Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся через проведение общешкольных мероприятий, которые планируются с учетом особенности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Организация школьного самоуправления – одно из эффективных направлений внеурочной деятельности.
Школьное самоуправление — направлено, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, на защиту их гражданских прав и интересов.
Всего этого можно добиться только через воспитательную внеклассную, общешкольную деятельность.
Цели и задачи школьного самоуправления разработаны с учетом возможностей воспитанников с различными формами инвалидности или задержки развития. Все темы подобраны и адаптированы с учетом особенностей развития детей с ТМНР и их потребностей в развитии и социализации.
Основные цели ученического самоуправления (школьного совета) для детей с ТМНР.
- Сотрудничество педагогов и учеников разных возрастов. При организации мероприятий педагоги выступают как наставники для учащихся всех классов и разных возрастов. Направляют, помогают, мотивируют, создают благоприятный микроклимат.
- Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей. Создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, креативности элементов игры, оптимистической перспективы.
- Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив воспитанников. Реализуются основные ценностные ориентиры, такие как: гражданская ответственность; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, патриотизм, национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
- Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей с ТМНР. Привлечение внимания к проблемам учеников – это способ отношения к миру, утверждения человека в социуме, приоритет общечеловеческих ценностей; открытость для всех учеников, уважение к личностным интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.
Основные задачи ученического самоуправления (школьного совета) для воспитанников с ТМНР.
- Развитие у школьников самостоятельности, активности, творческих способностей, ответственности в различных направлениях деятельности. Сложная социально-педагогическая проблема обеспечить оптимальные условия для самостоятельности, активности, ответственности для наших воспитанников, но это необходимо в первую очередь для того, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной жизни и социальном окружении.
- Формирование условий для развития способностей учащихся с ТМНР. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Не талантливых детей нет. Школьное самоуправление помогает выявить и развить эти способности в интересной деятельности, раскрывая их потенциал. Способности не развиваются стихийно, а требуют специального процесса обучения и воспитания. Задача руководителя школьного самоуправления является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.
- Воспитание у детей гражданской позиции, способностей к созиданию. В общественном сознании наблюдается утрата традиционного российского патриотического сознания, проявление таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность. У детей с ОВЗ по разным причинам и в разной степени задержано накопление жизненного опыта. Школьное самоуправление помогает вернуть их к гражданской и творческой жизни.
- Организация коллективной и индивидуальной работы. Применяется индивидуальный и коллективный подход к каждому ребенку.
- Формирование позитивного отношения к нормам существования в коллективе, к общечеловеческим ценностям. Коллективные обсуждения значимых для ребят проблем проходят на ученическом самоуправлении, где находятся пути их решения путем эмоциональных дискуссий и обсуждений.
Основные принципы построения ученического самоуправления (школьного совета) для детей с ТМНР.
- Педагогическое руководство;
- Выбор содержания, форм и методов деятельности;
- Гласность и открытость;
- Свобода критики и обмена мнениями;
- Приоритетность интересов учащихся.
Основные виды деятельности, которые реализуются на ученическом самоуправлении – это познавательная и художественно эстетическая деятельности. Благодаря этим направлениям, ученики могут реализовать свои личностные потребности, принять участие в интересных диспутах, викторинах, конкурсах, высказать свое мнение, пообщаться с интересными людьми.
Участвуя в конференциях и дискуссиях, воспитанники учатся правильно передавать информацию в виде общения. Каждый школьник должен иметь возможность понятно высказать свою мысль, вести диалог, монолог, уметь доказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу, спорить, дискутировать, а также уметь убеждать своего собеседника в неправильности его мнений.
Благодаря встречам с интересными людьми, у воспитанников формируется собственное мировоззрение и багаж знаний. Массовость мероприятия - рассчитана на одновременный охват многих учащихся.
Интеллектуальные игры, головоломки развивают у ребят воображение, креативность мышления. Такие занятия требуют умственного напряжения и интеллектуального усилия. Ученики развивают стремление к достижению положительного результата, находчивости и настойчивости.
Выступая на концертах, ребята видят результат своей работы. Постепенно с приобретением вокальных навыков и умений, ученики приобретают уверенность в своих силах, получают моральное и эмоциональное удовлетворение. На школьном совете, ученики, которые принимали участие в разных конкурсах, концертах и фестивалях делятся своими впечатлениями и переживаниями, показывают свои выступления в записи или вживую.
Участие в различных конкурсах способно изменить отношение ребенка к самому себе и к окружающим его людям. Реализуя свои возможности и способности, ученики испытывают чувство гордости.
Система развития школьного самоуправления является важной частью функционирования школы в вопросе социальной адаптации и коррекции личности с ограниченными возможностями здоровья. Привития уровня ответственности, морально-нравственных норм и желание взаимодействовать с окружающими увеличат шанс ребенка с проблемами в развитии занять свою социальную нишу и стать достойным гражданином своей страны.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации", статья 26 (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2017 г. N ТС-512/09 "О направлении методических рекомендаций";
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы. изд. центр ВЛАДОС, 2013;
- Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении - М.:ВЛАДОС, 2001;
- Изосимов Н. Ученическое самоуправление - как средство воспитания общественно активности. Абакан, 1964;
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие М.: Педагогическое общество России, 2002;
- Оськина С. Ученическое самоуправление: от теории к практике. Воспитание школьников. - 2009.-№ 5;
- Прутченков, А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. - М:,2003;
- Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.