Туризм является межотраслевой сферой экономики, который охватывает средства размещения, транспорт, связь, индустрию питания, отдыха и развлечений, предприятия торговли.
Для того чтобы район стал привлекательным для туристов нужны не только туристические ресурсы, но и туристическая инфраструктура и индустрия гостеприимства, которые являются основными элементами индустрии туризма (рис. 1).

Рис. 1. Инфраструктура туризма как часть индустрии туризма
Для развития туризма нужна инфраструктура, способная не только удовлетворить потребности туристов, но и предоставлять необходимый уровень комфорта и безопасности. Для развития туризма на первый план выходит состояние и уровень развития туристской инфраструктуры, который влияет на получение прибыли от данной отрасли.
Выделяют следующие основные виды инфраструктуры туризма.
- Производственная инфраструктура – это комплекс действующих сооружений, зданий, сетей, систем непосредственно не относящихся к производству туристского продукта (дороги, склады, порты).
 - Социальная инфраструктура – это сочетание действующих сооружений, зданий, сетей прямо не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для обеспечения повседневной жизни местного населения и туристов (предприятия здравоохранения, культуры, просвещения, бытового обслуживания).
 
Инфраструктуру туризма можно классифицировать на собственно инфраструктуру туризма и объекты вспомогательной инфраструктуры, которые в большей степени участвуют в жизни населения района, чем в туристической отрасли, оказывая там второстепенное влияние [1].
К основной инфраструктуре туризма относят:
- средства размещение (гостиницы, туристские базы, детские лагеря, мотели, хостелы, пансионаты, кемпинги, общежитии, апартаменты, гостевые дома);
 - предприятия питания (кафе, рестораны, бары, буфет, столовые);
 
инфраструктура досуга – предприятия, которые удовлетворяют потребности туристов в развлечениях. Их можно разделить на культурно- развлекательные, спортивные и познавательные предприятия.
Туристский комплекс как экономическая система имеет свой набор факторов производства, ресурсную базу и собственную инфраструктуру. Специфическим отличием туристского комплекса является высокая зависимость факторов производства, ресурсной базы и инфраструктуры от территориальной дислокации и связанных с ней природных факторов. [2].
На конъюнктуру рынка и соответственно туристского спроса влияют региональные особенности развития туризма, которые радикально отличаются в пропорциях и темпах развития. В таблице 1 сведена дифференциация региональных различий туризма в Республике Казахстан.
Таблица 1 – Региональные различия конъюнктуры туристского рынка и спроса Республики Казахстан в 2018 г.
| 
			 
  | 
			
			 Количество туристских фирм  | 
			
			 Количество обслуженных посетителей объектами размещения  | 
			
			 Количество объектов размещения  | 
			
			 Стоимость проданных путевок, тыс тенге  | 
			
			 Обслужено посетителей по внутреннему туризму туристскими фирмами  | 
			
			 Объем выполненных работ и услуг туристскими фирмами, ед ?  | 
			
			 Обслужено посетителей по выездному туризму (резидентов) туристскими фирмами, чел.?  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 2  | 
			
