Н.В. Станкевич и зарождение западнического движения в России

Н.В. Станкевич и зарождение западнического движения в России

Авторы публикации

Рубрика

Философия

Просмотры

179

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 27.01.2024

Поделиться

В этой статье исследуется зарождение западнического движения в России, сосредотачиваясь на ключевой фигуре - Н.В. Станкевиче, и его созданном философском кружке в начале 1830-х годов. Члены кружка, включая В. Белинского и М. Бакунина, занимались философией, поэзией и музыкой, отражая западнические идеи развития в соответствии с западной цивилизацией. Станкевич, с уникальной художественной натурой, играл ключевую роль в формировании этого интеллектуального течения. Несмотря на преждевременную смерть, его вклад в западничество и русскую общественно-политическую мысль остаются значимыми.

Зарождение западнического движения, в строгом смысле, связано с деятельностью так называемого кружка Станкевича, созданного в 1831 году, когда Станкевич был студентом Московского университета. Этот кружок включал, преимущественно, друзей Станкевича из университета, а Герцен и Огарев, также западники, имели свой собственный кружок в это время. В состав кружка Станкевича входили такие известные личности, как В. Белинский, К. Аксаков, Кольцов, М. Лермонтов, М. Бакунин (с 1835 года), В. Боткин, Катков, Т. Грановский и Кавелин. Основной занятостью членов кружка были философия, поэзия и музыка. Они с энтузиазмом изучали философию Шеллинга, а после 1835 года обратили внимание на работы Гегеля. В поэзии они уделяли внимание творчеству Гёте, Шиллера, Гофмана, особенно Шекспира, а в музыке - творчеству Бетховена и Шуберта. Душой кружка был Станкевич, который выделялся не только замечательным умом, но и своей добротой, учтивостью и простотой манеры.

Станкевич, сын богатого помещика из Воронежа, получил разностороннее воспитание, начиная с полной свободы в деревне и заканчивая обучением в острогожском училище. Его разностороннее воспитание благоприятствовало его развитию, предоставляя полную свободу заниматься тем, что вызывает интерес. Станкевич оценивал свою жизнь и развитие, начиная с учебы в деревне и заканчивая обучением в острогожском училище.

Станкевич, развиваясь широко и последовательно, проявил свою художественную, музыкальную и одновременно глубоко размышляющую и созерцающую натуру еще на ранних стадиях университетского обучения. Его способность не только понимать глубоко и искренне, но и умение примирять противоречия, опиралось на его художественную натуру. Ему необходимо было близкое общение с людьми, что подчеркивает его потребность в сочувствии. Он выдумывал сочувствие и таланты, иногда видя в людях качества, которых у них не было, но и в этом он проявлял свою личную силу, так как редко прибегал к таким вымышленным сценариям. Станкевич был открыт к удивительным людям и умел поддерживать близкие отношения, оказывая влияние на их жизнь.

Философия, объединяющая то, что она анализирует на составные элементы, становится поэзией. Станкевич считал, что философия раскрывает истину относительно конкретного существования. Он писал Грановскому, что "созерцание необходимо для развития мышления". Если что-то трудно решить, он советовал "перестать думать и просто жить". Изучение философии Гегеля убедило Станкевича, что концепция космического процесса, как процесса развития абсолютной идеи, не является абстрактным панлогизмом. Станкевич осуждал Гегеля за отрицание принципа бессмертия личности. В его последующей интеллектуальной эволюции, возможно, он разработал бы оригинальную систему христианской философии и не остался бы типичным западником, аналогично Белинскому или Герцену.

Сам Станкевич, вероятно, не стал бы искренним западником, если бы не его преждевременная смерть от чахотки, прервавшая его духовное развитие.

Таким образом, статья рассматривает зарождение западнического движения в России, сосредотачивая внимание на ключевой фигуре – Н.В. Станкевиче, и созданном им философском кружке в начале 1830-х годов. Члены кружка, такие как В. Белинский, М. Бакунин и другие, занимались философией, поэзией и музыкой, придерживаясь западнических идей развития в соответствии с западной цивилизацией. Станкевич, с его уникальной художественной натурой и широким мировоззрением, играл ключевую роль в формировании этого интеллектуального течения. Несмотря на преждевременную смерть, его вклад в западничество и обогащение русской общественно-политической мысли остаются значимыми.

Список литературы

  1. Акулова, Л. В. Славянофилы, западники и современная Россия / Л. В. Акулова // Научный аспект. – 2019. – Т. 9. – № 2. – С. 1067-1074.
  2. Богданов А. В. Западничество в России: история и современность // Фи-лософия и общество. 2008. №3.
  3. Кочешков Геннадий Николаевич, Сараева Елена Леонидовна Истоки русского западничества 40-х гг. Xix века // Ярославский педагогический вест-ник. 2010. №4.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее