Александр Иванович Герцен (1812-1870) был незаконным сыном богатого русского помещика Яковлева и немецкой девушки Луизы Гааг, увезенной им в Россию из Штутгарта. Мальчиком четырнадцати лет во время коронации Николая I в Москве (после казни декабристов), находясь в толпе «перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой» («Былое и думы»), Герцен «клялся отомстить за казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками» (там же).
Герцен, окончив Московский университет, увлекся социализмом Сен-Симона. В 1834 году он был арестован и сослан на северо-восток России. В 1842 году он вышел в отставку и поселился в Москве, где занялся литературной работой. В 1847 году он эмигрировал во Францию, где начал издавать журналы «Полярная Звезда» и «Колокол». Герцен оказал большое влияние на русскую общественную жизнь, но в философии он не создал ничего оригинального. Его философские взгляды сформировались под влиянием социалистических идей Сен-Симона, философских взглядов Шиллера, естественнонаучных трудов Гёте, философии Гегеля, Фейербаха и Прудона. Герцена интересовала философия лишь постольку, поскольку ее можно было применить на практике, в борьбе за свободу и достоинство личности, за осуществление социальной справедливости.
Герцен не был материалистом. Он считал, что физиология является основой для исторического развития, но что человек может ощущать себя свободным, когда его разум и деятельность находятся в соответствии друг с другом. Герцен считал, что свобода - это относительная реальность, которая зависит от развития человека. Он не отрицал детерминизм, но считал, что детерминизм не исключает свободу. Герцен полагал, что в основе природы лежит объективный разум. Это предположение противоречит материализму, который утверждает, что материя первична, а сознание вторично.
В своем главном философском труде «Письма об изучении природы» Герцен критиковал идеализм и метафизический материализм, считая, что они не могут объяснить развитие природы и общества. Он выступал за сочетание материализма с идеей развития, а также за сочетание естествознания с философией и теории с практикой. Герцен считал, что философия должна опираться на данные естествознания, а естествознание должно иметь философское обоснование. Он также считал, что познание не имеет границ, и что оно является единством опыта и умозрения. Герцен считал, что познание необходимо для изменения жизни, и что человек должен действовать в своем месте и времени. Он также считал, что социальное развитие является объективным процессом, направляемым стремлением людей к свободе.
Герцен, последователь гегельянства, верил в эволюцию человечества через ступени, воплощаемые в различных народах. Перенеся эту концепцию в Москву, он, как и славянофилы, ожидал смены германской эпохи на славянскую. Вместе с последователями Сен-Симона и Фурье, он предсказывал триумф рабочего класса, поддерживаемый русской общиной. Герцен, разделяя с славянофилами отчаяние по поводу западной культуры, видел в вере в общину и русский народ спасение от безысходности. В то же время он не исключал возможности для России пройти через буржуазную стадию развития.
В 1850-60-е годы Герцен разрабатывает идеи русского социализма, критикуя западный буржуазный путь и утверждая, что русская деревенская община уже содержит элементы социализма. Он призывает к просвещению народа и его вовлечению в социалистические идеи. Герцен верит в будущее социализма, но не считает его совершенной формой общественных отношений. В 1849 году он предвидит развитие социализма, включая его экстремальные формы, и предсказывает, что социализм может быть побежден будущей революцией.
Герцен, защищая русское будущее, подчеркивал свежесть и энергию русского племени, лишенного закоснелой пошлости. Он верил в стремление славянства к единству на основе федерации, отмечая, что централизация противоречит славянскому духу. Герцен признавал свободомыслие в отношении религии, но высоко ценил православие. Его философско-историческая концепция подчеркивала активную роль человека в истории, однако признавала необходимость учитывать факты прошлого как неотъемлемую базу для разумных действий.
Таким образом, Герцен, несмотря на свой сложный жизненный путь и социальные трудности, стал выдающимся мыслителем и общественным деятелем в российской истории. Его философские взгляды, сформированные под влиянием гегельянства, социализма и русской общинной традиции, сделали его ключевой фигурой в русском общественном и интеллектуальном движении. Герцен подчеркивал важность свободы, социальной справедливости и активной роли человека в истории. Его идеи стали влиятельными и вдохновляли последующие поколения мыслителей, а его вклад в развитие русской социально-философской мысли оказался значительным.
Список литературы
- Акулова, Л. В. Славянофилы, западники и современная Россия / Л. В. Акулова // Научный аспект. – 2019. – Т. 9. – № 2. – С. 1067-1074.
- Богданов А. В. Западничество в России: история и современность // Фи-лософия и общество. 2008. №3.
- Гревцова Елена Степановна А. И. Герцен как философ // Ценности и смыслы. 2012. №4 (20).