Теории происхождения человечества

Теории происхождения человечества

В данной статье представлены основные теории происхождения человечества, их основные идеи. Также рассмотрена история и причины возникновения философской антропологии, её основные черты. Говорится о развитии антропологии и её связи с философией.

Авторы публикации

Рубрика

Философия

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (26), август ‘21

Поделиться

Философия – одна из древнейших наук, изучением которой занимается человек. Её вопросы являются вечными. Так, центральным объектом философского учения является человек, вокруг которого и происходит изучение всех природных и общественных явлений жизни. На протяжении многих столетий философы разных периодов истории и эпох задавались многочисленными вопросами о происхождении человека, смысле его жизни, устройстве окружающего его мира и духовных аспектах бытия.

При этом, ключевым и одним из самых сложных стал вопрос о происхождении человечества. Он волновал мир ещё много лет назад, волнует сейчас и, скореевсего, будет волновать в будущем. Актуальность данного вопроса в наше время обусловлена наличием огромного количества гипотез и теорий, которые во многом отличаются друг от друга.

На современном этапе существует множество трудов, посвящённых изучению данной темы. Среди них работы А.В. Гизуллиной, Б.И. Липского, К.М. Оганяна, а также множества других авторов.

Целью данной статьи является изучение основных гипотез и теорий происхождения человечества, их основные положения, а также рассмотрение вопросов антропологии с точки зрения философии.

Вопрос о появлении человека на Земле волнует большое количество учёных разных специальностей. Исходя из конкретной области науки или общественного развития, определённая теория происхождения человека приобретает специфические черты. Это также подтверждает мысль о том, что вопрос о появлении человека и его пребывании на Земле всегда будет волновать, причём разные слои общества.

Одной из самых распространённых теорий происхождения человечества является теория Дарвина. В современном мире, с развитием науки и уменьшением роли веры в паранормальное, она считается наиболее вероятной. Согласно данной теории, человек произошёл от древнейших приматов и вследствие развития стал «человеком разумным». А поспособствовал такому развитию естественный отбор, который является причиной непостоянства всего живого, а также является движущей силой эволюции[2]. То есть развитие человека обусловлено необходимостью приобретения умений и знаний, которые помогли ему приспособиться к окружающему миру и выжить.

Таким образом, данную теорию можно отнести к естественно-научному подходу к вопросу о происхождении человека, согласно которому «человек сформировался естественным путём в результате биологической революции, законы его развития есть часть всеобщих законов природы» [1, с. 88].

Также популярной, в особенности среди верующих, является теория творения или креационизм. Данная теория является религиозной. Согласно ей, человека сотворил Бог по своему подобию. В Библии говорится о том, что первыми людьми на Земле были Адам и Ева. А во многих странах религия опирается на античные мифы и легенды. Скептики в сфере науки считают теорию творения невозможной и оценивают её вероятность в миллиардные доли процента [2]. При этом, приверженцы креационизма отрицают другиетеории происхождения человечества.

Также философская сторона данной теории говорит о том, что существование человека – «явление совершенно особое, законами природы не объяснимое» [1, с. 88], а «сам процесс антропогенеза непостижим» [1, с.88].

Одной из наиболее известных и обсуждаемых является теория вмешательства. Сторонники данной теории утверждают, что возникновению человечества способствовали инопланетные создания. В отличие от других, теория вмешательства подразумевает под собой ещё три варианта развития событий. Согласно первой гипотезе, современные люди возникли в результате скрещивания инопланетных созданий с человеческими прародителями. Другая теория считает человека результатом экспериментов в области генной инженерии представителей иныхцивилизаций. Третья гласит о вмешательстве иных, неизвестных нам форм жизни в эволюционное развитие человека [2].

Данную теорию можно отнести к паранаучному подходу антропогенеза, согласно которому «человек есть результат целенаправленных действий, … созданный иными носителями сознания …, по недоразумению принятыми нами за богов» [1, с.88].

Стоит отметить, что сейчас в большинстве признаются только естественно-научный подход и креационизм, которые последователями обеих теорийпризнаются полностью противоположными и альтернативными. А паранаучный подход не признаётся ни представителями науки, ни представителями теологии[1, с. 88].

Несомненно, был период в истории человечества, когда и в обществе, и в науке господствовал креационизм, а естественно-научный подход считался паранаучным, а его сторонники подвергались преследованиям и гонениям. Это было обусловлено низким уровнем научных знаний и существенной ролью религии. «По сию пору сторонников креационизма большинство во всех первобытных и цивилизованных культурах» [1, с. 89].

Теперь рассмотрим антропологию с точки зрения философии.

Сам термин «антропология» как наука о человеке был представлен ещё в XVII веке. Тогда она трактовалась как религиозно-философское учение о духовно-телесной, т.е. двойственной, культуре человека [3,c. 12]. Таким образом можно утверждать, что изначально антропология говорила о человеке, как о соединении двух начал: материального и духовного. Однако далее, с течением истории, она перешла к биологии, что привело к обширному исследованию данной проблемы посредством проведения многочисленных археологических раскопок.

В XX веке философия вновь занялась изучением происхождения человека на ряду с другими науками и даже подвергла критике естественно-научный подход. И тут выяснилось, что и научный, и философский подходы к пониманию природы человека являются односторонними [3, с. 12-13].

Таким образом, теперь философская антропология изучает человека и его происхождения с точки зрения совокупности двух факторов: материальных признаков, а также культуры и духовности. Так, характерным для русской философии является гуманитарный подход, рассматривающий человека не как объект, а как «чувствующее и переживающее существо, способное к саморефлексии» [3, с. 13].

В философии также существует так называемая «система факторов антропогенеза», которая представляет собой совокупность природных факторов, способствующих появлению и эволюции человека[4, с. 47]. Однако человек – это не просто совокупность природных качеств и характеристик,он - биосоциальное существо. Так, в процессе эволюции появляется ещё одно понятие, помимо антропогенеза, - социогенез. Таким образом, философия стала изучать две стороны происхождения и развития человека в их единстве, что обрело название «антропосоциогенез».

Основой социогенеза является труд, что доказано антропологией, археологией, этнографией и палеопсихологией[4, с. 48]. Именно труд играет основную роль в развитии человека как социального существа. Сам Маркс определяет три компонента труда: «целенаправленная деятельность или сам труд; предмет труда; средства труда» [4, с. 48].

Таким образом, в вопросах происхождения и развития человека философия опирается на его духовную составляющую, что стало важным аспектом на ряду с изучением биологической стороны человечества. Это привело к образованию философской антропологии, которая рассматривает человека как живое существо и как совокупность духовных ценностей. Затем образовалась наука антропосоциогенез, которая стала более обширно изучать глобальную роль биосоциальной сущности человека в его развитии.

Список литературы

  1. Гизуллина, А. В. Антропология. Курс лекций : учебное пособие для вузов / А. В. Гизуллина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 201 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07548-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454604 (дата обращения: 08.01.2021).
  2. «Главная Образование Наука Версии происхождения человека. Основные теории происхождения человека» - [сайт]. – URL: (дата обращения: 08.01.2021).
  3. Липский, Б. И. Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8879-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451130 (дата обращения: 08.01.2021).
  4. Оганян, К. М. Философия человека : учебник для вузов / К. М. Оганян. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09621-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451756 (дата обращения: 08.01.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary