Сегодня многие исследователи указывают на массовое распространение феномена постправды, под которым понимается информационный поток общественного мнения, «относящийся к обстоятельствам, в которых люди больше реагируют на чувства и убеждения, чем на факты» (цит. по Oxford Dictionary: «relating to circumstances in which people respond more to feelings and beliefs than to facts») [5, с. 899]. Однако несмотря на то, что данный феномен вызывает широкий интерес у исследователей, сегодня практически не говорится о том, как он сказывается на жизни общества в целом и на отдельной личности в частности. В связи с этим, мы решили изучить проблему возникновения, функционирования и влияния феномена постправды на жизнедеятельность человека.
Прежде всего, обратимся к истории возникновения данного понятия. Американский философ и социолог С. Фуллер отмечает, что понятие «постправда» было введено критиками под впечатлением от брекзита и президентской кампании в США, отличившейся активным распространением фальшивых новостей [4, с. 5]. С точки зрения происхождения, и фальшивые новости, и постправда являются родственными понятиями, так как оба явления часто фигурируют в структуре пропаганды. Однако несмотря на сходство двух понятий, нельзя одно приравнивать к другому: фальшивые новости представляют собой сфальсифицированную выдумку, служащую для активизации интереса общества, а постправда – это все то, что идёт «после» или «за» правдой.
Будучи компонентом пропаганды, постправда направлена на формирование у человека определенных убеждений. Даже если на первый взгляд, пропаганда не несет явных разрушительных последствий (как, например, пропаганда курения как средства снятия нервного напряжения в рекламах сигарет, или же распространение идей превосходства одной расы над другой с целью установления мирового господства), она все равно имеет негативное влияние на личность человека, в частности, и на развитие социума, в целом. Объясним, почему: в основе пропаганды лежит подмена личного мнения человека на искусственно создание другого, более «удобного». Оказавшись под влиянием пропаганды, человек не может отличить собственные мысли, идеи, убеждения и позиции от чужих, соответственно, он теряет способность самостоятельно идентифицировать себя мире, что негативно сказывается на самом процессе мышления и личностного развития. В глобальном масштабе активное распространение пропаганды способствует сосредоточению власти в определенных кругах людей, которые могут контролировать и манипулировать другими членами общества, что деструктивно сказывается на развитии цивилизации.
Итак, как компонент пропаганды постправда также направлена на манипулирование общественным мнением. По мнению А.А. Мовчана, постправда – это «результат действия аберраций сознания» [2, с. 8]. Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова, аберрация является «отклонением от чего-либо» [3, с. 22]. Ближайшим синонимом данного понятия является «искажение». Для того, чтобы возникло искажение информации, необходимо добавить эмоциональный компонент в новостной поток информации. Наиболее эффективным в этом отношении способом создания постправды является генерация ложной повестки. Суть данного приема заключается в вынуждении человека спорить о второстепенных вещах, в то время как его оппонент будет внушать слушателю свое мнение по вопросам первой важности. Данный коммуникативный прием помогает заставить собеседника отвлечься от действительно важной темы, бессознательно принимая удобную для рассказчика позицию по ней.
Здесь важно отметить, что для функционирования постправды необязательно должна иметь место именно ложная новость: даже правдивый новостной элемент может быть передан такими языковыми средствами, которые будут намеренно воздействовать на читателя в определенном направлении. Постправда – это всегда доминирование мнений над фактами. Это понятие подразумевает абсолютизацию относительности, условность содержания познания (релятивизим), а также главенствующую роль эмоций и личных убеждений в информационной среде и политике над объективными научными фактами. Так, одним из ярких примеров явления постправды в СМИ является широкомасштабная информационная кампания, связанная с выходом Великобритании из Евросоюза и американских президентских выборов 2016 г. От огромного количества информации, предоставляемой западными и российскими СМИ картина событий становилась расплывчатой, поскольку в текстах и видеосюжетах доминировали оценки, личностные интерпретации и мнения, а не факты.
И метод ложной повестки, и искусственное создание вектора восприятия публики часто применяются в политических манипуляциях народным мнением. Однако сегодня можно с уверенностью сказать, что феномен постправды вышел далеко за пределы исключительно политической сферы жизни: за счет широкого распространения интернет-коммуникации и современных информационных технологий человек регулярно сталкивается с этим явлением в самых разных сферах жизни.
Безусловно, функционирование постправды не было бы таким массовым, если бы каждый человек мог объективно и критически подходить к любым генерируемым потокам информации. Как отмечают Ж.-Ф. Мармьон, Д. Ариэли и С. Чикотти в книге «Психология глупости»: поводом к нашему нелогичному поведению служит потребность иметь власть над всеми сферами жизни [1, с. 18]. Эта потребность в контроле заставляет человека совершать необдуманные поступки, например, прибегать к услугам экстрасенсов. Другими словами, человек зачастую ставит в приоритет количество информации, а не ее качество, и это стремление сегодня активно поддерживается СМИ: в безграничном потоке информации, который окружает современного человека достаточно затруднительно тратить время на критическое осмысление этой информации.
Рассматривая механизм действия постправды на сознание масс, нельзя не упомянуть такое важное в нашей теме определение как коллективный разум – это форма группового интеллекта, где каждый отдельный элемент не играет большой роли, но их взаимодействие способно на многое (пример: совместная работа пчел при создании сот). Коллективный разум – это известный пример для подражания, действующий на основе простой идеи: целое больше суммы частей. Иначе говоря, решения, принятые в коллективе лучше, чем индивидуальный результат. Обратная сторона коллективного разума – коллективная глупость. О ней можно говорить в том случае, когда совместный результат оказывается худшим, чем индивидуальный. Знаменитые эксперименты психолога Соломона Аша о групповой норме доказали, что в группе наша способность распознавания глупости резко снижается.
Итак, постправда активно функционирует и распространяется в обществе, во-первых, за счет широкого новостного потока, прежде всего, в сети Интернет и СМИ, во-вторых за счет стремления человека к «поглощению» большого числа информации, и, в-третьих, за счет доминирования коллективного разума (и как следствие, коллективной глупости).
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что, будучи частью системы пропаганды, постправда препятствует развитию цивилизованного общества, так как она снижает способность людей самостоятельно ориентироваться в окружающем их информационном потоке. Самым разрушительным фактором постправды следует считать формирование ложной картины мира, не соответствующей внутреннему восприятию личности. Для снижения негативного влияния постправды представляется целесообразным непрерывное саморазвитие человека, включающее в себя формирование навыков критического анализа информации. Так как сегодня нельзя однозначно ответить на вопрос, что относится к явлению постправды, представляется достаточно затруднительным исследование влияния данного феномена на людей. С одной точки зрения, постправдой можно обозначить то субъективное восприятие, которое следует за правдой, с другой точки зрения, постправда может характеризовать явления и мнения, существующие «вместо» правды, с третьей позиции, постправдой иногда называют намеренно гиперболизированные новостные потоки информации. На наш взгляд, для проведения более детального исследования особенностей влияния постправды на человеческое сознание и на общество в целом, необходимо прежде всего четко обозначить содержательное наполнение термина «постправда». Мы предлагаем включать в данное понятие лишь эмоции и субъективные убеждения человека, возникающие в форме ответной реакции на информацию, созданную для манипуляции общественным мнением.
Список литературы
- Мармьон Ж.-Ф., Психология глупости / Ж.-Ф. Мармьон, Д. Ариэли, С. Чикотти. – М.: Эксмо, 2019. – 320 с.
- Мовчан А.А. Россия в эпоху постправды [текст] / А.А. Мовчан. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 598 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [текст] / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, 2012. – 1375 с.
- Фуллер С. Постправда: Знание как борьба за власть [текст] / С. Фуллер. – М.: ВШЭ, 2018. – 400 с.
- Oxford Dictionary, Thesaurus, and Wordpower Guide [text] / ed. C. Soanes, M.Waite. – Oxford: Oxford univ. press, 2001. – 1542 p.