			 3  | 
			
			 4  | 
			
			 5  | 
			
			 6  | 
			
			 7  | 
			
			 8  | 
		
| 
			 Республика Казахстан  | 
			
			 1567  | 
			
			 2 548 868  | 
			
			 1417  | 
			
			 22 233 751,9  | 
			
			 189 502  | 
			
			 1 5142 092,8  | 
			
			 375 923  | 
		
| 
			 Акмолинская  | 
			
			 31  | 
			
			 130227  | 
			
			 212  | 
			
			 324044,2  | 
			
			 65560  | 
			
			 116813,4  | 
			
			 3567  | 
		
| 
			 Актюбинская  | 
			
			 29  | 
			
			 62028  | 
			
			 40  | 
			
			 1061822,8  | 
			
			 366  | 
			
			 86481,1  | 
			
			 12122  | 
		
| 
			 Алматинская  | 
			
			 95  | 
			
			 152440  | 
			
			 131  | 
			
			 167 473,9  | 
			
			 15946  | 
			
			 204429,6  | 
			
			 26290  | 
		
| 
			 Атырауская  | 
			
			 24  | 
			
			 298901  | 
			
			 57  | 
			
			 1050435,5  | 
			
			 554  | 
			
			 42597,8  | 
			
			 7527  | 
		
| 
			 Западно-Казахстанская  | 
			
			 12  | 
			
			 54011  | 
			
			 37  | 
			
			 1243069  | 
			
			 330  | 
			
			 13400  | 
			
			 5786  | 
		
| 
			 Жамбылская  | 
			
			 24  | 
			
			 54588  | 
			
			 47  | 
			
			 160 776  | 
			
			 1017  | 
			
			 12868.2  | 
			
			 1961  | 
		
| 
			 Карагандинская  | 
			
			 85  | 
			
			 200 667  | 
			
			 135  | 
			
			 1765972.2  | 
			
			 6697  | 
			
			 512 744,9  | 
			
			 12177  | 
		
| 
			 Костанайская  | 
			
			 35  | 
			
			 88 387  | 
			
			 58  | 
			
			 639 383,3  | 
			
			 1246  | 
			
			 50990,1  | 
			
			 10145  | 
		
| 
			 Кызылординская  | 
			
			 8  | 
			
			 32080  | 
			
			 46  | 
			
			 43938  | 
			
			 597  | 
			
			 102 162  | 
			
			 616  | 
		
| 
			 Мангистауская  | 
			
			 33  | 
			
			 157517  | 
			
			 28  | 
			
			 837901  | 
			
			 2470  | 
			
			 104032  | 
			
			 23140  | 
		
| 
			 Южно-Казахстанская  | 
			
			 45  | 
			
			 92 648  | 
			
			 72  | 
			
			 250 835.9  | 
			
			 957  | 
			
			 94840  | 
			
			 6903  | 
		
| 
			 Павлодарская  | 
			
			 58  | 
			
			 85 224  | 
			
			 55  | 
			
			 1356467  | 
			
			 4949  | 
			
			 187175,9  | 
			
			 10287  | 
		
| 
			 Северо-Казахстанская  | 
			
			 18  | 
			
			 52 232  | 
			
			 44  | 
			
			 584 397  | 
			
			 925  | 
			
			 59548  | 
			
			 4018  | 
		
| 
			 Восточно-Казахстанская  | 
			
			 51  | 
			
			 287 788  | 
			
			 233  | 
			
			 853 864,3  | 
			
			 6414  | 
			
			 203 130  | 
			
			 6493  | 
		
| 
			 г.Нур-Султан  | 
			
			 187  | 
			
			 422 488  | 
			
			 129  | 
			
			 1820230  | 
			
			 4122  | 
			
			 567457  | 
			
			 28694  | 
		
| 
			 г.Алматы  | 
			
			 832  | 
			
			 377 642  | 
			
			 93  | 
			
			 10 073140.8  | 
			
			 21393  | 
			
			 12783421,8  | 
			
			 216 107  | 
		
В таблице 2 представлена инфраструктура туристско-рекреационной сферы Карагандинской области на 01.01.2019 г. Из таблицы видно, что в структуре данной сферы наибольшую долю – 37,1% – занимают туристские фирмы. В области насчитывается 113 туристских фирм и агентств, имеющих лицензию на осуществление туроператорской, турагентской деятельности. Необходимо отметить, что они находятся всего в шести городах области: в г. Караганде расположены 74, в г. Балхаше – 1, в г. Жезказгане – 3, в г. Темиртау – 13, в г. Шахтинск – 1, г. Приозерск – 1 туристских фирмы. [3].
Таблица 2 –Объекты туристского комплекса Карагандинской области на 01.01.2019 г.
| 
			 
  | 
			
			 Количество предприятий, единиц  | 
			
			 Структура, %  | 
		||||
| 
			 всего  | 
			
			 в том числе  | 
			
			 всего  | 
			
			 в том числе  | 
		|||
| 
			 турфирм  | 
			
			 объектов размещения  | 
		|||||
| 
			 турфирм, включая ИП  | 
			
			 объектов размещения  | 
		|||||
| 
			 Карагандинская область  | 
			
			 252  | 
			
			 113  | 
			
			 139  | 
			
			 100  | 
			
			 44.8  | 
			
			 55.1  | 
		
| 
			 г. Караганды  | 
			
			 147  | 
			
			 94  | 
			
			 52  | 
			
			 100  | 
			
			 63.9  | 
			
			 35.3  | 
		
| 
			 г. Балхаш  | 
			
			 19  | 
			
			 1  | 
			
			 18  | 
			
			 100  | 
			
			 5.2  | 
			
			 94.7  | 
		
| 
			 г. Жезказган  | 
			
			 11  | 
			
			 1  | 
			
			 10  | 
			
			 100  | 
			
			 9  | 
			
			 91  | 
		
| 
			 г. Приозерск  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			
			 100  | 
			
			 50  | 
			
			 50  | 
		
| 
			 г. Сатпаев  | 
			
			 3  | 
			
			 -  | 
			
			 3  | 
			
			 100  | 
			
			 -  | 
			
			 100  | 
		
| 
			 г. Темиртау  | 
			
			 34  | 
			
			 13  | 
			
			 21  | 
			
			 100  | 
			
			 38.2  | 
			
			 61.8  | 
		
| 
			 г.Шахтинск  | 
			
			 2  | 
			
			 1  | 
			
			 1  | 
			
			 100  | 
			
			 50  | 
			
			 50  | 
		
| 
			 Абайский район  | 
			
			 6  | 
			
			 1  | 
			
			 5  | 
			
			 100  | 
			
			 16  | 
			
			 84  | 
		
| 
			 Актогайский район  | 
			
			 6  | 
			
			 -  | 
			
			 6  | 
			
			 100  | 
			
			 -  | 
			
			 100  | 
		
| 
			 Бухаржырауский район  | 
			
			 5  | 
			
			 -  | 
			
			 5  | 
			
			 100  | 
			
			 -  | 
			
			 100  | 
		
| 
			 Жанааркинский район  | 
			
			 5  | 
			
			 -  | 
			
			 5  | 
			
			 100  | 
			
			 -  | 
			
			 100  | 
		
| 
			 Каркаралинский район  | 
			
			 6  | 
			
			 1  | 
			
			 5  | 
			
			 100  | 
			
			 16  | 
			
			 84  | 
		
| 
			 Нуринский район  | 
			
			 1  | 
			
			 -  | 
			
			 1  | 
			
			 100  | 
			
			 1  | 
			
			 100  | 
		
| 
			 Шетский район  | 
			
			 2  | 
			
			 -  | 
			
			 2  | 
			
			 100  | 
			
			 -  | 
			
			 100  | 
		
Значительную долю в структуре – 55,1% – занимают объекты размещения, к которым относятся гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания посетителей и их обслуживания.
В 2019 г. туристско-рекреационной сферой Карагандинской области обслужено 247 639 человек, из них 222 384 человек обслужено объектами размещения, 25 255 человек обращались в туристские фирмы и индивидуальным предпринимателям. Превышение объемов оказанных услуг и обслуженных посетителей объектов размещения обусловливают развитость внутреннего туризма.
Общая протяженность автомобильных дорог областного и районного значения в Карагандинской области составляет 6071,3 км (3549 км и 2522,3 км), в том числе 723 км асфальтового покрытия, 2292 км черногравийного и 2934,3 км белогогравийного, грунтовые дороги - 122 км. На дорогах 125 мостов (6972,1 метра) и 3440 водопроводов (51525 метров). На сегодняшний день маршрутная сеть области состоит из 247 маршрутов, в том числе 110 внутригородских, 36 пригородных, 13 внутрирайонных, 56 внутригородских сообщений, охватывающих более 250 населенных пунктов с постоянным движением. Кроме того, организовано 24 межрегиональных и 8 международных рейсов, которые обеспечивают сообщение между населенными пунктами области и городами Новосибирск, Екатеринбург, Барнаул, Омск, Томск, Тюмень, Кемерово Российской Федерации, а также в Монголию (г. Баян). Карагандинская область обладает транзитно-транспортным потенциалом. По территории области проходит: меридиональная транспортная железная дорога Петропавловск-Астана-Караганда-Шу;
Северный коридор Трансазиатской железной дороги; один из шести основных маршрутов автомобильно-транспортных коридоров – Алматы-Караганда-Астана-Петропавловск; автомобильные дороги Кызылорда-Павлодар и Жезказган-Есиль-Петропавловск республиканского значения, являющиеся транзитными транспортными коридорами, соединяющими южные и северные регионы Республики Казахстан. Эти дороги обеспечивают выход в Россию и являются частью азиатских магистралей.
В районе 31 железнодорожная станция. Движение организовано по 8 социально значимым междурайонным (междугородным) и пригородным железнодорожным пассажирским транспортом, охватывающим более 50 населенных пунктов. В апреле 2018 года внутрирегиональный социально значимый железнодорожный маршрут Караганда-Жезказган был восстановлен двузначным с периодичностью в два дня. За счет возобновления маршрута налажено безопасное, удобное и регулярное пассажирское сообщение с областным центром для жителей Жезказганского, Сатпаевского и Улытауского районов. С момента запуска маршрута перевезено более 50 000 пассажиров. В дальнейшем будет рассмотрен вопрос об изменении частоты движения поездов в сутки в зависимости от объема пассажиропотока. Также в сфере железнодорожного транспорта в августе 2018 года завершена реконструкция здания железнодорожного вокзала в г. Караганда, начатая в конце 2019 года. [3].
Одним из крупнейших и стратегически важных объектов транспортной инфраструктуры области является международный аэропорт Сары-Арка. Аэропорт Караганды обладает мощным потенциалом и соответствует международным нормам и стандартам. Класс аэропорта позволяет обслуживать практически все типы воздушных судов по первой категории ИКАО. Аэропорт выполняет рейсы в Москву, Новосибирск, Алматы, Усть-Каменогорск и Кызылорду. Пассажирские перевозки также организованы региональным субсидированным рейсом Караганда-Жезказган.
Таким образом проанализировав туристическую инфраструктуру Карагандинской области, можно сделать вывод, что имеется ряд положительных аспектов и возможностей для дальнейшего развития туризма в регионе, но для этого потребуется совершенствование материально-технической базы, развитие туристического бренда Карагандинской области и подготовка профессионалов туристической сферы.
Список литературы
- Зюляев Н.А., Низова Л.М., Сорокина Е.Н. Внутренний туризм как вид экономической деятельности // Вестник НГИЭИ. 2020. No 6 (85). С. 72-85
 - Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский научный журнал. 2020. No 1 (10). С. 134-136.
 - Акимат Карагандинской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/karaganda (дата обращения: 12.04.22)
 


