АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ КАЗАХСТАНЕ

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ КАЗАХСТАНЕ

Авторы публикации

Рубрика

Туризм

Просмотры

91

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Дата публикации 15.04.2022

Поделиться

В данной статье проанализировано современное состояние туристической инфраструктуры Центрального Казахстана. Также определены такие понятия, как туристская инфраструктура, туристский комплекс, определено влияния развития инфраструктуры на туристическую отрасль. В результате дано описание влияния развития туризма на социально-экономическое развитие страны.

Туризм является межотраслевой сферой экономики, который охватывает средства размещения, транспорт, связь, индустрию питания, отдыха и развлечений, предприятия торговли.

Для того чтобы район стал привлекательным для туристов нужны не только туристические ресурсы, но и туристическая инфраструктура и индустрия гостеприимства, которые являются основными элементами индустрии туризма (рис. 1).

 

Рис. 1. Инфраструктура туризма как часть индустрии туризма

 

Для развития туризма нужна инфраструктура, способная не только удовлетворить потребности туристов, но и предоставлять необходимый уровень комфорта и безопасности. Для развития туризма на первый план выходит состояние и уровень развития туристской инфраструктуры, который влияет на получение прибыли от данной отрасли.

Выделяют следующие основные виды инфраструктуры туризма.

  1. Производственная инфраструктура – это комплекс действующих сооружений, зданий, сетей, систем непосредственно не относящихся к производству туристского продукта (дороги, склады, порты).
  2. Социальная инфраструктура – это сочетание действующих сооружений, зданий, сетей прямо не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для обеспечения повседневной жизни местного населения и туристов (предприятия здравоохранения, культуры, просвещения, бытового обслуживания).

Инфраструктуру туризма можно классифицировать на собственно инфраструктуру туризма и объекты вспомогательной инфраструктуры, которые в большей степени участвуют в жизни населения района, чем в туристической отрасли, оказывая там второстепенное влияние [1].

К основной инфраструктуре туризма относят:

  1. средства размещение (гостиницы, туристские базы, детские лагеря, мотели, хостелы, пансионаты, кемпинги, общежитии, апартаменты, гостевые дома);
  2. предприятия питания (кафе, рестораны, бары, буфет, столовые);

инфраструктура досуга – предприятия, которые удовлетворяют потребности туристов в развлечениях. Их можно разделить на культурно- развлекательные, спортивные и познавательные предприятия.

Туристский комплекс как экономическая система имеет свой набор факторов производства, ресурсную базу и собственную инфраструктуру. Специфическим отличием туристского комплекса является высокая зависимость факторов производства, ресурсной базы и инфраструктуры от территориальной дислокации и связанных с ней природных факторов. [2].

На конъюнктуру рынка и соответственно туристского спроса влияют региональные особенности развития туризма, которые радикально отличаются в пропорциях и темпах развития. В таблице 1 сведена дифференциация региональных различий туризма в Республике Казахстан.

 

Таблица 1 – Региональные различия конъюнктуры туристского рынка и спроса Республики Казахстан в 2018 г.

 

Количество туристских фирм

Количество обслуженных посетителей объектами размещения

Количество объектов размещения

Стоимость проданных путевок, тыс тенге

Обслужено посетителей по внутреннему туризму туристскими фирмами

Объем выполненных работ и услуг туристскими фирмами, ед ?

Обслужено посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами, чел.?

1

2

3

4

5

6

7

8

Республика Казахстан

1567

2 548 868

1417

22 233 751,9

189 502

1 5142 092,8

375 923

Акмолинская

31

130227

212

324044,2

65560

116813,4

3567

Актюбинская

29

62028

40

1061822,8

366

86481,1

12122

Алматинская

95

152440

131

167 473,9

15946

204429,6

26290

Атырауская

24

298901

57

1050435,5

554

42597,8

7527

Западно-Казахстанская

12

54011

37

1243069

330

13400

5786

Жамбылская

24

54588

47

160 776

1017

12868.2

1961

Карагандинская

85

200 667

135

1765972.2

6697

512 744,9

12177

Костанайская

35

88 387

58

639 383,3

1246

50990,1

10145

Кызылординская

8

32080

46

43938

597

102 162

616

Мангистауская

33

157517

28

837901

2470

104032

23140

Южно-Казахстанская

45

92 648

72

250 835.9

957

94840

6903

Павлодарская

58

85 224

55

1356467

4949

187175,9

10287

Северо-Казахстанская

18

52 232

44

584 397

925

59548

4018

Восточно-Казахстанская

51

287 788

233

853 864,3

6414

203 130

6493

г.Нур-Султан

187

422 488

129

1820230

4122

567457

28694

г.Алматы

832

377 642

93

10 073140.8

21393

12783421,8

216 107

 

В таблице 2 представлена инфраструктура туристско-рекреационной сферы Карагандинской области на 01.01.2019 г. Из таблицы видно, что в структуре данной сферы наибольшую долю – 37,1% – занимают туристские фирмы. В области насчитывается 113 туристских фирм и агентств, имеющих лицензию на осуществление туроператорской, турагентской деятельности. Необходимо отметить, что они находятся всего в шести городах области: в г. Караганде расположены 74, в г. Балхаше – 1, в г. Жезказгане – 3, в г. Темиртау – 13, в г. Шахтинск – 1, г. Приозерск – 1 туристских фирмы. [3].

 

Таблица 2 –Объекты туристского комплекса Карагандинской области на 01.01.2019 г.

 

Количество предприятий, единиц

Структура, %

всего

в том числе

всего

в том числе

турфирм

объектов размещения

турфирм, включая ИП

объектов размещения

Карагандинская область 

252

113

139

100

44.8

55.1

г. Караганды 

147

94

52

100

63.9

35.3

г. Балхаш

19

1

18

100

5.2

94.7

г. Жезказган

11

1

10

100

9

91

г. Приозерск

2

1

1

100

50

50

г. Сатпаев 

3

-

3

100

-

100

г. Темиртау

34

13

21

100

38.2

61.8

г.Шахтинск

2

1

1

100

50

50

Абайский район

6

1

5

100

16

84

Актогайский район

6

-

6

100

-

100

Бухаржырауский район

5

-

5

100

-

100

Жанааркинский район

5

-

5

100

-

100

Каркаралинский район

6

1

5

100

16

84

Нуринский район

1

-

1

100

1

100

Шетский район

2

-

2

100

-

100

 

Значительную долю в структуре – 55,1% – занимают объекты размещения, к которым относятся гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания посетителей и их обслуживания.

В 2019 г. туристско-рекреационной сферой Карагандинской области обслужено 247 639 человек, из них 222 384 человек обслужено объектами размещения, 25 255 человек обращались в туристские фирмы и индивидуальным предпринимателям. Превышение объемов оказанных услуг и обслуженных посетителей объектов размещения обусловливают развитость внутреннего туризма.

Общая протяженность автомобильных дорог областного и районного значения в Карагандинской области составляет 6071,3 км (3549 км и 2522,3 км), в том числе 723 км асфальтового покрытия, 2292 км черногравийного и 2934,3 км белогогравийного, грунтовые дороги - 122 км. На дорогах 125 мостов (6972,1 метра) и 3440 водопроводов (51525 метров). На сегодняшний день маршрутная сеть области состоит из 247 маршрутов, в том числе 110 внутригородских, 36 пригородных, 13 внутрирайонных, 56 внутригородских сообщений, охватывающих более 250 населенных пунктов с постоянным движением. Кроме того, организовано 24 межрегиональных и 8 международных рейсов, которые обеспечивают сообщение между населенными пунктами области и городами Новосибирск, Екатеринбург, Барнаул, Омск, Томск, Тюмень, Кемерово Российской Федерации, а также в Монголию (г. Баян). Карагандинская область обладает транзитно-транспортным потенциалом. По территории области проходит: меридиональная транспортная железная дорога Петропавловск-Астана-Караганда-Шу;

Северный коридор Трансазиатской железной дороги; один из шести основных маршрутов автомобильно-транспортных коридоров – Алматы-Караганда-Астана-Петропавловск; автомобильные дороги Кызылорда-Павлодар и Жезказган-Есиль-Петропавловск республиканского значения, являющиеся транзитными транспортными коридорами, соединяющими южные и северные регионы Республики Казахстан. Эти дороги обеспечивают выход в Россию и являются частью азиатских магистралей.

В районе 31 железнодорожная станция. Движение организовано по 8 социально значимым междурайонным (междугородным) и пригородным железнодорожным пассажирским транспортом, охватывающим более 50 населенных пунктов. В апреле 2018 года внутрирегиональный социально значимый железнодорожный маршрут Караганда-Жезказган был восстановлен двузначным с периодичностью в два дня. За счет возобновления маршрута налажено безопасное, удобное и регулярное пассажирское сообщение с областным центром для жителей Жезказганского, Сатпаевского и Улытауского районов. С момента запуска маршрута перевезено более 50 000 пассажиров. В дальнейшем будет рассмотрен вопрос об изменении частоты движения поездов в сутки в зависимости от объема пассажиропотока. Также в сфере железнодорожного транспорта в августе 2018 года завершена реконструкция здания железнодорожного вокзала в г. Караганда, начатая в конце 2019 года. [3].

Одним из крупнейших и стратегически важных объектов транспортной инфраструктуры области является международный аэропорт Сары-Арка. Аэропорт Караганды обладает мощным потенциалом и соответствует международным нормам и стандартам. Класс аэропорта позволяет обслуживать практически все типы воздушных судов по первой категории ИКАО. Аэропорт выполняет рейсы в Москву, Новосибирск, Алматы, Усть-Каменогорск и Кызылорду. Пассажирские перевозки также организованы региональным субсидированным рейсом Караганда-Жезказган.

Таким образом проанализировав туристическую инфраструктуру Карагандинской области, можно сделать вывод, что имеется ряд положительных аспектов и возможностей для дальнейшего развития туризма в регионе, но для этого потребуется совершенствование материально-технической базы, развитие туристического бренда Карагандинской области и подготовка профессионалов туристической сферы.

Список литературы

  1. Зюляев Н.А., Низова Л.М., Сорокина Е.Н. Внутренний туризм как вид экономической деятельности // Вестник НГИЭИ. 2020. No 6 (85). С. 72-85
  2. Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский научный журнал. 2020. No 1 (10). С. 134-136.
  3. Акимат Карагандинской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/karaganda (дата обращения: 12.04.22)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее