Влияние философии на развитие ребёнка младшего школьного возраста

Влияние философии на развитие ребёнка младшего школьного возраста

Авторы публикации

Рубрика

Философия

Просмотры

76

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (92), Ноябрь ‘22

Дата публикации 20.11.2022

Поделиться

В статье рассматриваются причины появления философии в жизни младших школьников. Здесь подробно раскрываются отличительные качества предмета «философия», последствия его изучения, а также положительное влияние на детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – это один из важных этапов в жизни каждого ребёнка. В этот период происходят значительные перемены как внутри самого ребёнка, так и в окружающем его мире. Именно здесь происходит смена ведущего вида деятельности. Школа перестраивает режим дня ребёнка, меняет его окружение, заставляет ребёнка ещё больше заниматься умственной и познавательной деятельностью. И на протяжении первых трёх учебных классов школьник с интересом и любопытством подходит к учёбе. В последующих же классах ему становится скучно. А освоение знаний становится всего лишь механическим заучиванием. Из этого появляются вопросы: «Как разнообразить обучение младших школьников?» и «Как донести полезную для детей информацию более понятно и интересно?».

Философия – вот ответ на данные вопросы. Что, если не философия, сможет открыть для детей мир размышлений и поиска ответов? Ведь с раннего детства мы слышим множество вопросов от каждого ребёнка и порой не можем дать правильный ответ на некоторые из них. Вот почему создание школьного предмета «философия» под руководством знающего специалиста было бы хорошим решением данной проблемы.  Именно философские навыки помогут младшему школьнику грамотно размышлять и решать волнующие вопросы. Точно также размышляли такие учёные, как: М.Липман, Г.Метьюс и другие.

Разработчик программы «Философия для детей», профессор и доктор философских наук Юлина Нина Степановна вместе со своими коллегами донесла до людей мысль о том, что философия не должна опираться на пассивное заучивание информации, а должна быть основана на активных действиях по решению философских вопросов с помощью творческого, интеллектуального подходов. Вот почему предмет «философия» можно назвать не традиционным. Он учит философствованию (учебники при этом не используются), а не запоминанию информации о философии. Класс при этом объединяется, составляя тем самым группу собеседников, которые работают над той или иной проблемой с помощью сократической беседы.

С 1 по 4 класс моральное образование воспитывает в школьниках ответственную перед собой и другими членами коллектива (семья/класс) личность, оно формирует самооценку и способность разбираться в себе (саморефлексию). Чтобы запустить процесс рефлексии и саморефлексии младший школьник должен понять собственное «Я», разобраться в нём, увидеть его духовные и физические стороны. И это важный этап. При этом, важное значение берут на себя язык и мышление, два важных компонента саморефлексии, которые в своём единстве толкают друг друга на развитие. Стоит также заметить, что на овладение навыками мышления влияют собственные мыслительные операции. Этот процесс достаточно длительный и трудоёмкий, но значимый. Развивать наш мозг, его когнитивные способности просто необходимо.

На уроках философии ставится задача, над которой дети либо самостоятельно, либо сообща размышляют. Они отстаивают свою позицию, но в то же время выслушивают каждого высказывающегося. Так школьники представляют свои чувства и мысли, пытаются чётко сформулировать и донести свою идею и аргументировать её правильность, тем самым осваивая смысловое поле языка и логические правила. Здесь также развиваются коммуникативные навыки. Дети могут поговорить друг с другом на интересующие их жизненные темы, чего они не могут сделать на обычных школьных уроках.

Сравнивая традиционные школьные предметы и философию, можно заметить ещё несколько отличий. Да, все предметы развивают в детях мышление, рассудительные способности, навыки говорения. Но именно философия раскрывает их больше всего, благодаря чему дети больше готовятся к самостоятельности и к трудным жизненным ситуациям. Ни на одном предмете учитель не сможет так раскрыть коммуникативные и социальные качества ученика, как на философии. Используя метод сократической беседы, можно разговорить почти любого замкнутого в себе ребёнка. Из-за чего пропадёт скованность, и даже улучшатся речевые показатели. Внутренний мир ребёнка при этом преобразится в лучшую сторону (эмоциональная стабильность и снижение агрессивности, стремление к общению, проявление мыслительной активности).

Также стоит обратить внимание на комментарий Н.С.Юлиной к работе «О педагогической методике обучения миролюбию» М.Липмана. Нина Степановна делает акцент на опасности появления агрессии у детей. До 8 лет ребёнка нужно учить ненасилию, чтобы чувство агрессии не успело перерасти в привычку. Вот почему необходимо ввести в школьную программу такой предмет, который научит детей контролировать себя и свои эмоции, научит коммуницировать с людьми и который научит правильному поведению в конфликтных ситуациях. Тема миролюбия очень широкая и сложная. Дети младшего школьного возраста не смогут строить верные рассуждения о моральных, правовых и социальных вещах. Но им нужно освоить элементарные формы таких рассуждений, которые строятся на жизненном опыте. Для этого школьный класс можно превратить в, так называемое, «сообщество исследователей», где дети будут помещены в проблемную ситуацию и будут искать выходы из неё, решать вопросы совместно или же индивидуально.

И здесь философия становится прекрасным решением данной задачи. Школьники обретают навыки межличностного общения, аргументативного рассуждения. Они существенно снижают в себе уровень агрессии, который мог бы вылиться как на других людей, так и на них самих.

В завершение можно сказать, что философия положительно влияет на ребёнка младшего школьного возраста. Она развивает в ребёнке здравомыслящую личность с набором необходимых качеств. И в наше время внедрение данного предмета в образовательную среду было бы весьма уместным. Ведь ни один традиционный школьный предмет не сможет так подробно проработать с ребёнком какие-либо жизненные ситуации.

Список литературы

  1. Юлина Н.С. Педагогика и психология: «Философия для детей», учебное пособие, М.: ИФРАН, 1996. — 241 с.
  2. StudFiles [Электронный ресурс]: Файловый архив студентов [Офиц.сайт], 2016. URL: https://studfile.net/preview/5510222/page:4/ (дата обращения: 14.11.2022).
  3. 96. 03. 020. Мэтьюс Г. Б. Философия детства. Matthews G. В. The philosophy of chilhood - Cambridge (Mass. ); L. : Harvard Univ.. Press, 1994. - [5], 136 p (дата обращения: 14.11.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее