Социально-политическая обстановка Индии на рубеже конца ХIХ и начало ХХ веков убедительно доказывает, что она выступает в новый, ответственный и критический этап, когда решается вопрос будущего мусульманского населения Индии: реформы политической системы, радикальной экономической реформы, выход из кризисного застоя, решение множеств проблем социально-экономического и нравственного характера. С уверенностью можно утверждать, что высокий уровень социальной активности каждого человека, является основное звено, которое может способствовать решению задач, стоящих перед обществом в конкретно-историческом моментом его развития. Икбал исходил из того, что основным условием формирования личности является раскрепощение мышления и создания необходимых условий для деятельности активной личности.
Икбал был уверен, что задача формирования личности должен способствовать решению жизненно важных проблем индийского общества, и особенно ее мусульманской части населения. Реализация поставленных задач заработают лишь в том случае, если они станут стимулом, целью, мотивом жизненного самоутверждения человека, его целенаправленности, отношением к самому себе, к обществу, к общему делу. Говоря о формировании личности, Икбал имел ввиду о перестройке его сознания, мышления, чувств и т.д. Он также исходил из того, что пока его идея - формирование личности, нового человека и нового общества не дойдет до сознания народа (вспомнить вступительную часть поэмы «Таинства личности») и каждый не сможет побороть в себе застарелый комплекс социальной робости, пассивности, равнодушия. Для Икбала, актуализация проблемы человеческого фактора наиважнейшая задача: его мышление, уровень его общественного сознания и гражданская позиция играют решающую роль. Мировоззренческая убежденность личности духовное богатство личности, идеалы, принципы, цели в огромной степени определяют ее активность. Исхода из этого Икбал рассматривает личность в самых различных аспектах, в самых многообразных отношениях, среди которых можно выделить стержневые отношения:
- отношение к самому себя (самообразование, самовоспитание, самосовершенствование и т.д.);
- отношение к обществу и к другим;
- отношение к Богу.
Икбал всем своим поэтическим талантом, стремился донести до сознания своих соотечественников смысл начавшихся в их стране перемен, социально-политических сдвигов и преобразований, предстоящим задачам, понять к чему их призывает он, что происходит в их родине, что их ожидает, зачем им необходимо формирование личности, почему им необходимо формировать нового человека и нового мире и т.д. Он хорошо осознавал, что духовная жизнь является мощнейшим фактором прогресса страны, и социальная компетентность невозможно без системы знаний, базирующихся на передовых идеях современности. Исламское мировоззрение в поэзии Икбала выступает способом миропонимания и миро отношения, то есть способом осознания человеком самой себя. Бесспорно, что Икбал как мусульманский мыслитель исламского мировоззрения считал ядром духовного потенциала ее жизненной позиции.
Икбал придавал огромное значение нравственному совершенствованию человека. Философско-литературное наследство Икбала доказывает, что он мусульманскую мораль считал самой надежной системой воспитания и высоко ценил ее. Нравственное воспитание Икбал рассматривал как органическую часть общественного воспитания. В таком контексте становление активной жизненной позиции личности выступает как одно из целевых задач всей системы воспитания. Исламские нравственные идеалы, согласно Икбалу, являются своеобразной цементирующей силой внутреннего мира личности, средством формирования ее классовой позиции, мотивом политической активности. Не претендуя на полное освещение темы, данный доклад ставит задачу дать критический анализ понимания общества и личности в философии Икбала. Он отрыто говорил, что его поэмы не философские, а являются поэтическими соображениями или фантазии вдохновения поэта.
Многие стихи Икбала дают нам основания считать, что он поставил перед собой определенную цель к достижению, которой призывает своих соотечественников. Икбал основываясь на Коране: (Раъд, 13/12) хотел произвести переворот в образе мышления своих соотечественников и разбудить их со сна:
Посмотри на себя, зачем нужны тебе жалобы на мир?
Если измениться твой взгляд, то мир измениться [1, с. 131].
Поэзию Икбала в определенном смысле можно считать реализацией этой идеи, этой поставленной цели. Поэтому между его прозаическими и поэтическими произведениями, и особенно, «Реконструкции религиозной мысли в исламе» можно обнаружить аналогичность его суждений. Идеи улучшения положения единства, свободы от рабства, соединение с мировой цивилизация народов Востока красной нитью проходит через все его поэтические произведения. С этой целью он пытается дать своим соотечественникам надежду на лучшую жизнь и объяснить им что жизнь-борьба, стремление и старание:
Жизнь — это стремление, а не заслуга (достоинство),
Жизнь — это наука о внутреннем мире человека и мире [2, с. 5].
Счастлива та нация, дух которой бьется,
И смог создать из праха самого себя.
Для жителей небес праздником является тот день,
Когда открываются глаза со сна какой-то нации.
Горения и мелодия жизни исходит от твоего огня,
Создать новый мир — это твоя задача [3, с. 37].
Всеми силами своего поэтического таланта и самыми разными формами выражения Икбал пытается объяснить своим соотечественникам, что настало время продемонстрировать свою истинную сущность-нацию сравнивает с кинжалом, который находится футляре, а теперь настало время показать свое блеск и сверкание, и выйти из футляра. Устами сокола даёт назидание: «будь ловким, грубим и крепки телом» [4, с. 86], устами газели: «Если хочешь жить, живы в опасности» [5, с. 143] и.т.д. Жизнь, по Икбалу, состоит стремления, приложения максимума усилий, «тапиш»-биение-любимое выражение поэта, жизнь – полет птиц в мире стремлений-поэтому для Икбала неприемлем, нахождение в гнезде[6, с. 239]:
Если владеешь грудью, способной противостоять пуль,
Живи в мире наподобии сокола, и умирай как он.
Что собой представляют в жизни обычай и религия,
Быть львом даже на одно мгновение, лучше сто лет жизни.
Если ты чувствуешь себя живым, то стань сильным,
Желающим (муштоќ) и созидающим.
Стань на подобии наспокорителем небес.
Разрушив то, что не соответствует тебя,
Вынеси из своей груди другой мир.
Будь мужчиной и режь на подобии меча,
Будь хозяином свей судьбы в мире [7, с. 217-225].
Философия «худи» Икбала направлена на искоренения народа ленивости, безработицы, пропаганды целеустремленности, достижение свободы, борьбу за свои права, мужества и т.д. Философию «Худи» Икбала можно считать «результатом», «плодом» его близкого знакомства с философией культурой Запада и его увлечений с восточным мистицизмом. Основной целью философии «худи» Икбала является воспитать в человеке стремление к формированию личности, способствовать формированию самопознания, так как без них он не будет в состоянии свободно жить и творить. Ему необходимо, чтобы каждый воспитал свое «худи», любил жизнь, стремился к совершенству, к самосознанию, самореализации: содержание поэмы «Асрори худи» (Таинство личности) сконцентрировано в объяснении «худи». Согласно Икбалу, человек без цели, недостигнувший совершенства и лишений надежд подобен мертвому телу, и нация, которая состоит из подобных людей не имеет волью и недостоин независимости. Человек, только путем воспитания личности, способен освободит себя от гнета несправедливости, рабства, неудач и т.д. Другими словами, ядром и центром философии худи:
Эй ты, сокол выбрал для себя, а я боюсь того, что
Воздух сада даст тебе силу только для короткого полета.
Ты превратился в пыль, здесь нельзя быть спокойным,
Соединись с утренним ветерком, не сиди на дороге [8, с. 132].
По мере достижение «худи» членами общества, постепенно будет формироваться «худи» общества, и каждый член общества растворяясь в обществе и достигнет кульминационную точку своего развития. Дальнейшая интерпретация этой идеи отражается в поэме «Румузи бехуди»:
Сердце стоянка близости и отчуждения
Сильное желание - единство целей и
Основа нация - единство сердец,
Светлость нации от проявления синайских гор.
Нация должна владеть единым мнением,
Нация должна добиваться единого желания [9, с.101].
На этом этапе формирования «худи» любовь будет всячески способствовать его укреплению:
От любви он становится устойчивее,
Живее горячее, ярче.
По своей природе худи будет брать огонь от любви,
И научится у любви давать свет миру [10, с. 18-19].
Согласно Икбалу, бог не сотворил какую-то нацию несчастным, просто его члены должны взять свою судьбу в свои руки и сделать себя счастливыми:
Я вижу в этом прахе сокровищу души,
В глазах каждого атома вижу ожидание [1, с. 231].
Икбал намеривался переделать своих соотечественников в новую нацию, способного не только противостоять, натиску эксплуататоров, но и способного возродить свою славу:
Бог дал той нации право управлять,
Которая своими руками определила свою судьбу [12, с. 18].
Икбал сильно желал, чтобы народы Востока осознали ценность своего существования, чтобы не быть объектом эксплуатации чужестранцев, и чтобы они сами научились управлять богатствами своей родины. Поэтому он подвергал резкой критике Запад, считал его, не чуть ли основным врагом развития Востока.
Религия людей, имеющих живые сердца, жизнь — это боль и страдания,
Я не пошел в паломничество, потому что ее дорога безопасна.
Из горсти праха своего создай человека,
Так как твоё время подобен улыбке пламени [13, с. 172].
Нападки Икбала на Запад в его поэзии разбросаны, не систематизированы они начинаются с резкой и отрицательной критикой философии древнегреческих мыслителей, и особенно Платона и Аристотеля. Согласно Икбалу, философские взгляды древнегреческих мыслителей не только сильно повлияли на мировоззрение мыслителей Востока, но и коренным образом изменили их взгляды на мир. Как писала Пригарина Н.И., «со словом «фаранг» (название Европы у Икбала) ассоциируется отрицательные понятие» [14, с. 82].
В концепции активной личности Икбал видел единственный путь спасения народов Востока, и она основана на идеи обращения к внутренним возможностям самого человека. Икбал упадок ислама считал результатом распространения неоплатонических идей, которые отвлекали человека от активной и напряженной жизни:
Он баран в человеческой одежде,
Его учение запало в душу человека.
Ум свой устремил к небесам,
Материальный мир назвал сказкой [15, с. 82].
То, что бросается на глаза ни в коем случае нельзя считать философской критикой, это есть гнев, возмущение, ненависть поэта. После Платона он критикует философию Аристотеля.
Икбал будучи хорошо осведомленным философией озарения и суфизмом, знал, что основной путь достижения истины - очищения души (тазкияи нафс) и лишь после ее очищения божественный свет проникнет в сердце мистика, постепенно открывая тайны жизни. Критический подход Икбала не ограничивается лишь древнегреческими мыслителями, он охватывает их восточных последователей таких как Фараби, Авиценна и др.
«Запад» в поэзии Икбала подвергается редким нападкам не только потому, что он является основным препятствием развития народов Востока, но и является основной причиной отставания от цивилизации. Согласно Икбалу, Запад настолько отрицательно повлиял на источники просвещения, и ирфан, что вода в этом источнике помутилось:
Помутил Запад источники вод науки и мистицизма (ирфон),
А школы перипатетиков и теории света (ишракизма) добавили помутнению [16, с. 124].
Икбал подчеркивая превосходство Запада относительно Востока, широко пропагандирует изучению современных наук, но при этом предупреждает воздержаться и оберегать себя от пагубных последствий и влияний Запада, в первую очередь от атеистических представлений:
В поэме «Румузи бехуди» Икбал в основном рассматривает логическую связь между «индивидом» и «обществом». Он хотел доказать, что связь индивида с культурой общества, в которой он проживает не только связано множественными узами, но и органически связаны друг с другом. Индивид вне общества, не только не способен выжить, но и способствует постепенному вымиранию. Вся сила и могущество индивида зависеть от общества, подтверждает Икбал, если он долгое время будет находится в отдаленности, то иссякнут его жизненные силы, и его мечты ограничатся, его цели станут неясными и непонятными. Согласно Икбалу, только стремлениями, усилиями воли нахождении в центре общества, жития его чаяниями и радостями общества индивид приобретает чувства прилива новых созидательных сил, решимость на совершения подвигов и великих целей и перед ним открываются новые горизонты реализации неограниченных возможностей, расширяются и углубляются его знания, талант, созидательность. В поэме «Бонги даро» (Сигнал к отправке каравана) на урду Икбал писал.
Индивид в одиночестве своем никто,
Он существует только благодаря обществу.
Волна приобретает смысл в реке,
А в не реки она есть ничто [17].
Индивид и общество подобны зеркалу, призвании друг другу одной нитью подобно млечной пути и звезд.
Индивид достоин уважения благодаря общении
Нация формируется благодаря индивиду.
Индивид если раствориться в обществе,
Капля сильно желающий совершенство станет рекой [18].
Икбал подчеркивает мысль о том, что соблюдение жизненно важных связей индивида с обществом, способствует формированию высокой нравственности и достижения вечной жизни. В предисловии «Таинство личности» Икбал писал, что: «индивид, который раствориться в обществе», то есть возложит на себя обязанность служению великим идеалом и целям общество, превращается в зеркало отражающей прошлое и будущее поэтому возвышает нравственность и соединиться с бесконечностью и вечностью жизни.
Признаки нации, по Икбалу, являются «единство сердец» «единство мыслей» (идеи), «единство желаний», «единое мыслей», «единство желаний», «единое притяжение», «единство понимания добра и зла», «единый взгляд», «единство суждений» и т. д.
Нация существует от единства сердец,
Благодаря проявлению светло на синайских горах.
Нация должна иметь единые мысли,
В груди нее должна быть одно желание… [19]
Икбалу верен, что нация, лишенная подобного единства, рано или поздно начнет разлагаться, и становится слабым, по истечению определенного времени наступит ее смерть:
Индивид живет не больше шестидесяти или семидесяти лет,
А для нации сто лет равны одному мигу.
Если индивид жив благодаря связи души и тела,
Нация жива благодаря сохранению совести [20].
Единство основания на таком взгляде, таких чувств, согласно Икбалу превращается в такую неиссякаемую силу и энергию, которой могут воспользоваться и индивид, и общество ради достижения любых высоких целей. Нравственная ценность этой энергии целиком зависит от сущности мыслей, целей и надежд.
Икбал хочет доказать, что нация, которая находиться в упадке может вновь приобрести силу мощь, если она вновь обратиться к неиссякаемому и вечному источнику культуры своего народа. Он рассматривал подобное обращение индивида в самые трудные дни к источникам, дающим жизнь самим активным фактором второго дыхания. Икбал был убежден, что только те люди способны создавать новые и дать новым эволюционным переменам, которые имеют независимую мысль и целеустремленный взгляд, и каждый раз как почувствуют, что общество склоняется к расслаблению и ленивости, и больше не желает какие-либо перемены и изменения в обществе и в своей жизни, появляется человек, который должен изменит положение. Именно поэтому Икбал взял на себя эту пророческую миссию.
Описывая и поясная особенности индивида и общество особо подчеркивает роль появления человека - лидера, который в обязательном порядке является «владеющим сердцем» (соњибдил) и способен ориентировать народные массы на подвиги и преобразования:
Индивид поднимается из горсти праха,
А нация рождается из человека, владеющего сердцем [21].
Без всякого сомнения человек является центральной темой поэзии Икбала и вряд ли можно найти еще другого поэта мыслителя, который сконцентрировал свое внимание на человеке и его проблемах. Икбал подобно другим поэтам Востока считал, что человек составляет истинную сущность вселенного: всё, что существует в мире приобретает смысл только благодаря ему. В поэме «Новый цветник тайн» он выразил эту идею следующим образом:
Это благодаря нам чаши вина переходит из рук в руки,
Это благодаря нам, ощущается теплота пира и мира [22].
Идеальным человеком Икбала тот покоритель мира, который аналогичен тому человеку, о котором говорит Коран.
Человек Икбала «ашрафмахлуќот» (самое прекрасное создание и является), является партнером Бога в деле совершенствования мира в этом отношении мысли Икбала аналогичны взглядам Саади Шерози, который писал: «Достигнет человек такую высоту, где нет никого кроме Бога» (Расад одамї ба љое, ки ба љуз худо набинад).
В поэме «Крыло Джабраила» Икбал писал: вся прелесть мира, от человека, а солнце и звезды лишь зрители для Икбала даже сам Джабраил – самый приближенный ангел, стоящий на ступеньку ниже «человека»:
В пустыне моего безумия Джабраил всего лишь слабая добыча,
Брось аркан на Бога, о доблестный мужчина [23].
Следовательно, для появления такого дерзкого человека Икбал должен предложить правила и условия, ценности, которые будут способствовать формированию подобной личности и укажут пути и методы совершенствования «худи» он смотрит на человека в качестве созданного богом существа, который не имеет аналогов среди других созданных. Согласно Корану, мировоззрение Икбала относительно человеку особо подчеркивается три основные положения:
- Человек «избранник» Бога, которому бог обещал быть.
- Он является Его заместителем на земле,
- Человек «носитель божественного залога» (амонатдор) и свободное существо. Поэтому везде в поэзии Икбала, когда используется слова «инсон» (человек) имеется ввиду тот нежный дух, которого сам по себе, есть и «ценность», и мера всех «ценностей». По выражению Икбала, человек есть великое имя (исми аъзам), из которого пытаются другие ценности.
В мировоззрении Икбала ценность человека определяется тем, что он является нежнейшим существом - созданного Богом. Под таким углом знания, человек восстанавливает своего многосторонние связи самим собой (или своим внутренним «я»), миром (вселенной, космосом) и самим источником бытия (т.е. Богом), а эти связи определяют ход его совершенствования. Следовательно, первое положение означает чувства существования человечности т.е. человек должен осознать, что прежде всего он является человеком и отличается от других созданиях.
Познание самого себя (или самопознания) означает, что человек должен осознать, что он является личностью и быть участником зрелища тайн, которые будут иметь место между ним и Богом. Именно после осознание этого восстанавливаются его глубокие связи с создателем. Здесь наивысшая и основная ценность, то, что реальный человек воплощает в себе самые положительные человеческие качества, т.е. он является тем человеком, которые характеризуется в Коране, носителем божественных качеств, предназначенных Богу. Последнее осуществимо лишь при одном условии: познании самого себя.
Список литературы
- Иќбол Муњаммад., Куллиёти форсї (Персидские поэмы), Душанбе, 2013. – 670 с.
- Иќбол Муњаммад., Асрор ва румуз, (Таинства и иносказания), Лахор, б/г.
- Иќбол Мухаммад., Асрор ва румуз (Таинства и иносказания), т. 1, Лоњур, 1992. – 138 с.
- Иќбол Муњаммад., Паёми Машриќ (Послание Востока), т. 2, Лоњур, 1992. - 128 с.
- Иќбол Муњаммад., пас чи бояд кард, эй аќвоми Шарќ, (Что же делать, о народы Востока), т. 3, Лоњур, 1992. –148 с.
- Иќбол Муњаммад., Љовиднома (Поэма вечности), т. 4, Лоњур, 1992. – 150 с.
- Иќбол Муњаммад., Забури аљам (Персидские псалмы), т. 5, Лоњур, 1992. – 100 с.
- Иќбол Муњаммад., Армуѓони Њиджоз (Подарка из Хиджаза), т. 6, Лоњур, 1992. – 71 с.
- Иќбол Муњаммад., Куллиёти форсї (Персидские поэмы), Покистон, 1990. - 588 с.
- Иќбол Муњаммад., Куллиёти форсї (Персидские поэмы), чопи аввал, Тењрон, Парвин Ќоимї, 1382. - 336 с.
- Иќбол Муњаммад., Гулшани рози љадид (Новый цветник тайн), Муњаммад Баќої (Макон), Тењрон, 1379. - 205 с.
- Иќбол Муњаммад., Эњёи фикри динї дар ислом (Реконструкция религиозной мысли в исламе), Душанбе, 1997, (на тадж. яз). - 182 с.
- Иќбол Муњаммад., Эњёи фикри динї дар ислом (Реконструкция религиозной мысли в исламе), 2-ое изд. Душанбе, 2010, (на тадж. яз). – 268 с.
- Иќбол Муњаммад., Пайѓоми Шарќ (Послание Востока), Душанбе, 1987. – 319 с.
- Иќбол Муњаммад., Садои Машриќ (Голос Востока), Душанбе, 1978. – 250 с.
- Икбал Мухаммад., Реконструкция религиозной мысли в исламе, перевод с английского, предисловие, комментарий и глоссарий Степанянц М.Т., М., изд-во Восточная литература РАН 2002. – 200 с.
- Икбал Мухаммад., Избранное, М., Наука, 1981, (переводы с персидской и с урду). 214 с.
- Иќбол Муњаммад., Куллиёти форсї (Персидские поэмы), Покистон, Лахор, 2000. - 355 с.