Психологическое обеспечение готовности молодых родителей к осознанному родительству

Психологическое обеспечение готовности молодых родителей к осознанному родительству

Социальные и культурные трансформации XX и XXI века привели к существенным изменениям взглядов на рождение и воспитание детей. Современное общество видит в родительстве контроль, заботу и содействие прогрессивному развитию ребенка. Но психологическая подготовка к роли родителей часто не соответствует биологическим возможностям личности. Важной задачей является подготовка молодежи к осознанному родительству.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публицакии 13.01.2022

Поделиться

В условиях модернизации общественной системы, социально-экономических сдвигов на пути к глобализации, пересмотра мировоззренческих установок закономерно возрастает интерес к проблемам семьи, являющейся не только условием решения демографической проблемы, но и наиболее важным, фундаментальным институтом социализации человека, становления его как личности. Политические, социальные, экономические, морально-этические, нравственные, культурные изменения в обществе оказывают огромное влияние на трансформацию института семьи в целом и родительской подсистемы. Являясь страной патриархальной, на протяжении многих веков Россия исповедовала ценности деторождения, религиозных канонов воспитания и домоводства. Социальные и культурные трансформации XX и, особенно, XXI века привели к существенным изменениям взглядов на рождение и воспитание детей.

Современное общество видит в родительстве контроль, заботу и содействие прогрессивному развитию ребенка. Почти все женщины и мужчины, достигшие половой зрелости, могут стать родителями. Психологическая подготовка к роли родителей часто не соответствует биологическим возможностям этой роли. Процесс становления ответственных родительских отношений в молодой семье является важной социально-психологической и образовательной проблемой современного общества. В своём исследовании А.П. Акутина определяет сознательное воспитание как необходимое психологическое воспитание личности. Она включает в себя родительские ценности, установки, ожидания, родительские чувства, установки и убеждения о себе как родителе. Автор отмечает, что осознанное родительство – это субъективное ощущение себя социальным, духовно-нравственным родителем личности, направленное на ценностное воспитание ребенка, подготовку позитивных, познавательных, эмоциональных и поведенческих отношений в семье, эффективное взаимодействие в семье, формирование родительских ценностей [1].

Родительство играет важную роль в жизни конкретного человека. На протяжении всей жизни родители остаются важными фигурами для людей. Родительство включает в себя феномен отцовства и материнства, но не ограничивается его простой совокупностью. Однако «при относительно активной разработке отдельных проблем материнства (А.Я. Варга, Д. Винникотт, М. Мид, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова) отцовство является практически неизученным (Т.М. Афанасьева, К. Витакер, И.С. Кон, В.И. Кочетков, М. Мид, В.А. Сухомлинский). То же необходимо отметить и по отношению к родительству в целом - в психологии нет четкого определения родительства, нет обоснования этого феномена с психологической точки зрения, за исключением исследования этнографического аспекта родительства [4]. В целом для того, чтобы стать осознанным родителям необходимо обеспечить максимальное счастье ребенка, чтобы минимизировать неприятные и травмирующие моменты. Очень часто ответственность перерастает в боязнь, чрезмерную заботу. Такой тип родительских отношений часто наблюдается у молодых родителей. Чаще всего чувство ответственности за ребенка появляется в первую очередь у женщин, потому что они проводят с ребенком больше времени, чем мужчины. Осознанное родительство трактуется «как система взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, обязанностей, отношений, эмоций и позиций. Сущность становления сознательных родителей в молодой семье заключается в формировании целостной структуры родителя, установлении устойчивых связей между его структурными элементами, когнитивном, эмоциональном и эмоциональном развитии каждого структурного элемента родителя» [3].

