История добровольчества в нашей стране широкое и яркое распространение получила в годы становления киевской Руси. После принятия христианства: все больше укоренялись в народе заповеди милосердия, помощи и любви к ближнему. Традиционные христианские праздники часто сопровождались раздачей милостыни и помощью нуждающимся.
Конечно, добровольчеством проявление милосердия никто не называл. Все формы благотворительности, будь то строительство приютов, бесплатная медицинская помощь, раздача одежды и еды, все это было проявлением христианской любви.
С середины XVI века, в связи с постоянными военными конфликтами на Руси, когда количество нуждающихся в помощи только возрастало, благотворительность стала государственным делом. Иван Грозный, полностью распоряжающийся государственной казной, позволял тратить средства на помощь малоимущим.
Царь Петр I поощрял проявления благотворительности, показывая пример своим приближенным регулярными пожертвованиями частью своего жалования. В 1712 году был издан указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей» [1]. Госпитали были открыты для тех, кто не может быть полезен государству по причине возраста, болезни или малолетства.
Екатерина Великая дала начало российской системе социального призрения. 7 ноября 1775 года вышел указ «Учреждение для управления губерний Российской империи» [7], который вменял в обязанности Российских губерний создавать приказы общественного призрения, чтобы те, в свою очередь, могли открывать новые лечебные, образовательные и социальные учреждения: больницы, дома для тяжелобольных, сиротские учреждения и народные школы. Помимо этого, каждая отдельная территория для осуществления деятельности по защите сиротства и вдовства среди дворян, обязана была учредить так называемую дворянскую опеку. Воспитательные дома, созданные при Екатерине II, по инициативе И.И. Бецкого содержались на добровольные пожертвования. Государственных средств для содержания подобных заведений не выделялось, считалось, что общество должно позаботиться о детях самостоятельно.
Эстафету Екатерины II приняла императрица Мария Федоровна, получив от своего супруга Павла I поручение взять под личный контроль воспитательные дома Москвы и Петербурга. Воспитательные дома были созданы с целью сохранения жизни и здоровья детей и последующего их воспитания на благо Отечеству.
Во время правления Александра I было создано «Благодетельное общество», позже переименованное в «Императорское человеколюбивое общество». Общество существовало на выделяемые императором личные средства и добровольные пожертвования. Деятельность общества была направлена на оказание социальной помощи неимущим (жилье, одежда, питание, медицинское обслуживание) и помощи в воспитании (приюты, учебно-воспитательные учреждения, мастерские).
В этот же период возникают земства, введенные земской реформой 1864 года и отраженные в подписанном документе Александра II «Положение о земских и уездных учреждениях» [13]. Земства явились хорошим подспорьем в образовании. До появления земств начальное образование находилось в ведомстве Синода. Но система церковно-приходских школ оказалась малоэффективна из-за нехватки учителей из священнослужителей. Поэтому народные начальные школы восполнили этот пробел в образовании. Преподавателей таких школ можно считать первыми добровольцами на Руси, как и многих земских врачей, которые лечили население народными средствами. Помощь учителя и доктора оказывали безвозмездно и по доброй воле.
Важно отметить, что добровольчество проявлялось не только как общественное явление. Особо стоит упомянуть тех людей, которые милосердно служили людям, подчас, отдавая всех себя без остатка, и стали положительным примером для многих, в том числе для молодого поколения.
Одним из таких человеческих ориентиров в первой половине XIX века был член Московского тюремного комитета и главный врач московских тюрем Ф.П. Гааз. Доктор тратил все свои сбережения на благие дела. Он прикладывал все усилия, чтобы сделать жизнь заключенных легче. Ф.П. Гааз добился открытия больниц при тюрьмах и учебных классов для детей заключенных. Его «гаазовские кандалы» известны по всему миру. Доктор сам, вышагивая большие расстояния, испытывал свое новое изобретение. И это все ради того, чтобы облегчить страдания заключенным [11].
В Российской истории мы очень часто сталкиваемся с добровольной помощью медицинских работников. Таким настоящим доктором был и земской врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, ныне прославленный святитель Лука – хирург, архиепископ. Не побоявшись жесткого политического режима, он честно служил людям, был ли при исполнении своих обязанностей или шел по этапу в ссылку в числе репрессированных. Обходясь малым количеством инструментов и медикаментов, Валентин Феликсович проводил сложнейшие операции всем, кто нуждался в его помощи. Кроме того, учитывая затруднительное финансовое положение монастыря, доктор написал заявление об оказании лечебной помощи безвозмездно [14].
В годы первой мировой войны добровольческое движение проходило под флагом Красного креста. Основателем Международного движения стал молодой предприниматель из Швейцарии Анри Дюнан, который оказался свидетелем кровопролитной битвы, где количество умерших от ранений солдат и офицеров росло только потому, что им несвоевременно оказывалась помощь. Анри Дюнан обращается к общественности посредством издания книги «Воспоминание о Сольферино» с призывом о создании добровольных организаций, которые смогли бы оказывать помощь раненым независимо от их принадлежности к той или иной стороне. И общественность откликается вынесением соответствующего решения на международной конференции в Женеве 1863 года. Позже, в 1867 году, к Женевской Конвенции присоединилась и Россия [10]. В годы первой мировой войны Российское Общество Красного Креста объединило тысячи людей из разных уголков России. Состоятельные граждане перечисляли пожертвования в пользу общества.
Новая эпоха добровольчества наступила после прихода к власти большевиков в 1917 году. Идеология большевиков не признавала никаких форм благотворительности. Благотворительные организации были упразднены. Но совсем скоро государство осознало, что самостоятельно не справится с возникшими социальными проблемами. И добровольчество приобрело некий «добровольно-принудительный характер». Введены были обязательные членские взносы в различные организации, проводились массовые акции: субботники, сборы металлолома, сборы макулатуры. Создавались стройотряды, дружины по восстановлению памятников, охране природы. Важно отметить, что не для всех людей эта идеологически выстроенная деятельность была принудительной.
В период распада Советского Союза появилось очень много социальных проблем, многие люди оказались на грани нищеты, на улице, появились дети-беспризорники, возрос уровень преступности. Именно тогда сильные духом люди стали объединяться в инициативные группы для совместного решения возникших проблем. Началось активное возрождение добровольчества.
В то же время появляются переводы англоязычных книг по менеджменту и организации общественной некоммерческой деятельности. В умах населения начинает укрепляться термин «волонтер», который на какое-то время вытесняет термин «доброволец».
С 1992 года обучающие семинары для руководителей волонтерских организаций проводятся в России тренерами и преподавателями США и Великобритании. По примеру зарубежных компаний в России начинают открываться первые волонтерские общественные организации.
К началу XXI века в России насчитываются тысячи общественных некоммерческих организаций, осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность. Появляются первые положительные достижения от реализации социально значимых программ, укрепляется дух добровольцев.
Сегодня добровольчество становится особенно популярным. Возвращается слово «доброволец», создаются добровольческие отряды при крупных организациях и учебных заведениях. Создаются клубы и общества по интересам в социальных сетях.
Деятельность добровольческих объединений разнообразна и развита в разных сферах:
- образование, воспитание (тренинги, семинары, мастер-классы, кружки, организация игровых площадок);
- здравоохранение (профилактические занятия, информационные материалы, помощь в больницах);
- социальная политика (помощь малоимущим слоям населения, социальное сопровождение пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, помощь в социальных учреждениях);
- поиск пропавших людей;
- экология (акции по уборке мусора, раздельный мусор, предотвращения пожаров, очистке водоемов, посадке растений);
- культура (возрождение памятников истории, сохранение архитектурного наследия, информирование населения);
- защита прав человека (юридические консультации, информационная поддержка);
- защита прав животных (создание и поддержка приютов, помощь бездомным животным, помощь диким животным).
Быть добровольцем сегодня становится престижно, почетно и модно. Конечно, явление это не повсеместное и, как и в прежние времена, есть люди, не понимающие, зачем нужно помогать другому, поговорка «спасение утопающего – дело рук самого утопающего» еще присутствует в обиходе современного человека. Но есть надежда, что с новым молодым поколением хороших, светлых людей будет больше и они уже научат быть такими же пришедших на смену мальчиков и девочек, будучи их родителями, братьями, сестрами и наставниками.
Полагаю, вы обратили внимание, что в статье упомянуты разные термины – волонтерство, добровольчество, милосердие, благотворительность. Предлагаю рассмотреть сущность понятия «добровольчество»
Широко распространенный термин “волонтерство” применяется для обозначения добровольной трудовой деятельности, осуществляемой на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества. Нужно отметить, что какую бы форму не принимала волонтерская деятельность она стоит отдельно от оплачиваемой работы по трем направлениям. Во-первых, она не осуществляется в первую очередь для получения денежной выгоды, во-вторых, осуществляется свободно и без принуждения. Кроме того, волонтерство должно приносить пользу обществу [19]. В течение достаточно длительного времени понятие “волонтер” воспринималось исключительно в военном контексте: энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданный в России в 1890–1907 гг., определял волонтера как лицо, “добровольно поступающее на военную службу охотником или вольноопределяющимся” [18].
В ХХ веке в Европе постепенно осуществлялся отход от традиционно военного понимания феномена волонтерства; добровольчество все более приобретало черты именно социального явления. Первый волонтерский проект при участии немецкой и французской молодежи был осуществлен после Первой мировой войны, в 1920г. во Франции (Страсбург); в рамках данного проекта добровольцы восстанавливали сельскохозяйственные фермы в наиболее пострадавших от военных действий районах [6].
Во всеобщей декларации добровольцев, принятой на 11-ом Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев в Париже 14 сентября 1990 года [4], были впервые сформулированы принципы движения добровольцев, которые основывались на положениях Всеобщей Декларацией Прав Человека 1948 года и Международной Конвенцией о Правах Ребенка 1989 года [5]. Добровольчество в декларации определялось как «добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества.»
В январе 2001 года в Амстердаме была проведена XVI Всемирная конференция добровольцев Международной ассоциации добровольческих усилий IAVE. На конференции была принята декларация добровольчества где термин «добровольчество» трактуется как «фундамент гражданского общества. Оно воплощает в жизнь устремления человечества к достижению мира, свободы, безопасности, справедливости и реализации возможностей для всех людей. Добровольчество – будь это индивидуальное или коллективное действие – это способ, посредством которого: в обществе поддерживаются и усиливаются человеческие ценности, забота о ближнем и служение людям; люди реализуют свои права и ответственность членов общества, одновременно познавая новое, совершенствуясь, раскрывая свой полный человеческий потенциал; устанавливаются связи, которые независимо от различий способствуют тому, чтобы жить в здоровых, устойчивых сообществах, работать вместе над созданием инновационных решений общих проблем народов Земли» [3].
Стоит отметить, что термины «добровольчество» и «волонтерство» рассматриваются в современном обществе в синонимичном значении и практически одинаково часто употребляются применительно к добровольному труду. Для подтверждения сказанного, обратимся к словарям по определению значения терминов «доброволец» и «волонтер».
«Этимологический словарь русского языка» М. Фасмер – ««волонтер» произошло от французского volontaire, которое, в свою очередь, произошло от латинского voluntārius; прочие формы, вероятно, из англ. volunteer, и рассматривает волонтера как солдата-добровольца. Старинными формами термина «волонтер», являются такие, как волентир (Шафиров), волунтер (Петр I)» [16, 31].
«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» А.Н. Чудинов, волонтер – «от французского volontaire, от латинского voluntarius — добровольный. Доброволец, лицо, поступившее в военную службу добровольно и служащее без жалованья; вообще вольнослужащий, доброволец» [17, 35].
«Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль, волонтер — «повольщина, доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу» [8, 11].
«Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» Т.Ф. Ефремова, волонтер — «1. Тот, кто поступил на военную службу по собственному желанию, доброволец; 2. Тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле» [9, 107].
«Толковый словарь современного русского языка…» волонтер — «кто добровольно участвует в каком-либо деле (обычно новом, трудном, опасном для жизни)» [15, 151].
«Большой юридический словарь» термин «волонтер» и «доброволец» являются синонимами «1) в международном праве – лица, добровольно вступающие в действующую армию одной из воюющих стран. <…>; 2) по определению ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 7 июля 1995 г. “граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”» [2, 535].
«Социологический энциклопедический англо-русский словарь» С. А. Кравченко, волонтер – «1) доброволец; волонтер; человек, добровольно согласившийся стать испытуемым; 2) человек, безвозмездно выполняющий работу» [12, 26].
«Большой толковый словарь официальных терминов…» дает определение добровольческой деятельности (волонтерству) — «добровольная, безвозмездная, социально значимая деятельность физических лиц — добровольцев, реализуемая от лица и/или по поручительству негосударственной некоммерческой организации» [1, 211].
Таким образом, рассмотрев различные подходы к определению понятия «добровольчество», можно сделать вывод, что «добровольчество» и «волонтерство» понятия синонимичные. К деятельности этого рода относят деятельность, которая не направлена на получение материальной выгоды и по сути своей гуманна и необходима современному обществу и государству. Стоит отметить огромное значение добровольчества в духовно-нравственном воспитании учащейся молодежи, но об этом стоит поговорить отдельно.
Список литературы
- Большой толковый словарь официальных терминов: более 8 000 терминов / сост. Ю.И. Фединский. - М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2004. - 1168 с.
- Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М. : ИН- ФРА, 1999.
- Всеобщая Декларация Добровольчества. Амстердам, январь 2001 года. (Дата обращения 17.04.20)
- Всеобщая декларация добровольчества. Париж, 14 сентября 1990 года. [Электронный ресурс] (Дата обращения: 17.04.20)
- Всеобщая (Дата обращения: 17.04.20)
- Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. № 10. С. 32−37.
- Готье, Ю. В. История областного управления России от Петра 1 до Екатерины II / Ю. В. Готье, т. 2, М., 1941.
- Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. М. : Белый город, 2006.
- Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : в 2 т. М. : Русский язык, 2000.
- Ивановский, И.А. Женевская конвенция 10 августа 1864 г. и право войны. / Ивановский И. А. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 117 с..
- Копелев, Л.З. Святой доктор Федор Петрович Гааз / Л.З. Копелев. – СПб: Петро-РИФ, 1993. - 193 с.
- Кравченко, С. А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь. Более 15 000 словарных статей. М: РУССО, 2002.
- Орлов, А.С., Георгиев, В.А., Георгиева, Н.Г., Сивохина, Т.А. История России. Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М: Проспект, 2016. – 528 с.
- Поповский, М.А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга / А.В. Блинский. - СПб: Сатисъ, 2013. - 464 с.
- Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / или РАН ; под ред. Г. Н. Скляревской. М. : Астрель : АСТ, 2001.
- Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. : пер. с нем. 2-е изд., стереотип. М. : Прогресс, 1986. Т. 2.
- Чудинов, А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. [Б. м.], 1910. – 502 с.
- Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Т. 4. / отв. ред.: В. М. Карев, М. Н. Хитров. М.: Большая Российская энциклопедия. 1993.
- Smith J.D. Volunteering, capital of the future? // The courier UNESCO. 2001.June.P.20-21.URL: (дата обращения: 12.07.20)