., 2018), в которой автор использовал данные об атмосферном давлении на поверхности Земли, чтобы выявить изменения в количестве и силе циклонов. Было обнаружено, что за последние 65 лет количество циклонов в Европейской России уменьшилось, а их сила увеличилась [1]. 

Другим примером может служить работа «Развитие термических процессов и характер изменения атмосферного циклонического поля над Россией» (Рыжак И. И., Лапшина Е. Д., Скрипкин Г. А., 2017), в которой проводится анализ данных о поверхностной температуре, атмосферном давлении и влажности воздуха, что позволило выявить изменения в термических процессах и влияние этого процесса на интенсивность и маршруты циклонов над Россией [2].

Однако для того чтобы учащиеся могли получить более глубокое и полное понимание циклонической деятельности и ее влияния на климат, необходимо использовать не только теоретические материалы, но и практические примеры. На внеурочной деятельности можно обхватить учащихся различных возрастных групп, для наблюдения за погодой. На пришкольной метеорологической мини-станции в течении года, совместно с учащимися проводить наблюдения за ветром, осадками, атмосферным давлением, облачностью и другими явлениями, влияющие на создание циклонов. По мере накопления материала можно начать проводить анализ погодных процессов. Эти знания помогут еще больше расширить кругозор и научат разбираться в циклонах и других погодных явлений. Учащиеся смогут сделать вывод на основе многолетних наблюдений, о изменениях на местности. Так же на основе полученных данных можно создавать различные климатические карты и графики, а также анализировать климатические данные конкретных регионов, включая данные о количестве осадков, средней температуре и влажности воздуха. 

Кроме того, можно использовать современные технологии и инструменты, такие как климатические моделирования, для предсказания будущих изменений климата и их связи с циклонической деятельностью. Это поможет, лучше понимать влияние климатических процессов на жизнь человека и окружающую среду, а также сформировать более глубокое понимание современных проблем, связанных с изменением климата.

В целом можно выделить следующие педагогические условия формирования климатических представлений о циклонической деятельности в процессе обучения физической географии посредством использования действующих прогностических моделей: 

  • использование современных информационных технологий в процессе обучения;
  • сбалансированность учебной деятельности и использования действующих прогностических моделей в процессе обучения;
  • знание преподавателем и обучающимися логики и этапов формирования климатических представлений;
  • владение преподавателем инструментарием для оценки результатов сформированности климатических представлений;
  • привлечение сети Интернет в качестве образовательного ресурса для использования прогностических и климатических моделей при изучении циклонической деятельности;
  • формирование компетентности обучающихся в учебной деятельности;
  • практическая значимость результатов использования моделей при изучении погоды и климата [3, с. 345].

На основе вышеизложенного можно прийти к выводу, что формирование климатических представлений о циклонической деятельности является важным элементом курса физической географии. Для этого необходимо использовать различные учебные материалы, научные статьи, климатические данные и современные технологии. Такой подход поможет лучше понимать принципы и механизмы формирования климатических условий, и их влияние на жизнь человека и окружающую среду. 

Список литературы

  1. Рыжак И. И., Лапшина Е. Д., Скрипкин Г. А. Развитие термических процессов и характер изменения атмосферного циклонического поля над Россией // Метеорология и гидрология. – 2017. – Т. 42. – №. 4. – С. 480-490.
  2. Савенко М. Р. Педагогические условия формирования климатических представлений в процессе обучения географии посредством использования действующих прогностических моделей при изучении погоды и климата // Молодёжь XXI века: шаг в будущее. – 2021. – С. 344-345.
  3. Мелконян В. С. О тенденциях циклонической деятельности над Европейской Россией в период 1951-2015 гг. // География и природные ресурсы. – 2018. – Т. 39. – №. 1. – С. 55-63.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary