Внеурочная деятельность в образовании

Внеурочная деятельность в образовании

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

18

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 19.12.2022

Поделиться

Внеурочная деятельность обязательна и неотъемлемая часть основной общеобразовательной программы. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, осуществляемая в формах, отличных от урочной.

Система школьного образования призвана, прежде всего, социализировать учащихся, т.е. приобщать, адаптировать их к жизни в социальной системе[1, с.10].

Гарантировать оптимальные условия с целью выявления способностей каждого учащегося, сформировать обстановку эмоционального комфорта в ходе обучения возможно в процессе внеурочной работы. При этом немаловажно, что подобная модель деятельности не является обязательной, не навязывается ребёнку, а обуславливается его потребностями в получении дополнительных знаний, умений, навыков, в персональном темпе освоения материала, в неформальном общении с педагогом и другими учениками. Организация внеурочной деятельности целесообразна, прежде всего, для повышения качества общего образования[2, с.5].

Разнообразные виды внеурочной работы можно систематизировать по месту проведения, продолжительности, количеству участников.

Внеурочная работа имеет большим количеством отличительных черт, которые увеличивают учебную мотивацию:

носит добровольный характер;

не имеет строгого временного ограничения;

даёт возможность более широко использовать неординарные формы обучения: игры, интеллектуальные соревнования, викторины, экскурсии, полевые занятия;

даёт возможность сопоставлять успехи каждого ребёнка не с общими стандартами для учащихся определённого возраста, а с ранее достигнутыми результатами;

широкое применение межпредметных связей в зависимости от направленности интересов каждого обучающегося.

Непринудительный характер внеурочной деятельности уменьшает угрозу развития отрицательной учебной мотивации: любой человек с огромным наслаждением делает что-либо по собственной воле, нежели по принуждению.

Цель педагога зафиксировать возникший интерес к изучению предмета, добиться посещение учеником внеурочных занятий не эпизодически, а регулярно. При отсутствии строгих временных рамок учащийся будет меньше переутомляться в процессе работы, поддерживать свой темп изучения и усвоения материала, организовывать исследовательскую деятельность, которая требует больших временных затрат. Неординарные виды организации внеурочных занятий дают характер занимательности, заинтересованности, новизны процессу обучения. Именно такая деятельность увеличивает учебную мотивацию.

Внеурочная деятельность не урезана строгими стандартами уровня знаний, умений, навыков учащихся. Это вовсе не значит, что нужно игнорировать такие принципы дидактики как научность, учёт возрастных особенностей, результативность. Однако подразумевает персонализацию проекта преподавания: при выполнении общего плана занятий есть возможность дифференцированного подхода в зависимости от индивидуальных особенностей, возможностей каждого конкретного ребёнка. Например, часть класса, когда выполнила задание, делает выводы и обобщения с помощью учителя или товарищей, а другая  –  проявляет наибольшую самостоятельность и креативный подход. При этом по достоинству можно оценить каждого, отметив индивидуальный прогресс ученика, не сравнивая его с другими учениками.

Кроме того необходимо учитывать интерес каждого ученика к другим школьным предметам и внимательно использовать межпредметные связи. Например, ребятам, которым симпатизирует политика, можно предложить провести математические дебаты. Большие возможности для применения интегрированных взаимосвязей предоставляет организация и проведение межпредметных квестов.

Примеры заданий для межпредметного квеста:

 решение кроссворда или ребус на основе математических терминов;

– нахождение в литературном тексте числа;

– нарисовать с помощью геометрических фигур и математических символов «Царицу Математику»;

– вспомнить историю математики.

Список литературы

  1. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. -М.: Просвещение, 2014.– 21 с.
  2. Кондаурова, И.К Внеурочная деятельность и дополнительное математическое образование школьников в условиях ФГОС. В 2 частях. Часть 2. Частные вопросы: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 - «Педагогическое образование» (профиль подготовки бакалавриата – «Математическое образование»; квалификация (степень) выпускника – бакалавр; форма обучения – очная)/ И.К.Кондаурова. – Саратов , 2015. – 102 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее