Современный мир переживает период беспрецедентных трансформаций, которые оказывают огромное влияние на все человечество. Сам человек в своем существовании вынужден измениться, чтобы вписаться в новую социальную реальность. В условиях глобализации, всемирного технического прогресса, процессы трансформации общества протекают не только в рамках определенного региона или страны, они касаются всего человечества, всего мира. Так, изменение в социальной реальности одного государства может повлечь за собой полную перестройку социальной структуры всего мира.
Прежде всего, социальная трансформация – это процесс структурных изменений общественного состояния [1, с. 262]. То есть, это внутренняя перестройка социальности, ее коренное изменение, которое происходит благодаря общественному прогрессу и движению всего мира вперед. Однако это влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, глобализация создает иллюзию общего пространства, позволяя человеку быть на связи со всем миром в режиме онлайн. С другой же стороны, разнообразие культур, языков и ценностей, усиливаемое доступностью информации, приводит к формированию множественных социальных пузырей, где люди взаимодействуют преимущественно с людьми похожих взглядов и представлений о мире.
Проблему социальной трансформации можно рассматривать как один из аспектов проблемы существования общества. Поскольку каждая нация и культура развивается и изменяется по-своему, то традиции, образы и стереотипы одной страны будут недопустимыми для другой. Различные общества трансформируются по-разному, что приводит к разногласиям и разобщению людей. Но в современном мире есть и обратный процесс, когда постепенно коллективная идентичность, которой присуще принадлежность к какой-либо социальной группе, такие как религия и нация, ослабевает, а люди отдают предпочтение индивидуальному развитию и самоопределению.
В этом человеку помогает Интернет-пространство, в котором он может объединяться с единомышленниками в сообщества и мелкие группы, что также является признаком трансформации социальности. Индивид перестает открываться миру в естественном понимании, он ищет себя в сети и на онлайн-площадках. «Информационное пространство превращается в равнозначную с реальной, а порой и в доминантную среду существования человека, где разворачиваются своеобразные отношения. В реальном социальном пространстве происходят процессы социальной атомизации, отчуждения, а в информационном — образуются виртуальные сообщества, независимые от реальной социальной сегментации» [2, с. 10]. Это несет за собой отрицательные последствия, так люди перестают жить в реальном мире, отдавая предпочтение миру информационному. Однако в условиях 21 века это необратимое изменение, этот процесс сопровождается растущим чувством одиночества и утерей смысла жизни, что может приводить к изменению ценностных ориентиров и проблеме социального сплочения.
Но, несмотря на постоянно растущую разобщенность и культ индивидуальности, в обществе возникают новые формы солидарности, основанные на общих интересах, идеях и ценностях. Люди развиваются вместе с миром, чтобы преодолевать проблемы, возникающие в процессе социальной трансформации. Такими проблемами обычно выступают споры на почве отличающихся друг от друга традиций, менталитета, законов и мировоззрения представителей разных обществ.
Но способны ли эти новые формы солидарности заменить традиционные коллективные идентичности и способствовать формированию лучшего будущего для «общего мира»? Здесь все зависит от того, в какую сторону свернет социальная трансформация, сможет ли она преодолеть проблемы нового общества. «Трансформации социальной структуры влекут за собой активизацию процессов общественного морфогенезиса (становление новых состояний общества, социальных институтов и групп), трансмутаций (изменение традиционных социальных установок), репродукции (процессов адаптации – систем приспособления к окружающим условиям)» [3, с. 41]. Иными словами, социальная трансформация неизбежно повлечет за собой какие-либо изменения, положительные или отрицательные. Человек, брошенный в самый центр этих изменений, будет вынужден измениться самостоятельно, дабы эти изменения преодолеть.
Как уже упоминалось, человек все больше отходит от традиционных форм социального взаимодействия. Он отрицает свою естественную сущность и потребность в реальном общении, что ведет с одной стороны к деградации его социального навыка, а с другой помогает в развитии новых форм социального взаимодействия. Как замечает Шмаков В.С.: «Процесс социокультурной эволюции локальных сообществ характеризуется переходностью позиций. Картина развития вырисовывается в контексте от сохранения традиций развития культуры и социальности до восприятия и принятия либеральной концепции социокультуры, ведущей к разрушению социокультурной идентичности, детерминируя дезинтеграционные процессы раскалывающие локальные сообщества» [5, с. 12]. Но культура общения в разных обществах совершенно отличается друг от друга. Если человек из одной социальной среды внезапно попадет в другую, нехарактерную для него общность, он будет чувствовать себя уязвимым, незащищенным.
Для примера можно сравнить человека из города и из деревни. В сельской местности люди более естественны в своем социальном взаимодействии, они привыкли общаться непосредственно друг с другом. Они могут не знать, что такое глобальное интернет-пространство, соответственно в нем не нуждаются и сохраняют свои традиционные установки. Житель же мегаполиса как огромного центра, куда стекаются большие потоки информации о мире, погружен в это пространство с головой, так как течение социальной жизни быстрее и требует мгновенной реакции. Городской человек привык использовать смартфоны и социальные сети для общения, воспринимать что-то новое как возможность развития, открытия для себя новых перспектив. Об этом пишет Черепанова Т.В.: «Сейчас можно наблюдать серьезные трансформации социального хронотопа, которые напрямую влияют на пространство современного города, а также на присущие ему культурные маркеры. Факторы времени оказываются, в свою очередь, критериями глобальности и современности города: они указывают на то, насколько человеку важно чувствовать себя в эпицентре сменяющих друг друга информационных и культурных событий» [4, с. 72]. Тем самым, человек из города отходит от традиционного человеческого общения, забывает о том, как важно не терять эту человеческую связь с миром и традициями. В мегаполисах индивид теряется в глобальном информационном пространстве, он чувствует себя неуютно и некомфортно, когда его отлучают от интернета и привычного ему мира постоянно сменяющихся социальных новаций.
Таким образом, трансформация социальности – это неизбежный скачок в развитии человеческой цивилизации. Она способствует эволюции человека, как социального существа. В ходе глобализации и технического прогресса, трансформация социальности не только толкает общество вперед, но и несет вместе с этим как положительные, так и отрицательные черты. Что же касается будущего «общего мира»? Конец ли это или новое начало?
Следует понимать, что любые изменения необходимы для развития. Деградация или эволюция, шаг вперед или шаг назад – это так или иначе можно назвать развитием. Может ли общество выжить если оно будет пребывать в вечной стагнации и не двигаться ни в одну, ни в другую сторону? Очевидно, нет. Без каких-либо изменений человечество просто вымрет как цивилизация. Поэтому трансформация социальности неизменно ведет к преобразованию «общего мира». Эти изменения нужно понимать не столько как конец всего сущего, сколько как неизбежные шаги, совершаемые человечеством в попытке найти для себя лучшее будущее.
Процесс трансформации социальности – это не конец "общего мира", но скорее его, обязательное изменение. Мы наблюдаем постепенное разрушение традиционных структур и появление новых форм взаимодействия. Люди все больше отдают предпочтению развитию своего внутреннего «Я», отходят от принятых в обществе социальных ролей. «Общий мир» - то, чего мы достигаем в процессе трансформации себя, в процессе трансформации нашей социальности. Вопрос не в том, настанет ли конец "общего мира", а в том, как мы можем использовать новые возможности, предоставляемые технологиями и глобализацией, для построения более справедливого и устойчивого общества.
Список литературы
- Ламажаа, Ч. К. о. Социальная трансформация / Ч. К. о. Ламажаа // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 1. – С. 262-264. – EDN NTXPZJ
- Мамедова, Н. М. Информационное общество: трансгрессия социальности / Н. М. Мамедова // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. – 2019. – № 1(29). – С. 9-14. – DOI 10.25688/2078-9238.2019.29.1.01. – EDN PCKUAH
- Степанов, А. Г. Адаптационные процессы в социальном пространстве / А. Г. Степанов, С. И. Арсентьева, О. Ю. Ефремов // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11-9. – С. 39-46. – EDN XCGHHJ
- Черепанова, Т. В. Контуры новой социальности: трансформации социального пространства и социального времени / Т. В. Черепанова // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей: Материалы XVII Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14–15 апреля 2014 года / Редакционная коллегия: Л. А. Закс, Л. А. Мясникова, А. П. Семитко, С. А. Мицек, Е. Б. Перелыгина, К. И. Зубков, С. Д. Балмаева, А. В. Дроздова, Л. В. Росновская, А. В. Агеносов, И. С. Крутько, С. А. Рамзина, И. Н. Борисова, Г. А. Ямалетдинова. Том 1. – Екатеринбург: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Гуманитарный университет, 2014. – С. 70-73. – EDN UDZVCX
- Шмаков, В. С. Социокультурная трансформация: факторы интеграции и дезинтеграции / В. С. Шмаков // Социум и власть. – 2023. – № 1(95). – С. 7-15. – DOI 10.22394/1996-0522-2023-1-07-15. – EDN XAPZST