Николай Гаврилович Чернышевский: материалистическая философия и революционные идеи XIX века

Николай Гаврилович Чернышевский: материалистическая философия и революционные идеи XIX века

Авторы публикации

Рубрика

Философия

Просмотры

482

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 27.01.2024

Поделиться

В статье рассматривается жизнь и философские взгляды Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), выдающегося российского мыслителя XIX века. Статья подчеркивает актуальность его взглядов, особенно в контексте общечеловеческих интересов и революционного потенциала трудящихся.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889), родившийся в семье священника, опирался в своей философии на учения французских материалистов XVIII века, элементы гегельянства, и философский антропологизм Л. Фейербаха. В центре его внимания была критика предшествующих философских систем, с акцентом на утилитарные принципы, несмотря на критическое отношение к немецкой идеалистической философии. Важно отметить, что Чернышевский не сформулировал собственную оригинальную философскую систему.

После завершения преподавательской деятельности на официальной должности, Николай Чернышевский отправился в период творческого беспокойства. С начала 1850-х годов он вступил в публицистику, пиша небольшие статьи, которые публиковались в столичных изданиях. В 1854 году он присоединился к «Современнику», важному культурному и просветительскому изданию того времени. Несмотря на политические ограничения правительства Николая I, ограничивающие свободу слова и подавляющие проявления несогласия, Чернышевский стал влиятельной фигурой в редакции журнала в 1855 году. В этот период он стремился реформировать издание, делая его представителем революционных идей.

Однако его попытки внести изменения в работу "Современника" вызвали яростное сопротивление текущих авторов, включая И.С. Тургенева, А.В. Дружинина и других, которые выступали за либерализм и призывали к мягким реформам в России, вместо радикального изменения общественного строя. Примерно в то же время Чернышевский успешно защитил диссертацию по теме "Отношение искусства к действительности", хотя его мысль включала критику идеалистов и художников, не служащих интересам общества. Его вольнодумство вызывало долгие и яростные ругательства, и у него удалось получить ученую степень лишь после смерти одного из главных критиков и чиновников в 1858 году.

В своем философском труде "Антропологический принцип в философии" (1860), Н.Г. Чернышевский определяет материализм как учение, основанное на уважении к реальной жизни и чувственному опыту. Он подчеркивает материальное единство мира и важность взаимодействия человека с природой. Чернышевский видит в науке движущую силу общественного прогресса, а антропологический принцип приводит его к обоснованию социалистических идей, где общечеловеческий интерес реализуется через интересы трудящихся классов. В этике он поддерживает принцип "разумного эгоизма" и утверждает взаимосогласование личного счастья с общим благополучием. Чернышевский также подчеркивает объективность красоты и отвергает идею соперничества искусства с реальностью.

Чернышевский, несмотря на критику материализма, сделал значительный вклад в понимание единства природы и человека через свой антропологический принцип. В "Антропологическом принципе в философии" он подчеркивает приоритет общечеловеческих интересов над национальными и сословными. Его выводы, основанные на геометрических аксиомах, актуальны и вызывают интерес в современности. Чернышевский призывает к приоритету "общечеловеческого интереса" и в своем анализе социальных движений подчеркивает "практическое бессилие" либерализма, призывая к революционной подготовке для изменений в обществе через русскую крестьянскую общину.

Чернышевский пережил множество трудных моментов в жизни. В 1864 году за свою социально-революционную деятельность и связь с «Народной волей» его отправили в 14-летнюю ссылку на каторгу. Срок был уменьшен вдвое благодаря указу императора, но после каторги ему приказали пожизненно оставаться в Сибири. Чернышевский отказался отправить прошение о помиловании, предпочтя остаться верен своим убеждениям. Через 15 лет сын сделал усилия для возвращения отца в Саратов, но после переезда Чернышевский заболел малярией и умер от кровоизлияния в мозг в 1889 году. Его похоронили на Воскресенском кладбище.

Таким образом, Чернышевский, основываясь на материализме и антропологических принципах, сыграл важную роль в российской интеллектуальной и революционной истории. В своем труде "Антропологический принцип в философии" он критиковал предыдущие философские системы, подчеркивая утилитаризм и общечеловеческие интересы. Несмотря на отсутствие собственной философской системы, его идеи и антропологический подход привлекают внимание современных исследователей и оказывают влияние на развитие социальных и политических мыслей в XIX веке в России. Жизненный путь Чернышевского также был полон трудностей.

Список литературы

  1. Богданов А. В. Западничество в России: история и современность // Философия и общество. 2008.
  2. Демченко А. А. Николай Чернышевский: к 180-летию со дня рождения // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2009.
  3. Никульцева В.В. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828–1889) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). 2003.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее