ТЕМА РОКА И СУДЬБЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГЕНРИХА ФОН КЛЕЙСТА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ЛОКАРНСКАЯ НИЩЕНКА»)

ТЕМА РОКА И СУДЬБЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГЕНРИХА ФОН КЛЕЙСТА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ЛОКАРНСКАЯ НИЩЕНКА»)

Авторы публикации

Рубрика

Литературоведение

Просмотры

21

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 37 (39), ноябрь ‘21

Дата публикации 14.11.2021

Поделиться

В данной статье рассматривается тема рока и судьбы на примере новеллы известного немецкого писателя Г.Ф. Клейста  «Локарнская нищенка», а также прослеживается некая связь поступков человека и его дальнейшей судьбы. Основная мысль произведения состоит в том, что жестокое отношение и поступки, противоречащие моральным устоям, обернутся в результате против того, кто их совершил. Поэтому, во избежание возмездия, люди должны вести себя согласно принципам морали и нравственности.

Романтизм является одним из крупнейших направлений во всемирной литературе, расцвет которого приходится на конец XVIII века — первую половину XIX века. Данное направление приходит на смену эпохи Просвещения и совпадает с промышленной революцией, в которую появилось множество изобретений, таких как: паровые машины, паровозы, и др. Если отличительной чертой эпохи Просвещения считается  культ разума, рационализм и свободомыслие, то главной характеристикой романтизма является культ чувств, изображение внутреннего мира человека, природы, создание лирического пейзажа [5].

В жанре романтизма писали множество известных авторов, таких как, например, братья Август и Фридрих Шлегель, Ахим фон Арним и Клеменс Брентано, Вильгельм и Якоб Гримм, Эрнст-Теодор-Амадей Гофман и др.

Также, одним из представителей данного направление считается немецкий драматург, поэт и прозаик Генрих фон Клейст, полное имя Бернд  Генрих Вильгельм фон Клейст (18 октября 1777 - 21 ноября 1811). Вся жизнь и судьба  писателя была наполнена трагическими событиями и душевными надломами и  представляла собой стремление к идеальному и иллюзорному счастью, и это во многом отражено в его творчестве. Всю непреклонность своей натуры, психическую неустойчивость, непримиримость со своим временем, явную враждебность к нему вкладывал писатель в своих героев      [1, с.84-86].

Наконец, обратимся к одному из произведений Генриха фон Клейста, к новелле «Локарнская нищенка». (Das Bettelweib von Locarno). Произведение вышло в свет 11 октября 1810 года и было напечатано в «Берлинских вечерних листках», № 10 («Berliner Abendblätter»).

Для начала рассмотрим сюжет произведения.

Новелла начинается с описания Старого замка, находящегося у подножия Альп в Верхней Италии. Он принадлежит одному маркизу. Однажды, в этот замок пришла старая больная женщина. Она попросила милостыню, и хозяйка дома из сострадания решила уложить ее на соломе в одной из комнат замка. Вернувшись с охоты, маркиз увидел нищенку и с недовольством приказал ей подняться из того угла, где она лежала и перебраться за печку. Однако, случилось несчастье. Старушка, поднимаясь, поскользнулась клюкою на гладком полу и сильно повредила себе крестец. С огромным трудом она все же перебралась за печку, однако, там она спустя некоторое время умерла.

 Через несколько лет маркиз оказался в затруднительном материальном положении из-за войны и неурожая. Поэтому он решил продать замок приезжему рыцарю. Маркиз поручил своей жене поселить рыцаря в той комнате, где скончалась нищенка, поскольку именно эта комната была самой красивой и отличалась роскошным убранством. Однако, ночью к хозяевам дома прибежал бледный и испуганный рыцарь, который готов был поклясться, что он видел привидение. Он рассказал, как нечто невидимое, с шорохом, словно лежало на соломе в углу комнаты, поднялось, медленно пересекло комнату и со стоном опустилось за печкой. Маркиз очень испугался, однако не показал этого и лишь посмеялся над рассказом рыцаря. А затем сообщил, что проведет ночь в комнате с рыцарем, если тот боится. Но рыцарь попросил позволить ему переночевать в спальне маркиза, а с наступлением утра, уехал. Это происшествие вскоре стало известно всем и отпугнуло покупателей от замка. Слуги распространили слух, что в замке обитает привидение. Маркиз решил положить конец слухам и переночевать в этой злосчастной комнате. Но был потрясен, услышав такой же шорох, как и описывал ему рыцарь. На следующее утро маркиз со страхом рассказал жене, что рассказ рыцаря был правдой. Его жена испугалась и попросила его раньше, чем он придаст огласке этому делу, проверить все ещё раз. Маркиз и маркиза вместе с преданным слугой на следующую ночь услышали тот же жуткий и непонятный шум. Их охватил ужас. На следующий день они, чтобы выяснить причину непонятного шума, снова поднялись в комнату для гостей. Там они заметили, что случайно перед дверью оказалась дворовая собака. Недолго думая, они решили взять ее с собой в комнату.

 Полночь. Оба супруга сидят, не раздеваясь, в комнате, собака ложится посередине и засыпает. Как вдруг, через некоторое время, они снова услышали ужасный звук и шорох. Собака проснулась и с рычанием начала пятиться назад, как будто на нее наступал человек. При виде этого маркиза с криком, в ужасе, выбегает из комнаты. Маркиз как безумный хватает шпагу, с криком, спрашивая, кто в комнате, но ему никто не ответил. Маркиза решила немедленно уехать. Но не успела она собрать и уложить вещи и выехать за ворота, как видит, что замок со всех сторон был объят пламенем. Маркиз, доведенный до отчаяния, взял свечу и со всех четырех сторон поджёг замок, обложенный деревянной панелью. Маркиза посылала в дом людей, чтобы спасти несчастного. Но все попытки были тщетны. Он уже погиб, и погиб самым жалким образом. И по сей день «лежат его белые кости, снесенные поселянами, в том углу комнаты, из которого он приказал подняться локарнской нищенке» [3].

Таков сюжет данной новеллы. Мы видим, что она не очень большая по объему, однако она очень поучительна и актуальна и в наши дни.

Что касается художественных особенностей произведения, в новелле ярко прослеживается один из мотивов романтизма - Символ ночи. Как мы уже говорили выше, что в произведениях эпохи Романтизма она является символом безграничности и богатства потустороннего мира. В данном произведении мы также можем видеть Ночь, выступающую здесь в качестве некого соединяющего звена, словно врата, которые с наступлением темноты открывают проход в потусторонний мир и через которые в наш мир также могут проникать разнообразные сущности. В нашем случае это неупокоенный призрак бедной и несчастной женщины.

Как уже было упомянуто выше, Клейст в своих произведениях уделяет большое внимание исторической тематике. В его произведениях действие часто происходит за пределами Германии, в прошлом, или в Средневековье. В       произведении    «Локарнская        нищенка»      действие     разворачивается   вне   Германии, а именно в Верхней  Италии, к тому же в прошлом (Средневековье). Маркиз и Маркиза живут в огромном старом замке, им прислуживают слуги. Это также служит отсылкой к Средневековью.

Теперь обратимся к теме рока и судьбы и более подробно рассмотрим отличие этих понятий друг от друга.

Тему рока и судьбы затрагивали в своих произведениях многие авторы мировой     литературы.     Так,     например,    эта     тема встречается в    произведениях       русских      авторов       таких       как   А.  С.     Пушкин,  М.Ю.  Лермонтов. Кроме    того,   этой      темы      касались    и      зарубежные       авторы   -   Софокл  «Эдип-царь»,    У. Шекспир, В. Гюго.

Итак, что же такое рок? Существуют различные трактовки этого понятия.

Так, к примеру, в Древней Греции полагали, что рок – это непреодолимая, мрачная сверхчеловеческая сила, могущественнее всех богов, которой подвластно всё в мире [4]. Мы полагаем, что рок представляет собой некое злое ужасное предопределение, страшную участь, которая настигает человека в определенный период его жизни. И порой от него нельзя скрыться или убежать. Это нечто предопределенное и от него уже не спастись. Но так ли он предопределен как судьба или же он обусловлен поступками человека в той или иной ситуации и его все-таки можно избежать?

Если рассматривать судьбу, то судьба это нечто предопределенное, то, что уже произойдет независимо от действий человека. Что же касается рока, мы считаем, что он часто зависит от действий и поступков той или иной личности. Если человек совершает злой поступок, противоречащий моральным устоям, то часто во многих случаях, как говорят, это зло вернется к нему бумерангом, его настигнет возмездие.

Итак, перейдем непосредственно к проблематике произведения и рассмотрим, как отражается тема рока и судьбы в новелле Генриха фон Клейста «Локарнская нищенка». Данное произведение рассматривает жестокость  по отношению к другим людям. Причем,эта жестокость не проявляется физически, а скорее отражается на уровне морали. Маркиз здесь предстает как аморальная личность, лишенная чувства сострадания к бедной больной женщине. Он, даже видя, что на старости лет ей сложно передвигаться, все равно приказывает ей подняться и перейти в другое место. Хотя бедная старушка даже никак не мешала ему. В этом случае маркиз предстает еще и эгоистом, личностью, чувствующей себя выше других и считающей, что он может делать все, что хочет, невзирая на интересы других.

Подобное поведение не может оставаться безнаказанным. И в этом произведении можно заметить яркий пример случившегося возмездия. После того, как старая больная женщина, повредив крестец, умирает, маркиза также вскоре настигает злой рок. (В состоянии сумасшествия он поджигает дом и погибает в огне.) Этот случай ясно показывает, что свершилось возмездие, и маркиз получил по заслугам. Вполне возможно, что у него была другая судьба, и он вполне мог остаться жив. Однако, его аморальное поведение и жестокость по отношению к другим, навлекло на него эту ужасную участь.

В произведении маркизу также противопоставляется его жена. Она отнеслась к нищенке с состраданием и помогла ей. И в итоге, в конце произведения четко и ясно прослеживается то, к чему приводят их действия. Маркизе удается спастись, ее муж же в состоянии безумия погибает в огне.

Таким образом, основная мысль произведения заключается в том, что нужно относиться к людям по-доброму, проявлять добросердечность, отзывчивость и сострадание по отношению к другим. А жестокое отношение и поступки, противоречащие моральным устоям, обернутся в результате против того, кто их совершил. Поэтому, во избежание возмездия, люди должны вести себя согласно принципам морали и нравственности.

«Да воздастся каждому по делам его» - так звучит известная цитата из Библии [2]. Эти слова также актуальны и в настоящее время и применимы к этому произведению, ведь смысл этих строк достаточно прост и означает, что каждый получит по заслугам и в итоге справедливость восторжествует, что также можно заметить в конце новеллы: «И поныне лежат его белые кости, снесенные поселянами, в том углу комнаты, из которого он приказал подняться Локарнской нищенке».

Итак,  подводя итоги данной статьи, можем сделать вывод, что каждое произведение немецкого писателя Г.Ф. Клейста уникально и посвящено различным темам и проблемам жизни человека. Во многих своих произведениях писатель также уделяет особое внимание внутреннему миру человека. Но помимо этого, в своих произведениях он также затрагивает тему рока и судьбы, некое предопределение, страшную участь, которая настигает человека в определенный период его жизни, если же он совершает поступок, противоречащий моральным устоям. Это можно наблюдать в его известной новелле «Локарнская нищенка», которая также является актуальной и в наши дни.

Также, хотелось бы отметить, что произведение «Локарнская нищенка»  можно порекомендовать для изучения в общеобразовательных учреждениях, поскольку с педагогической точки зрения оно способствует развитию  у обучающихся таких нравственных ценностей, как доброта, милосердие, сострадание,     готовность     прийти   на помощь        ближнему,      поскольку,  на примере  данного   произведения чётко прослеживается то,  как проявление           положительных       качеств         может   влиять     на  жизнь и судьбу  человека, в то время как жесткость строго карается.
Осознание обучающимися важности данных нравственных ценностей не только сделает их квалифицированными специалистами по выбранной ими специальности, но и будет способствовать формированию социально-правильного поведения в обществе.

Список литературы

  1. Дейч А.Л. Судьба поэтов: Гельдерин, Клейст, Гейне. - М.,1968.- 555 с.
  2. Библия онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bible.by/verse/40/16/27/( Дата доступа: 21.10.2021).
  3. Генрих фон Клейст Локарнская нищенка, ЛИТ МИР Электронная библиотека.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=245560&p=1 ( Дата доступа: 19.10.2021).
  4. Зубенко, Ю. А. Методическая разработка по русской литературе для 10- 11 классов«Судьба, рок и возмездие в произведениях русской литературы XIX века»/ Ю. А. Зубенко - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Лицей № 12», Красноярск 2016- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-russkoy-literature-dlya-klassov-sudba-rok-i-vozmezdie-v-proizvedeniyahrusskoyliteraturiiveka3414763.html (Дата доступа: 19.10.2021).
  5. Романтизм, Википедия. Свободная энциклопедия.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Романтизм (Дата доступа: 18.10.2021).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее