ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ХИМИИ В 5-7 КЛАССАХ

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ХИМИИ В 5-7 КЛАССАХ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

22

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (219), Май ‘25

Поделиться

Проблемой преподавания химии является сокращение количества часов. Какой выход из сложившейся ситуации? Введение пропедевтического курса в 5-7 классах в качестве внеурочной деятельности, в котором предлагается ознакомление с первоначальными понятиями, открытиями ученых, символикой, веществами, их свойствами, а также отработка простейших экспериментальных умений. Методологической основой избран системнодеятельностный, интегративно-модульный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование как предметных практикоориентированных знаний и умений, непосредственно связанных с жизнью человека, так и на развитие личности школьников.

Введение

Химия – наука, которая интересна тем, что предметом ее изучения являются множество полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: кондитеру, косметологу, врачу, повару, шоферу, садоводу, ветеринару, инженеру, строителю. Химия – наука древняя и вместе с тем очень динамичная, открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования.

Одной из главных проблем преподавания химии в школе является сокращение количества часов в основной и старшей школах, и как следствие отрывочные, несистемные, часто несвязанные между собой и другими областями знаний факты, теории, задачи. В итоге - снижение интереса у детей к предмету.

В связи с этим необходимость введения пропедевтического курса в 5- 7 классах является одним из вариантов выхода в сложившейся ситуации.

Вопрос 1: нормативная база: государственный образовательный стандарт, в котором изучение предмета «Химия» предполагается в течение 140 часов. Следовательно, изучение химии может начинаться в любом классе основной общей школы (5-9 класс, но не менее 140 часов). Государственный образовательный стандарт определяет, что изучать, но не говорит, когда изучать.

Вопрос 2: учебный план: федеральный базисный учебный план предполагает изучение химии в 8 и 9 классах по 2 часа в неделю. Но есть компонент образовательного учреждения и химию можно поставить с 5 класса, и предмет будет называться «Химия», а не «Химия. Пропедевтический курс», тогда химию по стандарту можно начинать изучать не с 8 класса, а с 5 – естественно сделав пояснения к учебному плану образовательного учреждения.

Вопрос 3: учебники: да, есть учебное пособие О.С. Габриеляна «Химия. Вводный курс», есть учебник «Физика. Химия» А.Е. Гуревича для 5-6 классов, но в федеральном перечне учебников этих учебников нет, и нет учебника, по которому можно официально работать в 5 – 7 классах.

Таким образом, пропедевтический курс химии возможен только в рамках внеурочной деятельности.

Материалы и методы.

Для обучающихся 5 класса  разработан курс (34 часа) «Свойства веществ», в котором предполагается ознакомление с химической посудой, измерительными приборами, первоначальными химическими понятиями, открытиями великих ученых, химической символикой, веществам и их физическими свойствами (хлорид натрия, гидрокарбонат натрия, уксусная кислота, карбонат кальция и др.), а также отработка простейших экспериментальных умений, формирование навыков обращения с простейшими приборами и химическим оборудованием.

Что изучается:

 

Раздел программы

 

Темы, входящие в данный раздел

Количество часов по темам

общее

практ.

работы

демонстрационный опыт

Раздел I.

Введение

Химия - наука о веществах

9

5

 

Раздел II.

Свойства веществ

 

Физические свойства веществ

8

5

1

Химические явления

7

5

3

Раздел III. Разделение смесей и очистка веществ

Разделение смесей и очистка веществ

11

6

1

 

итого

34

`21

5

 

Особенностью этой программы является большое количество практических работ, демонстрационных опытов. Как показывает практика, даже самый незамысловатый опыт выполненный самостоятельно во много раз повышает интерес и надолго закрепляет мотивацию к науке. Приведу примеры некоторых практических работ: Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории) с химической посудой»; Практическая работа № 3 «Выявление крахмала в молочных продуктах»; Практическая работа № 4 «Знакомство с лабораторным штативом»; Практическая работа №5«Приемы обращения и правила работы со спиртовкой. Строение пламени»;

Практическая работа №6 «Физические свойства веществ, определяемых с помощью органов чувств»; Практическая работа №9 «Растворимость веществ»; Практическая работа №11 Горючесть и негорючесть веществ. Разложение веществ. Демонстрационный опыт; Практическая работа №14 «Взаимодействие пищевой соды с лимонной кислотой»; Практическая работа №16 «Разделение смесей отстаиванием и фильтрованием»; Практическая работа №19 «Разделение смесей флотацией»; Практическая работа №20 Разделение смесей адсорбцией. Демонстрационный опыт; Практическая работа №21 «Разделение смесей с помощью бумажной хроматографии» и другие.

Приведу пример инструкции и ход работы для одной из практических работ.

Урок 3. Практическая работа №3 “Выявление крахмала в молочных продуктах”

Цель работы: «Определить наличие крахмала в кисломолочных продуктах”

Оборудование и реактивы: пипетка, раствор йода, чашечка Петри или предметное стекло, исследуемый образец кисломолочного продукта, свежий картофель.

Задачи: 1. Изучить состав (этикетку) данных кисломолочных продуктов. 2. Провести эксперимент по определению крахмала в кисломолочных продуктах 3. Сравнить содержание этикеток с результатом эксперимента 4. Сделать выводы о соответствии информации о наличии или отсутствии крахмала в исследованных кисломолочных продуктах.

Ход работы:

№ и название опыта

Что делали?

Что наблюдали?

Вывод

1. Качественная реакция на крахмал

Капельку йода с помощью пипетки нанесите на срез свежего клубня картофеля (в котором обязательно содержится крахмал)

 

 

2. Выявление крахмала в кисломолочном продукте

На предметное стекло или чашечку Петри поместите исследуемый образец пищевого продукта, нанесите с помощью пипетки раствор йода

 

 

3. Проверка результата эксперимента

Повторите опыт, соблюдая те же условия эксперимента еще раз для достоверности

 

 

 

Ответьте на вопросы: 1. Какие методы изучения химии присутствуют при выполнении практической работы? 2. Почему молочные продукты могут содержать крахмал? 3. Влияет ли наличие крахмала на качество продуктов? 4. С какой целью производители добавляют крахмал в молочные продукты? 5. Можно ли в домашних условиях проверить наличие крахмала в продуктах? Каким образом?

Надо пояснить, что эта работа следует после урока «Методы химии как науки», целью которого было обсуждение основных методов изучения естественных наук: наблюдение, гипотеза, эксперимент. В завершении работы после подведения итогов эксперимента по определению крахмала с помощью йода, знакомлю пятиклассников с современным электронным прибором (анализатором поврежденного крахмала) и принципом его работы (на видео).

При изучении разделов программы прослеживается последовательность знакомства с предметом химии: в начале с веществами, затем с их физическими свойствами, определяемыми с помощью органов чувств и с помощью измерительных приборов. Во втором разделе -  знакомство с химическими явлениями (реакциями), их признаками. Третий раздел посвящен изучению методов разделения смесей и решению кейсов, проблемных задач на основе изученного. Задания в кейсах касаются физических и химических свойств веществ, признаков химических реакций, использования химического оборудования и посуды и методов разделения или очистки веществ. Приведу пример одного из таких заданий:

 

Кейс 1

Один из древнейших способов получения соли для приготовления пищи заключается в ее экстрагировании из растений. Этот метод до сих пор применяется в некоторых частях Африки, лишенных залежей соли, либо удаленных на большое расстояние от морского побережья.

Рисунок 1.

Различные племена, предпочитают использовать для приготовления соли разные виды растений, например, папирус, некоторые травы, листья и кожуру бананов. Некоторые племена получают соль из золы сухих листьев, сжигаемых на земле, а точнее из смеси черной золы и частично обуглившихся листьев. Для экстрагирования солей в золу добавляют воду, которая растворяет соли, а затем подвергается фильтрованию.

Для получения соли используется глиняный котел с отверстиями в нижней части. Эти отверстия изнутри покрывают полосками банановых листьев. В листьях прорезают щели, которые действуют как примитивный фильтр. Котел загружают золой, которую заливают холодной водой. Вода медленно просачивается через прорези в банановых листьях и стекает в поставленный снизу кувшин. Время от времени в котел добавляют воду и приминают золу. Полученный в результате соляной раствор сразу же используется для варки овощей.

Задания:

 

1. Попробуйте придумать и нарисовать прибор, с помощью которого можно получить раствор соли из смеси в лабораторных условиях.

 

2. Составьте план разделения смеси двух твердых веществ: морского песка и поваренной соли. Мы знаем, что они отличаются по отношению к воде: соль растворяется, а песок – нет.

 

1. _______________________________________________

2. _______________________________________________

 

В 6-7 классах пропедевтический курс продолжается, он так же направлен на формирование знания основ химической науки через изучение истории химии, химических знаков и теорий; понимание обучающимися химической стороны явлений окружающего мира, роль этих явлений в жизни человеческого общества.

 

Раздел программы

Темы, входящие в данный раздел

Количество часов по темам

общее

практ.

работы

демонстрационный опыт

Раздел I. Введение

Химия – наука о веществах

10

3

 

Раздел II.

Строение вещества

Строение атома

18

 

 

Молекулы. Простые и сложные вещества

26

12

3

Раздел III. Разделение смесей и очистка веществ

Разделение смесей и очистка веществ

14

6

1

 

итого

68

21

4

 

Особенность изучаемого курса в 5-7 классе состоит в том, что изучение первоначальных химических понятий на три года раньше дает возможность разгрузить достаточно сложную по содержанию, с большим объемом учебной информации программу по химии в 8-9 классе. Учащимся предоставляется время для освоения в 5, 6 классах химического языка, химической символики, приобретения практических умений, что способствует более осмысленному использованию ими основных понятий и навыкам экспериментальной деятельности в 8-м классе. Кроме того, в 8-м классе освобождаются часы на более тщательное и глубокое рассмотрение материалов таких разделов, как «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Строение атома», «Растворы». В 7-ом классе школьники приобретают умение решать простые расчетные задачи по химическим формулам, поэтому в 8-ом классе у учителя появляется возможность увеличить количество часов на приобретение умений решать другие типы расчетных задач: вычисление объемов газов (при н.у.); расчеты по химическим уравнениям.

Результаты и их обсуждение. Выводы

Методологической основой разработанного курса в условиях реализации ФГОС избран системнодеятельностный, интегративно-модульный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование как предметных практикоориентированных знаний и умений, непосредственно связанных с жизнью человека, так и на развитие личности школьников.

Изучение предусмотренного учебного материала по химии позволяет учащимся достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, о чем свидетельствует активное и успешное участие школьников в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, турнирах, интеллектуальных и научно-познавательных играх, а результаты ГИА-9 и 11 выше средних общероссийских значений позволяют выпускникам выбирать желанный вуз и специальность на бюджетной основе, развиваться в выбранной профессии.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). – М.: Просвещение, 2021
  2. Злотников Э.Г. Химия для начинающих: пропедевтический курс. – М.: Просвещение, 2017
  3. Иванова Т.В. Пропедевтический курс химии как средство формирования интереса к предмету у учащихся 5-7 классов // Химия в школе. – 2020. – №5. – С. 12-18
  4. Петрова И.Н. Формирование экспериментальных умений у учащихся на пропедевтическом этапе изучения химии // Химия: методика преподавания в школе. – 2019. – №3. – С. 25-30
  5. Смирнова Л.А. Системно-деятельностный подход в преподавании пропедевтического курса химии // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – №4. – С. 45-50
  6. Лебедева О.В. Практические работы по химии для учащихся 5–7 классов. – М.: Просвещение, 2020
  7. Рыжова Т.В. Демонстрационные опыты в пропедевтическом курсе химии: методическое пособие. – СПб.: Лань, 2019
  8. Электронный журнал «Химия в школе». – https://www.chemistryatschool.ru
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее