ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЛИЦА В СЕМЬЕ

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЛИЦА В СЕМЬЕ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

105

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (220), Май ‘25

Поделиться

В современном мире технологии снижают уровень физической активности, особенно у детей. Это делает особенно важной роль родителей в формировании здорового образа жизни. Государственная политика РФ поддерживает физическое воспитание несовершеннолетних, делая его частью стратегии по укреплению здоровья и благополучия семей.

В современном мире, в эпоху стремительно развивающихся технологий процесс информатизации предоставляет человечеству широкие возможности для самореализации и упрощения повседневной жизни, однако она также способствует снижению физической активности: различные гаджеты могут постепенно вытеснять необходимость в физической активности. К примеру, если ранее человек, не имея личного автотранспорта, не имея возможности добраться до пункта назначения на автобусе или такси, мог это сделать, только используя велосипед, ролики или, в конечном счёте, только свои ноги, то сейчас он может это сделать при помощи: электросамокатов, моноколеса и других механизированных средств. Аналогично и в сфере занятия спортом, занятия теннисом или футболом можно заменить, надев очки виртуальной реальности. Все это делает особенно важным формирование правильных привычек с детства – начиная с семейного окружения.

На фоне цифровизации, всё чаще забывается тот факт, что физическое воспитание способствует укреплению здоровья, развитию физических качеств, формированию двигательных навыков и умений ребенка. Ведь неспроста, родители, как первые и главные воспитатели, формируют отношения ребенка к движению, спорту и здоровью. Родители играют ключевую роль в формировании у ребёнка интереса к физической активности и здоровому образу жизни.

Необходимо отметить, что совсем недавно, в 2023 году президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул значимость не только продвижения культуры и здоровья, но и массового внедрения здорового образа жизни, в особенности среди несовершеннолетних. В данном контексте это является важным, т.к. вышеупомянутые направления вошли в число основных задач по обеспечению ментального и физического здоровья несовершеннолетних лиц, а также укрепления благополучия семей. Эти приоритеты нашли отражение в документе – «Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года», утвержденной главой государства [1]. Основными постулатами Указа являются базовые ценности современного российского общества и государства – «формирование и поддержка навыков здорового образа жизни у детей и семей, имеющих детей, популяризация культуры здоровья семьи» [2].

В 2024 году в ходе заседания с членами правительства глава государства вновь акцентировал внимание на необходимости обеспечении бесплатного доступа семей к спорту. Эти меры направлены на создание благоприятной среды для формирования здорового, физически и нравственно развитого поколения [3].

Как мы можем заметить, современная политика российского государства максимально направлена на создании фундамента для воспитания здорового молодого поколения, его физического и духовного развития. Недаром в общественном дискурсе часто звучит слоган : «Россию строить молодым». И это так, будущее за молодым поколением.

В рамках спортивного воспитания в семье основополагающую роль в данном процессе играют родители. Они, безусловно, являются главным примером для своих детей, именно их отношение к физической активности и здоровому образу жизни может существенно повлиять на формирование правильных привычек у ребёнка.

Следует подчеркнуть, что физическое воспитание в рамках института семьи является не обособленным направлением, а частью общего воспитательного процесса. Как и обучение, оно предполагает собой целенаправленную деятельность, с определенными задачами и строится на принципах педагогики. Очевидно, что проблема  физического развития детей в семейной среде носит не только образовательный, но и социальный характер. В условиях современных реалий, когда  умственная нагрузка обучающихся в школе увеличилась, а двигательная  активность снизилась под влиянием широкого использования  транспорта, цифровых устройств и технических новинок, вопрос становится особенно актуальным.

Существенный подход в становление научного подхода к вопросам физического развития детей внес российский педагог и анатом, П.Ф. Лесгафт деятельность которого пришлась на XIX столетие. Он создал систему, которая была научно обоснована и включала в себя элементы интеллектуального, морального и эстетического развития детей. В его концепции физическое воспитание рассматривалось как естественная составляющая развития ребенка, это естественный и неотъемлемый процесс формирования организма и личности с помощью специально подобранных упражнений и определённых движений, которые должны усложняться и становиться более интенсивными, требуя большей самостоятельности и проявления силы воли. Ученый подчеркивал, что гармоничное телесное развитие способствует духовному росту личности, а одним из важнейших инструментов он считал ежедневное участие детей в подвижных играх. Духовное развитие должно совершенствоваться через физическое развитие организма. Одним из способов разностороннего развития личности несовершеннолетнего лица учёный считал ежедневное использование подвижных игр.

Гармоничное формирование ребенка требует соблюдения принципов поэтапности и разумной активности с учетом пола, возраста и индивидуальных особенностей. При этом, конечно же, необходимо учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности каждого несовершеннолетнего лица. В наши дни существует много разнообразных способов включить физическое воспитание в повседневную жизнь семьи. Практически любой вид спорта и физическую активность при должном желании можно сделать семейной. Выбор зависит только от количества членов семьи, их возраста и личных предпочтений. Выделяются основные формы активного семейного досуга, направленные на физическое развитие:

1) Прогулки и выезды на природу – вместо пассивного досуга дома можно организовывать семейные прогулки по парку, зеленым зонам города, поездки за город. Популярность набирают так называемые «походы выходного дня» – ночевки в палатках, турпоходы. Это не только укрепляет физическое здоровье, но и способствует познанию окружающего мира, общению и сплочению семьи.

2) Семейные спортивные игры – совместные занятия футболом, волейболом, баскетболом, а также традиционные для отечественной культуры игры, такие как пионербол, городки, формируют командный дух, развивают координацию и моторику.

3) Семейная утренняя гимнастика – начинать день с короткой зарядки всей семьей – отличная привычка, способствующая бодрости и положительному настрою на весь предстоящий день. Такая практика создает дисциплину и укрепляет здоровье.

4) Семейные соревнования – участие детей и родителей в неформальных спортивных играх – залог воспитания интереса к спорту с раннего возраста. Это так же дает позитивный опыт взаимодействия и учит правилам честной игры.

Поэтому использование форм активного отдыха и занятий спортом всей семьёй помогут укрепить отношения в семье. Когда дети и родители занимаются спортом вместе, это сближает их и создаёт общие интересы. В подтверждении данного тезиса выступают результаты, полученные учёными из Словакии, в которых говориться, что семейные занятия физкультурой не только способствуют физическому развитию детей и укреплению их здоровья, но и улучшают атмосферу в семье, помогают наладить отношения между родителями и укрепить их роль в воспитании ребёнка

Таким образом, семья играет основополагающую роль в физическом становлении ребенка, с основами здоровья, дисциплины и социальной активности, где формами физического воспитания являются упражнения, игры, различная двигательная активность, являющаяся важным инструментом формирования здоровой, активной и целеустремленной личности.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 17.05.2023 г. №358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»
  2. Путин: Занятия спортом должны быть «максимально бесплатными» для граждан. – Текст: электронный // «Российская газета» – 2024 – URL: https://rg.ru/2024/06/04/putin-zaniatiia-sportom-dolzhny-byt-maksimalno-besplatnymi-dlia-grazhdan.html (дата обращения: 29.01.2025 г.)
  3. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. М.: Физкультура и спорт, Т. 1: Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч.1. 1951. С. 441
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее