Критика либеральных ценностей института государства с точки зрения маркса

Критика либеральных ценностей института государства с точки зрения маркса

Идеи марксизма до сих пор не теряют своей актуальности. В своем содержании они полностью противоречат основам либеральной системы ценностей. В статье рассматриваются противоречия концепций и то, как основатель марксизма критикует их.

Авторы публикации

Рубрика

Философия

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (67), май ‘22

Дата публицакии 29.05.2022

Поделиться

В настоящее время во всем мире активно распространяется либеральная система ценностей, которая провозглашает индивида высшей ценностью. Так же основными идеями либерализма являются:

  • свобода индивида;
  • формальное юридическое равенство;
  • государство должно опекать бизнес;
  • рынок должен регулироваться сам.

Большим потрясением для либерального мира стали события в России 1917 года. Октябрьская революция заставила либералов и консерваторов пересмотреть основные положения своих идеологий.

Основы марксисткой идеологии были закреплены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса и заключались в:

  • упразднении частной собственности;
  • упразднении эксплуатации одного человека другим;
  • отказе от денежных отношений;
  • бесклассовости общества;
  • религия понималась как пережиток прошлого.

 

Не смотря на всю противоречивость двух концепций К. Маркс никогда открыто не критиковал либерализм, а лишь указывал на его недостатки с своих работах. Маркс, анализируя законодательно закрепленные права человека, критикует их с точки зрения капиталистических отношений и говорит о том, что это преходящие формы, обслуживающие интересы господствующего класса. Так же он критикует неограниченную свободу человека, которая на самом деле заканчивается там, где начинаются интересы капиталистического общества. «Ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т.е. как индивида, замкнувшегося в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого» [1].

Следующим пунктом для критики является то, что Либерализм не отказывается от идеи угнетения человека человеком. Отсюда берется следующий аспект для критики. Западное общество допускает эксплуатацию человека человеком посредством присвоения части результатов труда наемных трудящихся.

Так же К. Маркс считал либеральное общество несправедливым, так как оно «не обеспечивают наиболее полного развития производительных сил и как следствие полноты удовлетворения потребностей и счастья. Представляют собой общество, в котором имеет место отчуждение человека» [2].

Перейдем к современности и рассмотрим на примере России, почему марксистская критика буржуазного общества не потеряла своей актуальности. Распад СССР, который повлек за собой переход на либеральную систему ценностей, что противоречит основам русской государственности.

Критика буржуазного общества Марксом и Энгельсом опирается на концепцию Гегеля, который утверждал, что в человеке господствует зло. Исходя из этого, идеологи марксизма пишут о том, что «у Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического процесса. ‹…› С одной стороны, всякий новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старых, отживающих, но освященных привычкой отношений. С другой стороны, с тех пор, как возникла противоположность общественных классов, двигателями исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие»[3, с. 307].

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что  классический либерализм индивидуалистичен. Маркс был коллективистом, последователем Г.В.Ф. Гегеля, который категорично высказывался против индивидуализма. Также основную часть марксистской критики либералов составляют индивидуалистические ценности, при которых человек трудится не на общественное благо, а на благо ради себя и становится «рабом своих собственных животных похотей»[4].

Список литературы

  1. Маркс К. К Еврейскому вопросу // ЛИТМИР URL: https://www.litmir.me/br/?b=278766&p=1 (дата обращения: 14.04.2022).
  2. Кашников Б. Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России/ НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород. 2004.
  3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. М.: Политиздат. - 1987.Т. 6. С. 664
  4. Маркс К. Мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о религии / под ред. «Атеиста». – М.: Атеист. 1929. С.371.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary