Сегодняшние договорные отношения целиком и полностью опираются на автономную волю их участников, нашедшую свое закрепление в действующем законодательстве в качестве принципа свободы договора. Но что вложено в эту самую договорную свободу, учитывая, что законодатель в ряде норм права предусмотрел соответствующие ограничения? Для этого надлежит обратиться к трудам великих мыслителей, которые смогли раскрыть аспекты сущности той свободы, которая сегодня закреплена как основополагающий принцип гражданского права.
Неслучайно свобода договора целиком и полностью опирается на философскую трактовку понятия «свобода», поскольку и в научном, и в практическом смысле юриспруденция опирается на философские знания [9, с. 20]. Отметим, что философская проблема свободы договора занимала умы таких ученых прошлого и современности, как Б. Спинозы, И. Канта, С.С. Алексеева, В.С. Нерсесянца и многих других.
С точки зрения философии, свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Такую трактовку понятию «свобода» дает философский энциклопедический словарь под редакцией Л.Ф. Ильичева [11, с. 595]. Близко к этой идее и определение французского философа А. Конт-Спонвиля, который утверждает, что быть свободным – это значит делать то, что хочешь [6, с. 510].
И здесь мы видим расхождение трактовки понятия «свободы» науки философской и науки юридической, ибо с точки зрения юридической науки невозможно делать то, что захочешь, ввиду того, что за совершение противоправного поступка наступает юридическая ответственность. Подобная ответственность наступает в любой отрасли права, и не исключением является гражданское право.
Известный нидерландский философ Бенедикт Спиноза пришел к выводу о том, что единство разума и воли человека есть его свобода, а размер свободы человека определяется степенью познания его разума, и свобода тесно связана с необходимостью, а противостоит свободе произвол.
Разумность, выделенная Спинозой, имеет большое значение для юридической науки. Особенно велико это значение в договорном праве, а именно при реализации принципа договорной свободы. С помощью разумности определяется мера поведения человека при вступлении им в те или иные правоотношения. Иными словами, разумность является фундаментом гражданского права и заложена в его общих положениях и основополагающих принципах.
По Спинозе, разумность является базисом для дальнейшей правовой надстройки и рождения ограничений, присущих договору, а свобода является обратной стороной для ограничений. Свободная воля подчиняется законам разума, опосредуясь со знанием субъекта этой воли [7, с. 28]. То есть, без разумности не возникли бы соответствующие ограничения для свободы договора, которые, во всяком случае сегодня, весьма необходимы, так как беспредел в договорном праве приведет к злоупотреблению правами, анархии в экономике и, в конечном итоге, подрыву государственности [12, с. 46].
Продолжателем Спинозы является Иммануил Кант, установивший единство свободы и морали. По Канту, свобода является первоначальным правом человека [10, с. 26]. Ученый внес большой вклад в разработку понятия «всеобщего принципа права», означающего правоту любого поступка, согласно максиме которого свобода произвола каждого совместима со свободой каждого в соответствии со всеобщим законом [5, с. 254]. В качестве важнейшей черты свободы ученый выделил моральность, ибо без морали свобода немыслима. По И. Канту, мораль и свобода дополняют друг друга, они взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. Мораль и право родственны, и этот родственник – свободная воля, для которой существуют принципиально разные способы реализации практической свободы [7, с. 29]. Но если бы наше договорное право было построено исключительно на моральности и не содержало бы ограничений для реализации принципа договорной свободы, трудно было бы представить, насколько многочисленными и безнаказанными оставались бы злоупотребления правом со стороны недобросовестных участников договорных отношений, которых, исходя из судебной практики, и в условиях установленных законодателем ограничений при реализации принципа договорной свободы встречается немало.
Интересно отметить, что в своих трудах ученый писал: «Разум есть постоянное условие всех произвольных актов, в которых проявляется человек» [3, с. 443]. Небезынтересно утверждение ученого и о том, что человек – существо двувидовое: он может быть представлен как явление чувственного мира и подчиняться эмпирическим законам, а может быть существом разумным и подчиняться разуму, который не подчиняется природным законам, а подчиняется законам своим собственным.
На основании вышеизложенных рассуждений Иммануил Кант вывел свой категорический императив, формулировка которого такова: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала актом всеобщего законодательства» [4, с. 260].
Философское проявление принципа договорной свободы изучали и российские ученые. Так, известный цивилист С.С. Алексеев писал, что: «Свобода договора – это одно из наиболее важнейших демократических завоеваний России, предназначенных для конституирования последовательно правового и политического строя российского общества» [2, с. 251]. Ученый считал, что свобода договора есть возможность несвязанного ни с чем выбора решения, которое не зависит ни от кого и ни от какой внешней силы.
Другой выдающийся ученый в области философии права и цивилистики В.С. Нерсесянц создал концепцию о неотделимости и взаимосвязи равенства и свободы. Он считал, что свобода не только не противоположна равенству, а именно правовому равенству, но и, напротив, она выразима лишь с помощью равенства и воплощена в этом равенстве [8, с. 43-54]. В науке философии равенство является понятием абстрактным, а в науке права равенство – это свобода. В науке же философии права «равенство» и «свобода» являются взаимосвязанными понятиями, оказывающими огромное влияние друг на друга и играющими ключевую роль. Правовое равенство – это равенство свободных личностей и степеней их свободы. По В.С. Нерсесянцу, право является формой бытия, выражение и осуществление свободы совместной жизни людей. Именно поэтому в статье 1 ГК РФ закреплен принцип правового равенства участников правоотношений [1].
Пожалуй, с указанными точками зрения выдающихся ученых трудно не согласиться. Действительно, несмотря на особенности реализации принципа договорной свободы, он свидетельствует нам о том, что человек волен определять свои цели и задачи, которые не противоречили бы действующему законодательству и здравому смыслу, а потому наделен правом выбирать те правоотношения, в которые он хотел бы вступить, те условия, которые он хотел бы видеть, те права и обязанности, которые содержал бы договор. Понимая важность воли, морали, разумности и равенства, законодателем и был закреплен принцип свободы договора в статьях 1 и 421 ГК РФ, хотя и с рядом ограничений.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что понятие «свобода» в философском ее проявлении очень близка к понятию «свобода» в ее правовом проявлении. Свобода одного человека имеет границы и ограничена свободой других людей, а свобода договора состоит из множества структурных элементов, которые, выстраиваясь вместе, образуют полную картину. К таким элементам относятся: воля, мораль, разумность, равенство. При исключении хотя бы одного структурного элемента разрушится целостность и правильное представление того, что такое свобода договора.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2023). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 10.11.2023).
- Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 7: Философия права и теория права. – М. : Статут, 2010. – 520 с.
- Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. – М. : Наука, 1999. - 655 с.
- Кант И. Сочинения. В 8-ми томах. Т. 3 / Под общей редакцией проф. А.В. Гулыги. – М. : ЧОРО, 1994. – 741 с.
- Кант И. Сочинения. В 8-ми томах. Т. 6 / Под общей редакцией проф. А.В. Гулыги. – М. : ЧОРО, 1994. – 616 с.
- Конт-Спонвиль А. Философский словарь / Пер. с фр. Е. В. Головиной. – М. : Этерна: Палимсест, 2012. – 752 с.
- Малинова И.П. Философия права и юридическая герменевтика : монография. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2023. – 176 с.
- Нерсесянц В.С. Философия права : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2020. – 848 с.
- Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права : учебник для вузов. – М. : Изд-во Юрайт, 2023. – 516 с.
- Семенов В.Е. Морально-правовые принципы в истории философии права // Lex Russica. 2015. № 11. С. 25-46.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 839 с.
- Чучунова Н.С. Свобода договора в российском гражданском праве // Вестник арбитражного суда Московского округа. 2014. № 1. С. 44-50.