Психологическая работа с родителями – довольно сложное направление социально-педагогической деятельности. Часто родители не сомневаются в своих способностях, обвиняя школу и общество в трудностях во взаимоотношениях между детьми и родителями. Родителям часто бывает трудно осознать ошибочность своих мыслей, чувств и поступков. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что «проблема родительства как интегрального психологического образования личности, факторы его формирования разработаны достаточно слабо. Практически не разработан вопрос целенаправленного становления осознанного родительства» [3]. Обобщая мнения исследователей на эту тему, можно сделать вывод, что ответственные родители – это, прежде всего, зрелые люди, которые могут отвечать за свои поступки и жизнь. Зрелая личность молодых родителей может обеспечить благоприятные условия для роста и развития ребенка, обеспечить материальное благополучие и комфортные условия проживания. Поэтому сознательное воспитание – это, прежде всего, баланс различных аспектов воспитания: коммуникативного, эмоционального, ценностного, экономического, нормативного и духовного.

Таким образом, цель осознанного родительства: воспитать в любви и заботе самодостаточную личность со здоровой самооценкой. Это непросто, потребуется немало сил, терпения, внимания. Дети всегда должны чувствовать поддержку от самых близких. Им нельзя оставаться наедине со своими проблемами и переживаниями, даже если сложно о них рассказать. Особое внимание следует уделить структурным компонентам осознанного родительства, а именно: собственной компетенции как родителя; знаниям об основных функциях родительства; сохранению и укреплению здоровья ребенка, готовности воспитать у ребенка основные жизненные ценности. Становление указанных компонентов осознанного родительства может быть осуществлено посредством психологического сопровождения.

На современном этапе развития общества совместно интенсивно развивается идея психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, возникшая в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной педагогической и психологической помощи. Р.В. Овчарова выделяет педагогическую, социальную, психологическую, диагностическую и медицинскую модели работы с семьей [7]. Психологическая модель помощи семье применяется, если проблемы «в семье связаны с личностными особенностями членов семьи. Данная модель предполагает применение анализа семейной ситуации и психодиагностику личностей членов семьи и внутрисемейных отношений. В основе диагностической модели лежит предположение о том, что родители не обладают специальными знаниями о ребенке и семье» [7]. Родители имеют большое социальное значение, поскольку именно они определяют развитие и благополучие семейной системы и общества в целом. Характерные тенденции для современных семей, особенно родителей (феномен «социального сиротства», бездетность, феминизация, ослабление педагогической роли родителей, значительное снижение стабильности семьи и др.), заставляют психологов уделять этому направлению больше внимания. Ошибки и просчеты, допущенные родителями в процессе воспитания и развития ребенка, сменяются асоциальным поведением ребенка, позже могут появиться трудности адаптации к жизни в обществе, различные отклонения в психическом и личностном развитии. Это свидетельствует о том, что важной задачей является подготовка молодежи к сознательному воспитанию. Чем адекватнее и конкретнее сформирована система их представлений о воспитании, чем более информированные и практически подготовленные молодые люди могут играть роль родителей, тем больше у них шансов создать полноценную семью и успешно воспитывать детей.

Список литературы

  1. Акутина, С. П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив / С. П. Акутина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2009. – № 1 (9). – С. 133–142.
  2. Жупиева, Е.И. Особенности психологической готовности к материнству студенток [Текст] / Е.И. Жупиева // Сибирский психологический журнал. – 2015. – №16 – С.100–108.
  3. Жупиева, Е.И. Психологическая готовность студентов к браку и семейной жизни / Е. И. Жупиева, М. В. Журавлева, Я. В. Чернявская // Мир педагогики и психологии. – 2018. – № 8 (25). – С. 47-58.
  4. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие [Текст] / О.А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2004. – 320с.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988
  6. Нухова, М.В. Исследование взаимосвязи восприятия семейных коммуникаций и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте [Текст] / М.В. Нухова // Когнитивная психология: методология и практика. Коллективная монография / под науч. ред. В.М. Аллахвердова, Н.В. Дмитриевой, О.В. Защиринской, С.Н. Костроминой, С.А. Котовой, Т.В. Черниговской, Ю.Е. Шелепина. – Санкт-Петербург: Изд-во ВВМ, 2015. – С.356–362.
  7. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие [Текст] / Р.В. Овчарова. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
  8. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
  9. Фрей, А.И. Понятие психологической готовности к родительству в рамках современной педагогики и психологии // Nauka-rastudent.ru. – 2017. – № 12 (048) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL : .

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary