Духовно-нравственное развитие личности

Духовно-нравственное развитие личности

Данная статья посвящается теоретическому исследованию основных понятий образовательного процесса - дух, духовность, религия, нравственность; попытке сопоставить понятия «духовность» и «нравственность» в системе философских взглядов. В статье анализируются существующие подходы к пониманию духовности, включению духовности в контекст психологического анализа. В статье также рассматриваются возможные пути духовно-нравственного развития человека, тенденции современного образования.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Поделиться

Обеспечение духовно-нравственного развития личности учащегося является ключевой задачей современного образования. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке человеческое, пробуждать в нем стремление к нравственному преобразованию, культурному, социальному и духовному развитию. Государство пришло к пониманию роли духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в обеспечении социокультурной модернизации российского общества. Наше общество при всем многообразии составляющих его личностей, социальных групп и существующих тенденций начинает осознавать прогрессирующую с конца 1980-х аморальность (Ясман, 2011).

Духовность формирует личность и является высшим нравственным центром, в котором сосредоточена суть, самый смысл человеческого существования. Еще античные мыслители отмечали, что духовность обеспечивает содержание жизни, улучшает ее качество, делает возможным многообразие проявлений человеческой индивидуальности, приобщает к жизни общества. В настоящее время ученые многих стран посвящают свои исследования проблеме нравственного и духовного совершенствования личности. В исследовании Стромингера и Николса (2014) мы обнаруживаем, что моральные черты являются наиболее существенными чертами личности, самоидентификации и души (Стромингер, 2014).

В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1) Уточнить основные понятия образовательного процесса - дух, духовность, религия, нравственность. 2) Определить методы реализации этого потенциала в процессе обучения студентов.

Для проверки гипотезы был использован комплекс разнообразных методов, дополняющих друг друга: - теоретический - анализ литературных, нормативных, законодательных, инструктивно-методических, рабочих документов и материалов по управленческо-методическим исследованиям по проблеме; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта, анализ, синтез; - эмпирические - включенное наблюдение, беседы, дискуссии, изучение результатов учебной и внеучебной деятельности студентов.

Кто то отождествляет духовность с нравственностью, другие отождествляют ее с культурой или видят духовное только в философии или религии. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим существующие точки зрения на понятие «духовность», «нравственность», и попытаемся сопоставить эти понятия в философской системе взглядов. В народной трактовке духовность рассматривается как дух, побуждающий человека устремляться к светлым идеалам правды, добра, любви и красоты. В религии - это проявление божественной силы, возвышающей личность над повседневностью и придающей деятельности смысл и нравственную ценность. В философии духовность - это таинственная творческая энергия, которая движет вдохновением (творческим духом) художников, писателей, ученых - всех, кто занимается познанием жизни людей. В Педагогическом словаре понятие «духовное воспитание» или духовное воспитание определяется как «формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие человека... воспитание чувства долга, справедливости, искренности, целеустремленности и других качеств». , способный придать высший смысл поступкам и мыслям человека». Коваль (1997) в своей диссертации дает следующее определение духовности: «Духовность — это системное психическое явление, в структуру которого входят личностно-эмоциональные элементы рационально-иррационального типа этико-эстетической, познавательно-интеллектуальной, нравственно-этической сфер, сформированные как результат активного жизненного поиска, приводящего в конечном итоге к пониманию духовного роста как смысла жизни, что является определяющим фактором духовности как личностного феномена» (Коваль, 1997).
Андрущакевич (1999) определяет духовность как «...способность человека различать и вычленять истинные нравственные ценности и подчинять их своим действиям, поведению и образу жизни». Авраменко (2005) связывает духовность «в первую очередь с христианским Богом как истинным духом, трансцендентным бытием по отношению к нашей природе». По его мнению, человек представляет в себе «скорее личное существо, проявляющее себя в двух формах природы - животной и человеческой как таковой, потенциально связанной с каким-то иным, божественным миром. Соловцова (2006) отмечает устойчивую неразделимость понятий «духовность» и «нравственность». В педагогике нравственность и духовность считаются врожденными качествами, и они не могут существовать друг без друга. И то, и другое раскрывается в человеке с его духовной возвышенностью: если духовность определяет смысл, то нравственность определяет правила и способы действия. Аверинцев (1988) анализирует понятие духовности через призму общения учителя и ученика аскез в системе взаимоотношений «Я-Ты».

Троицкий в статье «О классике, духовности, идеале и нигилизме» рассматривает духовность как «признак прекрасного», как «природное свойство настоящего человека», как «особое отношение к миру», как стремление к истине, добру и красоте» подчеркивает, что духовность связана с осуществлением идеала, т. е. рассматривает духовность как сложное понятие. Но автор признает только религиозную духовность, обедняя тем самым само понятие духовности. Истоки духовности находятся не только в религии, но и в мифах, фольклоре и светской литературе. Каган в статье «О духовном» пытается выяснить необходимость использования понятия «дух» и его производных, выяснить специфику их содержания и обсудить вопрос о праве признания категорий «дух "и "духовное" как философской науке. Автор подчеркивает, что понятие духа нельзя отождествлять с сознанием, мышлением, а понятие духовного нельзя отождествлять с категорией «идеальное». С точки зрения исследователя, понятие дух характеризует целостную деятельность психики человека в ее специфике по сравнению с психикой животных, т.е. в ее социокультурной определенности и содержательности. Таким образом, содержание понятия «духовность» является дискуссионным.

