Задача современной школы не просто обучать детей конкретным умениям по каждому предмету, но и формировать способность учеников создавать собственные проекты и умения их развивать и решать. Для данной задачи лучше всего подходит проектная технология. Суть данной технологии обучения заключается в том, что ученикам предлагается для самостоятельного решения проблема, которую он берет из реальной жизни, с которой он знаком лично, либо же которая его интересует, потом решение выбранной проблемы представляется в виде итогового проекта. В таких проектах тема учебной программы могут выступать как его содержание, которое удобно для исследования. Проект под собой рассчитывает не только на теоретическую, но и на практическую точку зрения.
Этапы работы:
· первый этап является подготовительным, выбирается сама тема проекта, общая информация связанная с данной темой
· планируется дальнейшая работа, проект разбивается на части
· самостоятельное исследование учениками
· итоговый анализ и обобщение полученных результатов
· заключительное представление проекта, его оценка и размышления над проделанной работой
В данной технологии учитель только направляет учеников, но никак не помогает им собственными силами, для того, что бы учащиеся приобрели новые знания. В следствие ученики сами решают проблемы которые, у них возникают при решении данной работы и получают конкретный результат, который они могут оформить как отчёт, альбом, доклад, газеты. Из за чего работа приобретает вид проектной деятельности и ученики лучше усваивают информацию и сами учатся пользоваться ей на практике.
Такую работу можно организовать как группой, так и индивидуально, зависит от предполагаемого объёма исследования.
Разработка таких проектов может длиться как один урок, так и может проходить во внеурочное время и может даваться на несколько месяцев.
То есть данная технология обучения представляет из себя совокупность поисковых, проблемных и исследовательских приёмов и средств для овладения как теоретическими, так и практическими знаниями.
Таблица 1.
Этапы работы над проектом
Этапы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Организационно- подготовительный |
Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. |
Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах. |
Поисковый |
Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. |
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый |
Оформление проекта, подготовка к защите. |
Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта. |
Рефлексия |
Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» |
Оценивание каждого участника проекта. |
Отличительной чертой данной технологии является то, что обучение проходит на активной основе, через самостоятельную деятельность ученика, которая соответствует с его личными мотивами. В самой основе данной технологии находится развитие познавательных умений ученика, умений ориентироваться в информации которая у него есть.
Еще раз повторим, что самое главное в проектном обучение- активное участие учеников. Именно ученик формулирует цели проекта, в идеале даже сам выбирает себе тему. Учитель в данному случае не является источкником знаний, а наставником, куратором. Его главная задача не решить проблемы учеников, а помочь им выбрать интересующую их тему и организовать их работу. Поэтому данная технология требует от учителя коммутативных и лидерских качеств.
Список литературы
- Анофрикова С.В, Бобкова М.А, Бордонская Л.А. Методика преподавания физики в средней школе:частные вопросы. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по физ.-мат.спец. Под редакцией С.Е. Каменецкого, Л.А.Ивановой.-М.:Просвещение, 1987. С. 336
- Маншиньян А.А. Теоретические основы создания и применения технологий обучения. – М.: Прометей, 1999. С.136