Профессиональная этика судьи является одной из основ правовой системы. Деятельность судьи устанавливает в значительной степени правовой порядок и справедливость между лицами (физическими, юридическими). Для судьи важным аспектом является не только правовое поле его профессиональной деятельности, но также и этические нормы. Эти нормы участвуют в регулировании поведения судьи, основываясь не только на букве закона, но и на моральных принципах. Таким образом судья становится особым участником системы правосудия. С течением времени научный взгляд на профессиональную этику судьи претерпевает эволюционные изменения как в юридическом смысле, так и в общественных ценностях.
Прежде всего следует обратить взор на значимость профессиональной этики в деятельности судьи. Уже давно известно, что этические нормы, осуществляющие регулирование деятельности судьи, основываются на таких принципах, как беспристрастность, независимость, ответственность и честность. Указанные принципы являются крепким фундаментом в профессиональной деятельности судьи и отражаются как в международном праве, так и на уровне национального законодательства. В качестве примера можно привести Бангалорские принципы поведения судей, которые были разработаны еще в 2002 году. Они подчеркивают важность морали и уровня профессионализма в судебной деятельности. В России для регулирования деятельности судьи был разработан кодекс судейской этики (2012 год). В нем отражены международные стандарты правосудия.
Ряд ученых юристов отмечает, что деятельность судьи, в том числе его профессионализм тесно связаны с моральными, этическими качествами. Если судья будет основываться исключительно на юридических основах, то указанное обстоятельство может привести к причинению вреда правосудию. Важно, чтобы в сфере судейской деятельности присутствовали и этические основы [5, c. 55–57].
Из вышеизложенного, представляется необходимым осветить соотношение права и морали в деятельности судьи. Маркеев А.И. и Цукерблат Д.М. указывают на то, что право и мораль в деятельности судьи заключает в себе некоторую сложность и в то же время представляется как важный аспект. Для эффективного правосудия важно соблюдать этические нормы [4, c. 496–498].
Подчинение судьи правовой системе осуществляется при помощи Конституции и федеральных законов. Но как уже отмечалось ранее, правовые нормы не является исчерпывающей стороной в профессиональной деятельности судьи, мораль, этика – все это неотъемлемая часть профессионализма судьи, его отражение в правой системе, ведь судья принимает окончательное решение в прениях сторон.
Этика судьи не оканчивается лишь на его профессиональной деятельности, она продолжается и в повседневной жизни. Так, Кодексом судейской этики предусмотрено, что судья обязан избегать ситуаций, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность и подорвать общественное доверие к правосудию.
Взаимосвязь права и морали в деятельности судьи является дополняющей категорией. Она определяет основы, а также принципы поведения представителей судебной власти. Несмотря на разные функциональные предназначения, право и мораль взаимосвязаны косвенно друг с другом, что играет важную роль в обеспечении соблюдения законности и справедливости.
В профессиональной этике судьи тесно переплетаются право и мораль. Хотя право в юридической деятельности как формализованная система норм устанавливает строгие рамки в деятельности судьи, оно не может охватить такую важную сторону, как мораль. Мораль служит внутренним ориентиром судьи. Принципы, которые содержит мораль, указывают путь при принятии решений судьей. Это особенно выражается, когда в законе возникают неоднозначные ситуации либо же, сам закон требует толкования. Маркеев А.И. и Цукерблат Д.М. отмечают, что «без соблюдения моральных норм невозможно обеспечить справедливость и доверие общества к судебной системе» [1, c. 231–232].
В этой связи появляются этические дилеммы в правоприменительной практике судьи. Судья сталкивается с большим количеством дилемм морально-этического характера, что отражается на соблюдении баланса между строгим следованием закону и человеческим пониманием справедливости. Поскольку закон могут интерпретировать по-разному, по причине разного мышления и восприятия правовых норм, перед судьей предстает задача учитывать этические аспекты, а также необходимость проявлять моральную зрелость, понимать закон так, чтобы не нарушить моральные принципы.
Независимость судей составляет краеугольный камень в правосудии. На судью возлагается большая ответственность, ведь он должен соблюдать не только закон, но и обладать моральной стойкостью, чтобы игнорировать соблазн, не поддаваться влиянию и внешнему давлению. Независимость суда невозможна без моральной составляющей судей и их способности сохранять морально-нравственные ориентиры [7, c. 29–34].
Следует обратить внимание на проблемы и перспективы профессиональной этики судьи. Профессиональная этика судьи сама по себе не является статичной. С течением времени, в условиях, которые диктует реальность, важным является развитие норм профессиональной этики судьи. Обуславливается это развитием информационных технологий, социальных сетей. В этот момент возникает проблема о сохранении конфиденциальности, избежание публичных конфликтов в социальных сетях. Все это отражается на репутации судьи. С точки зрения современной социологической доктрины, судья должен учитывать не только юридические, но и общественные последствия решений [3, с. 64–68].
Исходя из исследований важно уделять особое внимание профессиональной подготовке судей, в особенности в контексте формирования моральных качеств.
Выделяется одна из основных проблем профессиональной этики судьи – это отсутствие четких критериев в оценке этических нарушений. Например, этические нормы «личное достоинство судьи», «авторитет судебной власти» не имеют формализованного толкования в законе. Более того, указанные нормы остаются расплывчатыми [8, c. 16–19]. Таким образом при разрешении споров дисциплинарными коллегиями, возникает затруднение в разграничении дисциплинарных проступков от других, менее серьезных нарушений.
С точки зрения субъективности при оценке действий судей неоднократно возникают произвольные решения. На практике, привлечение к дисциплинарной ответственности носит широкое толкование моральных норм, тем самым усложняя процесс оценки реальных нарушений. Обращаясь к Кодексу судейской этики, несложно заметить, что нет регламентации конкретных действий, за которые судья может быть привлечен к ответственности. В результате отсутствии такой регламентации возникает правовая неопределенность.
Немаловажной является отсутствие достаточной прозрачности в работе дисциплинарных комиссий и их зависимость от председателей судов. Поэтому возникают сомнения в объективности работы дисциплинарных комиссий.
Нельзя обойти стороной вопрос коррупции и конфликта интересов. Так, коррупция в судебной системе является одной из острых проблем, которая подрывает доверие общественности. Вовлеченность в коррупционные схемы отражается на авторитете судебной системы и судей в том числе, вызывая недовольство среди населения. В результатах научных исследований резюмируют: «коррупционные нарушения становятся результатом слабости моральной и правовой защиты от внешнего и внутреннего давления на судей».
В данном контексте встает необходимость постоянного пересмотра механизмов осуществления контроля, улучшение системы отчетности и ответственности судей.
В перспективе, для развития профессиональной этики судьи необходимо регулярно пересматривать нормы Кодекса судейской этики, совершенствовать их критерии, работать над преобразованием этических стандартов, что позволит исключить произвольное толкование таких норм [6, c. 58–64].
Для создания полноценного, слаженного механизма в работе дисциплинарных комиссий, необходимо включать в их состав представителей гражданского общества, что станет более прозрачным и объективным при принятии решений по вопросам нарушения этических норм. На пути совершенствования профессиональной этики судьи следует включить курсы по судебной этике, с применением практических навыков, что позволит достичь более высокого профессионального, этического уровня в деятельности судьи.
Только комплексный подход позволит повысить доверие общества к судебной системе и укрепить авторитет судейской профессии.
Список литературы
- Ахметшина Ю.В. Правовая этика юриста и судьи // Мир науки, культуры, образования. 2018. – № 2(69). С. 231–232
- Бангалорские принципы поведения судей. Приняты в Гааге 26 ноября 2002 года // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bangalore_principles.shtml
- Корнаков С.В. Основания профессиональной этики судьи // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2013. – № 1(4). С. 64–68
- Лазукова А.Ю., Бозова К.Ю. О моральном облике и этике российского судьи // Вестник современных исследований. 2018. № 5.4 (20)
- Некрасов, С.Ю. Судейское усмотрение и доверие общества к судебной власти / С.Ю. Некрасов, В.И. Галин // Российский судья. – 2016. – № 1. – С. 55–57
- Орлова, К.А. Проблемные вопросы правового статуса судьи: взгляд изнутри / К.А. Орлова // Российский судья. – 2016. – № 6 – С. 58–64
- Рахманова, Е.Н. Об укреплении доверия к судам и снижении коррупции / Е.Н. Рахманова // Адвокатская практика. – 2013
- Шаруева Н.В. Судейская этика как элемент профессиональной культуры судьи // Мониторинг правоприменения. 2019. – № 2(31). С. 16–19