Проблема душевного и духовного общения в педагогике и психологии Проблема душевного и духовного общения в педагогике и психологии находится на стадии рабочих гипотез и общих размышлений. Зинченко (1996): «Мы знаем, что есть внутренний «голос совести», «крик души», и каков их язык и словарь, это только наши догадки. Голос совести можно подавить или прислушаться. она подавлена, то человек глух к голосу разума. Душа может болеть, радоваться, печалиться и даже пророчествовать. Но если она имеет свой язык, или использует другие языки, все равно остается загадкой". Андреев (2005) связывает понятие «совесть» с чувством стыда. Слово совесть означает, что внутренний голос говорит нам, что мы делаем что-то не так. Совесть действует как духовный механизм, корректирующий наше поведение с точки зрения принятых нами морально-этических норм. Нам необходимо развивать совесть в различных ситуациях посредством образования. Душа человека воспринимает мир и реализует себя по канонам Русской Православной Церкви в Святой Троице: Вере, Надежде и Любви. В понимании духовности развиваются две стратегии: религиозное и светское представление о ней. Духовность в светском смысле в представлении русской интеллигенции вбирает в себя все лучшее, что интегрирует в себе духовно-нравственная личность. Любому обществу нужна здоровая, духовно-нравственная личность: совестливая, честная, милосердная, сострадательная, чистая и порядочная. Воспитание человека должно начинаться с формирования общечеловеческих нравственных ценностей: доброты, терпимости к инакомыслию.

Духовное воспитание связано с необходимостью бережного отношения наставника к личности и святыням каждого ученика. Учитель обязан помочь понять мир и создать реальные условия для его духовно-нравственного развития. В решении проблемы духовно-нравственного становления школьника решающую роль может сыграть метод эмпатии. Этот метод позволяет понять, осмыслить духовно-нравственные чувства, которые испытывает школьник.

Результаты Социологическое исследование, в котором приняли участие 130 студентов разных вузов, показало следующее: важность материальной ценности отметили 100% студентов; общение и сотрудничество с высоконравственным и материально обеспеченным человеком предпочитают 100% опрошенных. Инструментами формирования духовно-нравственной личности, по мнению студентов, являются: религия - 70 %; свобода-100%; творческая работа-68%.

В педагогической теории и практике в свете модернизации системы образования в Российской Федерации особой популярностью пользуется поиск путей решения проблемы духовно-нравственного становления человека и, как следствие, сохранения его духовно-нравственного должность. В настоящее время социальная ситуация не дает возможности личности в обществе удовлетворить потребность в проявлении своих духовных качеств. Именно поэтому наблюдается психологическая склонность индивидов к разным вариантам девиантного поведения, что объясняет процесс личностной изменчивости в негативную сторону, когда личность мотивирована низшими эмоциями и потребностями: «хочу» преобладает над «надо».

Сфера образования призвана противостоять деструктивным тенденциям современного общества и поддерживать созидательные и прогрессивные тенденции, которые реализуются через действия социальных институтов, одним из которых является университет. Мы считаем, что наука должна играть решающую роль в развитии общества будущего. Задача университета состоит не только в том, чтобы заложить в каждого студента определенный объем знаний и умений, но и в том, чтобы воспитать мыслящую, психологически и психически здоровую личность, способную действовать в русле общественных интересов. Роль учителя в этом незаменима, так как именно учитель должен с детства закладывать в человеке человеческое, формировать духовность как полноту бытия.

Список литературы

  1. Андрущакевич А.А. (1999). Личностная психология в определении характера человека и характера воспитания // Гуманизм и духовность в Образование: Материалы Первой Нижегородской научно-практической конференции. Нижний Новгород. 1999. с.11.
  2. Аверинцев С.С. (1988). Сущность Духовности и ее антиподы | Политическое образование. lawinrussia.ru›node/179919 Авраменко, А.А. (2005). «Духовность» в русской провинции. [Текст] /А.А. Авраменко // Социология власти.- 2005. №1.-С.84-100.
  3. Коваль, Н. (1997). Духовность в системе профессионального развития специалиста: Дис. для доктора философии доктора психологических наук: 19.00.13. Москва. 1997. с.11. (электронный ресурс) URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/122189.html (дата обращения 02.02.2013).
  4. Мухутдинова Т.З., Кулагина Г.Н., Ячина Н.П., Хазиева Н.Н. (2011). Проблема формирования духовной основы отношения к «другой», идея сострадания как основы межличностных отношений. Журнал Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - №24 с.142.
  5. Мухутдинова Т.З., Ячина Н.П., Хазиева Н.Н.(2013). Проблемы нравственного воспитания учителя. Журнал Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №10-348.
  6. Андреев, В.И. (2005). Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань. Центр инновационных технологий. 2005, с.315.
  7. Каган, М.С. (1985). На духовном. Журнал «Вопросы философии». 1985. №9. стр.91.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary