ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

493

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (108), Март ‘23

Дата публикации 15.03.2023

Поделиться

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность, проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д. 

Цель обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития – подготовить их к максимально возможной самостоятельной жизни, научить их по возможности обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: передвижение, самообслуживание, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, трудовая деятельность и досуг.  Обучение и воспитания детей с ТМНР является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, а также правильная организация деятельности.

Одно из направлений внеурочной деятельности для детей с ТМНР – школьное самоуправление. Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой ученик с ТМНР может реализовать свои возможности.

Создать систему самоуправления для детей с особенностями развития значительно сложнее, так как воспитанники не всегда могут включатся в деятельность, самостоятельно принимать решения, или даже удерживать внимание. По этому педагогу необходимо приложить немало усилий для организации любого вида внеклассной деятельности.     

Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся через проведение общешкольных мероприятий, которые планируются с учетом особенности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Организация школьного самоуправления – одно из эффективных направлений внеурочной деятельности.

Школьное самоуправление — направлено, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, на защиту их гражданских прав и интересов.

Всего этого можно добиться только через воспитательную внеклассную, общешкольную деятельность.

Цели и задачи школьного самоуправления разработаны с учетом возможностей воспитанников с различными формами инвалидности или задержки развития.  Все темы подобраны и адаптированы с учетом особенностей развития детей с ТМНР и их потребностей в развитии и социализации. 

Основные цели ученического самоуправления (школьного совета) для детей с ТМНР. 

  1. Сотрудничество педагогов и учеников разных возрастов. При организации мероприятий педагоги выступают как наставники для учащихся всех классов и разных возрастов.  Направляют, помогают, мотивируют, создают благоприятный микроклимат. 
  2. Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей. Создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, креативности элементов игры, оптимистической перспективы.
  3. Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив воспитанников. Реализуются основные ценностные ориентиры, такие как: гражданская ответственностьидеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, патриотизм, национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
  4. Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей с ТМНР. Привлечение внимания к проблемам учеников – это способ отношения к миру, утверждения человека в социуме, приоритет общечеловеческих ценностей; открытость для всех учеников, уважение к личностным интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления. 

Основные задачи ученического самоуправления (школьного совета) для воспитанников с ТМНР.

  1. Развитие у школьников самостоятельности, активности, творческих способностей, ответственности в различных направлениях деятельности. Сложная социально-педагогическая проблема обеспечить оптимальные условия для самостоятельности, активности, ответственности для наших воспитанников, но это необходимо в первую очередь для того, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной жизни и социальном окружении.
  2. Формирование условий для развития способностей учащихся с ТМНР. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Не талантливых детей нет. Школьное самоуправление помогает выявить и развить эти способности в интересной деятельности, раскрывая их потенциал. Способности не развиваются стихийно, а требуют специального процесса обучения и воспитания. Задача руководителя школьного самоуправления является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.
  3. Воспитание у детей гражданской позиции, способностей к созиданию. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность. У детей с ОВЗ по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта. Школьное самоуправление помогает вернуть их к гражданской и творческой жизни.
  4. Организация коллективной и индивидуальной работы. Применяется индивидуальный и коллективный подход к каждому ребенку.
  5. Формирование позитивного отношения к нормам существования в коллективе, к общечеловеческим ценностям. Коллективные обсуждения значимых для ребят проблем проходят на ученическом самоуправлении, где находятся пути их решения путем эмоциональных дискуссий и обсуждений.

Основные принципы построения ученического самоуправления (школьного совета) для детей с ТМНР. 

  1. Педагогическое руководство;
  2. Выбор содержания, форм и методов деятельности;
  3. Гласность и открытость;
  4. Свобода критики и обмена мнениями;
  5. Приоритетность интересов учащихся.

Основные виды деятельности, которые реализуются на ученическом самоуправлении – это познавательная и художественно эстетическая деятельности.   Благодаря этим направлениям, ученики могут реализовать свои личностные потребности, принять участие в интересных диспутах, викторинах, конкурсах, высказать свое мнение, пообщаться с интересными людьми. 

Участвуя в конференциях и дискуссиях, воспитанники учатся правильно передавать информацию в виде общения. Каждый школьник должен иметь возможность понятно высказать свою мысль, вести диалог, монолог, уметь доказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу, спорить, дискутировать, а также уметь убеждать своего собеседника в неправильности его мнений. 

Благодаря встречам с интересными людьми, у воспитанников формируется собственное мировоззрение и багаж знаний. Массовость мероприятия - рассчитана на одновременный охват многих учащихся.

Интеллектуальные игры, головоломки развивают у ребят воображение, креативность мышления. Такие занятия требуют умственного напряжения и интеллектуального усилия. Ученики развивают стремление к достижению положительного результата, находчивости и настойчивости.

Выступая на концертах, ребята видят результат своей работы. Постепенно с приобретением вокальных навыков и умений, ученики приобретают уверенность в своих силах, получают моральное и эмоциональное удовлетворение.  На школьном совете, ученики, которые принимали участие в разных конкурсах, концертах и фестивалях   делятся своими впечатлениями и переживаниями, показывают свои выступления в записи или вживую.

Участие в различных конкурсах способно изменить отношение ребенка к самому себе и к окружающим его людям. Реализуя свои возможности и способности, ученики испытывают чувство гордости.

Система развития школьного самоуправления является важной частью функционирования школы в вопросе социальной адаптации и коррекции личности с ограниченными возможностями здоровья. Привития уровня ответственности, морально-нравственных норм и желание взаимодействовать с окружающими увеличат шанс ребенка с проблемами в развитии занять свою социальную нишу и стать достойным гражданином своей страны.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации", статья 26 (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.;
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2017 г. N ТС-512/09 "О направлении методических рекомендаций";
  4. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы. изд. центр ВЛАДОС, 2013;
  5. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении - М.:ВЛАДОС, 2001;
  6. Изосимов Н. Ученическое самоуправление - как средство воспитания общественно активности. Абакан, 1964;
  7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2002;
  8. Оськина С. Ученическое самоуправление: от теории к практике. Воспитание школьников. - 2009.-№ 5;
  9. Прутченков, А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. - М:,2003;
  10. Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее