Туризм является межотраслевой сферой экономики, который охватывает средства размещения, транспорт, связь, индустрию питания, отдыха и развлечений, предприятия торговли.
Для того чтобы район стал привлекательным для туристов нужны не только туристические ресурсы, но и туристическая инфраструктура и индустрия гостеприимства, которые являются основными элементами индустрии туризма (рис. 1).
Рис. 1. Инфраструктура туризма как часть индустрии туризма
Для развития туризма нужна инфраструктура, способная не только удовлетворить потребности туристов, но и предоставлять необходимый уровень комфорта и безопасности. Для развития туризма на первый план выходит состояние и уровень развития туристской инфраструктуры, который влияет на получение прибыли от данной отрасли.
Выделяют следующие основные виды инфраструктуры туризма.
- Производственная инфраструктура – это комплекс действующих сооружений, зданий, сетей, систем непосредственно не относящихся к производству туристского продукта (дороги, склады, порты).
- Социальная инфраструктура – это сочетание действующих сооружений, зданий, сетей прямо не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для обеспечения повседневной жизни местного населения и туристов (предприятия здравоохранения, культуры, просвещения, бытового обслуживания).
Инфраструктуру туризма можно классифицировать на собственно инфраструктуру туризма и объекты вспомогательной инфраструктуры, которые в большей степени участвуют в жизни населения района, чем в туристической отрасли, оказывая там второстепенное влияние [1].
К основной инфраструктуре туризма относят:
- средства размещение (гостиницы, туристские базы, детские лагеря, мотели, хостелы, пансионаты, кемпинги, общежитии, апартаменты, гостевые дома);
- предприятия питания (кафе, рестораны, бары, буфет, столовые);
инфраструктура досуга – предприятия, которые удовлетворяют потребности туристов в развлечениях. Их можно разделить на культурно- развлекательные, спортивные и познавательные предприятия.
Туристский комплекс как экономическая система имеет свой набор факторов производства, ресурсную базу и собственную инфраструктуру. Специфическим отличием туристского комплекса является высокая зависимость факторов производства, ресурсной базы и инфраструктуры от территориальной дислокации и связанных с ней природных факторов. [2].
На конъюнктуру рынка и соответственно туристского спроса влияют региональные особенности развития туризма, которые радикально отличаются в пропорциях и темпах развития. В таблице 1 сведена дифференциация региональных различий туризма в Республике Казахстан.
Таблица 1 – Региональные различия конъюнктуры туристского рынка и спроса Республики Казахстан в 2018 г.
|
Количество туристских фирм |
Количество обслуженных посетителей объектами размещения |
Количество объектов размещения |
Стоимость проданных путевок, тыс тенге |
Обслужено посетителей по внутреннему туризму туристскими фирмами |
Объем выполненных работ и услуг туристскими фирмами, ед ? |
Обслужено посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами, чел.? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Республика Казахстан |
1567 |
2 548 868 |
1417 |
22 233 751,9 |
189 502 |
1 5142 092,8 |
375 923 |
Акмолинская |
31 |
130227 |
212 |
324044,2 |
65560 |
116813,4 |
3567 |
Актюбинская |
29 |
62028 |
40 |
1061822,8 |
366 |
86481,1 |
12122 |
Алматинская |
95 |
152440 |
131 |
167 473,9 |
15946 |
204429,6 |
26290 |
Атырауская |
24 |
298901 |
57 |
1050435,5 |
554 |
42597,8 |
7527 |
Западно-Казахстанская |
12 |
54011 |
37 |
1243069 |
330 |
13400 |
5786 |
Жамбылская |
24 |
54588 |
47 |
160 776 |
1017 |
12868.2 |
1961 |
Карагандинская |
85 |
200 667 |
135 |
1765972.2 |
6697 |
512 744,9 |
12177 |
Костанайская |
35 |
88 387 |
58 |
639 383,3 |
1246 |
50990,1 |
10145 |
Кызылординская |
8 |
32080 |
46 |
43938 |
597 |
102 162 |
616 |
Мангистауская |
33 |
157517 |
28 |
837901 |
2470 |
104032 |
23140 |
Южно-Казахстанская |
45 |
92 648 |
72 |
250 835.9 |
957 |
94840 |
6903 |
Павлодарская |
58 |
85 224 |
55 |
1356467 |
4949 |
187175,9 |
10287 |
Северо-Казахстанская |
18 |
52 232 |
44 |
584 397 |
925 |
59548 |
4018 |
Восточно-Казахстанская |
51 |
287 788 |
233 |
853 864,3 |
6414 |
203 130 |
6493 |
г.Нур-Султан |
187 |
422 488 |
129 |
1820230 |
4122 |
567457 |
28694 |
г.Алматы |
832 |
377 642 |
93 |
10 073140.8 |
21393 |
12783421,8 |
216 107 |
В таблице 2 представлена инфраструктура туристско-рекреационной сферы Карагандинской области на 01.01.2019 г. Из таблицы видно, что в структуре данной сферы наибольшую долю – 37,1% – занимают туристские фирмы. В области насчитывается 113 туристских фирм и агентств, имеющих лицензию на осуществление туроператорской, турагентской деятельности. Необходимо отметить, что они находятся всего в шести городах области: в г. Караганде расположены 74, в г. Балхаше – 1, в г. Жезказгане – 3, в г. Темиртау – 13, в г. Шахтинск – 1, г. Приозерск – 1 туристских фирмы. [3].
Таблица 2 –Объекты туристского комплекса Карагандинской области на 01.01.2019 г.
|
Количество предприятий, единиц |
Структура, % |
||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
|||
турфирм |
объектов размещения |
|||||
турфирм, включая ИП |
объектов размещения |
|||||
Карагандинская область |
252 |
113 |
139 |
100 |
44.8 |
55.1 |
г. Караганды |
147 |
94 |
52 |
100 |
63.9 |
35.3 |
г. Балхаш |
19 |
1 |
18 |
100 |
5.2 |
94.7 |
г. Жезказган |
11 |
1 |
10 |
100 |
9 |
91 |
г. Приозерск |
2 |
1 |
1 |
100 |
50 |
50 |
г. Сатпаев |
3 |
- |
3 |
100 |
- |
100 |
г. Темиртау |
34 |
13 |
21 |
100 |
38.2 |
61.8 |
г.Шахтинск |
2 |
1 |
1 |
100 |
50 |
50 |
Абайский район |
6 |
1 |
5 |
100 |
16 |
84 |
Актогайский район |
6 |
- |
6 |
100 |
- |
100 |
Бухаржырауский район |
5 |
- |
5 |
100 |
- |
100 |
Жанааркинский район |
5 |
- |
5 |
100 |
- |
100 |
Каркаралинский район |
6 |
1 |
5 |
100 |
16 |
84 |
Нуринский район |
1 |
- |
1 |
100 |
1 |
100 |
Шетский район |
2 |
- |
2 |
100 |
- |
100 |
Значительную долю в структуре – 55,1% – занимают объекты размещения, к которым относятся гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания посетителей и их обслуживания.
В 2019 г. туристско-рекреационной сферой Карагандинской области обслужено 247 639 человек, из них 222 384 человек обслужено объектами размещения, 25 255 человек обращались в туристские фирмы и индивидуальным предпринимателям. Превышение объемов оказанных услуг и обслуженных посетителей объектов размещения обусловливают развитость внутреннего туризма.
Общая протяженность автомобильных дорог областного и районного значения в Карагандинской области составляет 6071,3 км (3549 км и 2522,3 км), в том числе 723 км асфальтового покрытия, 2292 км черногравийного и 2934,3 км белогогравийного, грунтовые дороги - 122 км. На дорогах 125 мостов (6972,1 метра) и 3440 водопроводов (51525 метров). На сегодняшний день маршрутная сеть области состоит из 247 маршрутов, в том числе 110 внутригородских, 36 пригородных, 13 внутрирайонных, 56 внутригородских сообщений, охватывающих более 250 населенных пунктов с постоянным движением. Кроме того, организовано 24 межрегиональных и 8 международных рейсов, которые обеспечивают сообщение между населенными пунктами области и городами Новосибирск, Екатеринбург, Барнаул, Омск, Томск, Тюмень, Кемерово Российской Федерации, а также в Монголию (г. Баян). Карагандинская область обладает транзитно-транспортным потенциалом. По территории области проходит: меридиональная транспортная железная дорога Петропавловск-Астана-Караганда-Шу;
Северный коридор Трансазиатской железной дороги; один из шести основных маршрутов автомобильно-транспортных коридоров – Алматы-Караганда-Астана-Петропавловск; автомобильные дороги Кызылорда-Павлодар и Жезказган-Есиль-Петропавловск республиканского значения, являющиеся транзитными транспортными коридорами, соединяющими южные и северные регионы Республики Казахстан. Эти дороги обеспечивают выход в Россию и являются частью азиатских магистралей.
В районе 31 железнодорожная станция. Движение организовано по 8 социально значимым междурайонным (междугородным) и пригородным железнодорожным пассажирским транспортом, охватывающим более 50 населенных пунктов. В апреле 2018 года внутрирегиональный социально значимый железнодорожный маршрут Караганда-Жезказган был восстановлен двузначным с периодичностью в два дня. За счет возобновления маршрута налажено безопасное, удобное и регулярное пассажирское сообщение с областным центром для жителей Жезказганского, Сатпаевского и Улытауского районов. С момента запуска маршрута перевезено более 50 000 пассажиров. В дальнейшем будет рассмотрен вопрос об изменении частоты движения поездов в сутки в зависимости от объема пассажиропотока. Также в сфере железнодорожного транспорта в августе 2018 года завершена реконструкция здания железнодорожного вокзала в г. Караганда, начатая в конце 2019 года. [3].
Одним из крупнейших и стратегически важных объектов транспортной инфраструктуры области является международный аэропорт Сары-Арка. Аэропорт Караганды обладает мощным потенциалом и соответствует международным нормам и стандартам. Класс аэропорта позволяет обслуживать практически все типы воздушных судов по первой категории ИКАО. Аэропорт выполняет рейсы в Москву, Новосибирск, Алматы, Усть-Каменогорск и Кызылорду. Пассажирские перевозки также организованы региональным субсидированным рейсом Караганда-Жезказган.
Таким образом проанализировав туристическую инфраструктуру Карагандинской области, можно сделать вывод, что имеется ряд положительных аспектов и возможностей для дальнейшего развития туризма в регионе, но для этого потребуется совершенствование материально-технической базы, развитие туристического бренда Карагандинской области и подготовка профессионалов туристической сферы.
Список литературы
- Зюляев Н.А., Низова Л.М., Сорокина Е.Н. Внутренний туризм как вид экономической деятельности // Вестник НГИЭИ. 2020. No 6 (85). С. 72-85
- Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский научный журнал. 2020. No 1 (10). С. 134-136.
- Акимат Карагандинской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/karaganda (дата обращения: 12.04.22)