Эволюция мировоззрения и литературной критики В.Г. Белинского

Эволюция мировоззрения и литературной критики В.Г. Белинского

Авторы публикации

Рубрика

Философия

Просмотры

17

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 27.01.2024

Поделиться

В статье рассматривается жизненный путь и творческую эволюцию выдающегося русского литературного критика Виссариона Белинского. В статье освещаются ключевые этапы его жизни, влияние Гегеля, его отношение к русской действительности и стремление к формированию национальной литературы.

Виссарион Григорьевич Белинский, известный русский литературный критик, родился 30 мая (11 июня) 1811 года в бедной семье в Свеаборге. Его детство было трудным из-за неудачной семейной обстановки, вызванной отцовской озлобленностью, неудачами в жизни и страстью к вину. Мать также не отличалась доброжелательностью. Отец, умный и начитанный, пытался влиять на Белинского своим критическим мышлением, но обстановка в семье была тяжелой. Белинский вырос одиноким и замкнутым в себе, получив начальное образование в уездном училище в Чембаре. Несмотря на развитие и начитанность, он ощущал тяжесть семейной жизни, насыщенной нищетой, злобой и произволом.

С 1825 года Виссарион Белинский учился в Пензенской гимназии, где завязал дружбу с учителем Поповым, предоставившим доступ к своей библиотеке. Не окончив гимназию, он предпочел сдать экзамены напрямую в университет. В ранней юности он увлекался романтизмом, читая Жуковского, Марлинского, Шиллера и Радклифф. Также следил за русской журналистикой, особенно ценил работы Полевого и Надеждина. Этот период он называл "бурным", чувствуя себя либералом и критиком современной реальности.

Белинский познакомился с философией Гегеля через Станкевича и Бакунина. Он считал, что разум выше частных интересов, но в конце концов отверг философию Гегеля, признав ценность личности. Под влиянием Гегеля Белинский стал сторонником "чистого искусства". Он считал, что искусство должно быть выше житейских проблем и призывал к примирению в жизни и искусстве. Белинский презирал французских энциклопедистов и критиков "искусства для искусства". Он ценил художников, творивших бессознательно, таких как Гомер, Шекспир и Гёте.

В 1833 году Белинский начал работать в редакции "Телескопа" и "Молвы". В 1834 году он опубликовал свою первую статью "Литературные мечтания", в которой высказал идею отсутствия русской литературы. Белинский считал, что русская литература должна отражать жизнь различных слоев общества и стать конкурентоспособной по сравнению с европейской. Статья получила широкое признание и стала отправной точкой для серьезной литературной деятельности Белинского. Вследствие закрытия "Телескопа" Белинскому приходилось искать новые источники доходов.

Белинский под влиянием Станкевича и Гегеля стал западником, но из-за цензуры не мог открыто выражать свои убеждения. Он следил за политической обстановкой в Европе и интересовался зарубежной литературой. В своих публикациях Белинский высмеивал славянофилов, не вникая в их философские взгляды. Однако, несмотря на это, Белинский разделял с славянофилами интерес к русскому народу.

В письме Боткину 1841 года Белинский выражает мысль о величии человека, но сомневается в своей русской идентичности. Он и его единомышленники - люди без отечества, для которых родина - призрак. Сознание утраты связи с реальностью приводит их к идее революционного изменения этой реальности. В 1847 году Белинский отправляется за границу для лечения, но не получает пользы от процедур. Несмотря на болезнь, он продолжает писать статьи. В письме Гоголю он критикует его за изменение убеждений. В 1848 году болезнь Белинского усугубляется, но он продолжает работать с энергией. Однако, в конце концов, болезнь становится преградой для творчества. Белинский умер в бедности.

Таким образом, жизненный путь и творчество Виссариона Белинского ярко отражают эволюцию его мировоззрения и критических взглядов. Из бедной семьи, он рос в трудных условиях, научился размышлять о жизни и обществе, и уже в молодости выделился своей развитостью и начитанностью. Его путь от романтизма к реализму, от поклонения Гегелю к отвержению его философии, а также его бескомпромиссное отношение к русской действительности и стремление к созданию национальной литературы делают его фигуру выдающейся в русской культурной и литературной истории. Белинский оставил неоценимый след в русской критике, принеся свой вклад в формирование литературного курса страны.

Список литературы

  1. Акулова, Л. В. Славянофилы, западники и современная Россия / Л. В. Акулова // Научный аспект. – 2019. – Т. 9. – № 2. – С. 1067-1074.
  2. Богданов А. В. Западничество в России: история и современность // Философия и общество. 2008.
  3. Кочешков Геннадий Николаевич, Сараева Елена Леонидовна Истоки русского западничества 40-х гг. 19 века // Ярославский педагогический вестник. 2010. №4.
  4. Чапаева, Л. Г. Славянофил и западник: два типа русского интеллигента (лингвистический аспект) / Л. Г. Чапаева // Политическая лингвистика. – 2022. – № 4(94). – С. 115-121.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее