РОМАН Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ БРАКА ГЕГЕЛЯ

РОМАН Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ БРАКА ГЕГЕЛЯ

Авторы публикации

Рубрика

Философия

Просмотры

19

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (65), май ‘22

Дата публикации 11.05.2022

Поделиться

В данной статье будут проанализированы семьи в романе «Анна Каренина» с позиции теории брака известного немецкого философа Гегеля, изложенной в работе «Философия права».

Семья - это неотъемлемая часть общества, в которой ребенок развивается, познает мир, формирует себя, как личность. В зрелом возрасте человек обретает свою семью, и конечно, каждый стремится создать правильные отношения внутри семейного круга, исправив ошибки своих родителей. В истории философии часто рассматривался вопрос брака. Немецкий философ Фридрих Гегель, будучи идеалистом, выдвинул теорию брака, которая до сих пор может считаться идеальной. Литература XIX века обратилась к описанию разложения брачного института и зарождения новых моделей семьи. В современном мире социально-экономические условия существенно изменились, и появилась необходимость поиска новых смыслов для создания семьи. Вместо патриархальной формы брака, порою позволяющей человеку выжить в суровых исторических реалиях, только ведя общее хозяйство, приходит иная форма взаимоотношений, иные причины движут людьми при создании семейного очага. Одно из величайших зрелых творений Л.Н. Толстого, «Анна Каренина», — это не только семейный и нравственно-философский, но и социальный роман, отображение изменений в российском обществе во второй половине XIX века. «Анна Каренина» относится к пласту прозы XIX века, отображающей разложение брачных уз и сокращение мужской власти, в нем отмечается зарождение новых отношений между полами.

Представления о браке и семье, как в обществе, так и в философии менялись постепенно. Иммануил Кант рассматривал брак, как договор, основывающийся больше на имущественных отношениях, чем духовных: «брак — это отношение равенства владения и как лицами, взаимно обладающими друг другом и как имуществом, причем они правомочны — правда, лишь по особому договору — отказаться от пользования какой- либо частью его»[3, с. 643]. Гегель же отрицал понимание Кантовского брака, как чисто гражданского контракта, считая, что это низводит брак до договора взаимного потребления. Также Гегель не соглашался с мыслью о том, что брак основывается только на любви, потому что любовь может быть мимолетной или просто обычной страстью, для немецкого философа брак имел, прежде всего, нравственные начала.

Что же такое брак по Гегелю? Брак — это правовая нравственная любовь, когда лица готовы свободно отказаться от своей природной личности ради того, чтобы найти себя в другом человеке - своем супруге. В своем понимании брака философ соединяет все предыдущие концепции о договоре и любви. Брак и семья строятся на доверии и полной отдачи себя ради другого человека, в процессе чего рождается любовь. Поэтому немецкий философ выступает против инцестов, партнеры не должны знать друг друга в мельчайших подробностях, потому что, то, что уже едино, не может быть соединено узами брака. Также брак между кровными родственниками — это просто влечение природных существ, а не нравственная любовь.

Брак для Гегеля - нерасторжимый союз в понимании духовном, так как содержит в себе высшую нравственную цель. Однако немецкий философ не отрицает разводы, потому что брак заключает в себе чувства, а значит, он неустойчив, так же разводы разрешены в случае, если брак совсем не может существовать, так как один из супругов совершил прелюбодеяние. Но при этом государство должно затруднять расторжение брака без серьёзных причин, а просто из обычных капризов.

Что есть семья? Семья выражается в трех сторонах - в понятии брака, во внешнем бытии, то есть собственности, и в воспитании детей.

В браке имущество и собственность необходимы, так как выражают в себе заботу о чем-то общем, добывание средств для этого общего, что, несомненно, сближает супругов.

Дети же рассматриваются Гегелем, как предметное выражение любви супругов. Именно через детей муж и жена больше влюбляются в своего партнера, так как в ребенке они видят не только себя, но и своего супруга: «Мать любит в ребенке супруга, а последний — жену; оба имеют в нем свою любовь перед собою» [2, с. 209].

Гегель хоть и не отрицает разводы, видит только 2 пути распадения семьи - нравственный и естественный. Нравственное распадение происходит, когда дети достигают совершеннолетия, а значит, могут создавать собственные семьи, имеющие для них первостепенное значение. Естественное распадение происходит вследствие смерти одного из супругов.

«Главная причина семейных несчастий та, что люди воспитаны в мысли, что брак дает счастье» [4, с. 201] - так в своем дневнике записал Лев Николаевич Толстой. Рассмотрим главные любовные линии в романе «Анна Каренина» с позиции Гегеля.

Главная героиня - Анна Каренина, её муж - один из влиятельных людей столицы, у неё есть восьмилетний сын, но при этом нет счастья и любви. Как было распространено, брак и семья представляли собой договор или удачную сделку, поэтому Анна вышла замуж за Алексея Каренина, который был старше её на двадцать лет, без каких-либо чувств и желания. Как бы сказал Гегель, этот брак уже неправилен, так как был заключен не ради нравственного и духовного, а ради расчета и положения в обществе: «Тут могут иметь место очень крутые действия, так как брак превращается здесь в средство для других целей» [2, с. 212]. Такой брак не несет в себе высшей нравственной цели, ему просто нужна жена, а ей - муж.

Единственные чувства, которые Анна испытывала к мужу — это уважение, но никак нежелание забыть о себе ради него. Из-за отсутствия в браке эмоциональной и духовной составляющих, таких как доверие, взаимность, забота, любовь, их единственный ребенок Серёжа - не отражение их любви. Если Каренина любит сына из-за одиночества, то Алексей Александрович достаточно холоден к мальчику: «Сережа, и прежде робкий в отношении к отцу, теперь... чуждался отца». [1, с. 467]

Когда Анна, чувствующая себя одинокой рядом с мужем, встречает молодого и красивого Вронского, она сразу влюбляется. По теории Гегеля, их отношения немыслимы, так как Анна была уже замужем, а брак должен быть только моногамным, так как предполагает собой «нераздельную» отдачу себя другой личности. Сожительство замужней женщины с другим мужчиной рассматривается чем-то неправильным не только обществом того времени, но и Гегелем. Немецкий философ считал, что сожительство — это только удовлетворение естественных потребностей, а не единство двух личностей.

Из-за связи Анны с Вронским, её брак распадается. С позиции Гегеля, развод был необходим, так как супруга совершила прелюбодеяние, и брак уже не мог существовать. Однако поступок Анны и влюбленность в другого мужчину философ рассматривал бы, как каприз или обычную страсть, но не истинную любовь. Отношения Карениной и Вронского заканчиваются трагично, женщина бросается под поезд, так как не получила от мужчины счастья, которого искала: «Я знаю, что с той первой минуты я пожертвовала ему всем! И вот награда! О, как я ненавижу его!» [1, с. 498]

Об отсутствии истинных чувств и духовного единение Вронского и Карениной свидетельствует и их отношение к дочери. По Гегелю, дети — это отражение супругов и их взаимной любви, но ни один из героев не любил ребенка: «Как она ни старалась, она не могла любить эту девочку, а притворяться в любви она не могла». [1, с. 580] Каренина, бросившись под поезд, не заботилась о судьбе ни одного из своих детей, Вронской - отдал дочь на воспитание Алексею Каренину.

Таким образом, ни брак с Алексеем Карениным, ни отношения с Вронским не выглядели в представлении Гегеля истинным браком и семьей. Параллельно любовной драмы Анны развиваются отношения Кити Щербацкой и Константина Левина, которые немецкий философ назвал бы «правовой нравственной любовью».

Отношения Кити и Левина совсем другие — это не выгодный брачный договор и не слепая страсть, а мелкие поступательные движения навстречу друг другу и своим чувствам. Их решение сочетаться браком было обоюдным и обдуманным, а не спонтанным порывом - Левин давно был влюблён в девушку, к Кити любовь к Константину пришла гораздо позже. В их отношениях было всё то, что Гегель считал необходимым в браке - духовная связь, любовь, доверие и взаимоуважение: именно Кити поддерживала Левина в момент смерти его брата. Поэтому брак Левина и Кити можно назвать идеальным гегелевским браком с возвышенной нравственной целью, в котором супруги готовы отдавать себя ради партнёра: «Он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не знает, где кончается она и начинается он» [1, с. 487].

Таким образом, мы рассмотрели брак и семью в романе «Анна Каренина» с позиции теории брака Гегеля. Можно сделать вывод, что идеальный гегелевский брак - скорее исключение, чем правило, что для времен Анны Карениной, что для нашего времени.

Список литературы

  1. Толстой Л.Н. Анна Каренина. - М.: Эксмо, 2016. 620 с.
  2. Гегель Г. В. Ф. Философия права - М.: Мысль, 1990. - 503 с.
  3. Кант И. Метафизика нравов в 2 частях //Сочинения. Т. 4, ч. 2. — М., 1965. 722 с.
  4. Толстой Л.Н. Без любви жить легче. М.: Аст, 2014. 240 С.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее