СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Дата публикации 01.07.2021

Поделиться

В данной статье автор дает определение туризму, описывает его с точки зрения собственного опыта, выделяет и раскрывает роли в туризме и их характерные особенности, акцентируя внимание на руководителе, которые, по сути, является важным звеном в команде. Он указывает на его права и обязанности, которые закреплены в регламенте дисциплины «Маршрут». Далее приводится таблица требований к руководителю туристских групп при прохождении категорированных туристских маршрутов. Автор подчеркивает необходимость с раннего возраста выявлять склонности и предрасположенности ребенка, чтобы человек не замкнулся, а наоборот, получил толчок в развитии. Определяет иерархию ролей, которые необходимо пройти, а также стремление достичь е вершину. В дополнение, автор указывает на заинтересованность государства к этому виду спорта и ссылается на финансовую поддержку в реализации проектов.

Туризм является особым видом деятельности, можно сказать даже стилем жизни, который позволяет решать разнообразные вопросы. В тоже время туризм – это вид спорта, которым занимается небольшая часть населения. Проблему спортивного туризма в России автор уже рассматривал ранее [2].  Также изучением этой проблемы занимались Ирина Леонидовна Бахтина и Добротворская Лариса Леонидовна в статье «Спортивный туризм как технология самопознания личности» [1]. Они рассматривают некоторые проблемы мотивации молодежи к занятиям туризма и анализируют возможности самопознания личности посредством спортивного туризма.

Популярность данного вида спорта в последнее время вновь нарастает. Туризм помогает личности развиваться. Человек, находясь в данной сфере деятельности, может примерять на себя самые различные роли на протяжении всей жизни. От правильного распределения ролей в команде или группе будет зависеть продуктивность работы.

У каждого новичка, пришедшего в туризм, есть некая предрасположенность к той или иной роли. Чтобы раскрыть эту предрасположенность, необходимо направить человека в нужное русло. Необходимо с раннего возраста выявлять интересы ребенка, чтобы помочь ему выбрать правильное направление деятельности. Личность может быть готова психологически, то есть будет думать, что всё может и всё осилит. На самом же деле, не имея определенных знаний, умений и навыков, невозможно с уверенностью сказать, что человеку подходит та или иная роль.

В туризме получить какую-либо роль или должность, не сказать, что просто. В туризм человек приходит с нулевым опытом подготовки, соответственно не знает, чего он хочет конкретно. Ролей в туризме достаточно много, это может быть как член команды, так и руководитель или капитан этой команды. Чтобы стать, к примеру, полноценным членом команды, необходимо набраться опыта, посредством упорных тренировок и занятий. Если человек будет совершенствовать себя на коротких дистанциях, работать со спортивным снаряжением, то он сможет стать членом сборной команды своего учебного подразделения, города, а может даже области или страны. Среди всех членов команды определенно будет выделяться лидер, который будет выполнять задания быстро и качественно. Этот лидер станет капитаном команды.

Если брать во внимание другой вид туризма – пешеходный, то открывается еще один спектр определенных ролей. В пешеходном туризме большое разнообразие должностей. От простого завхоза до руководителя туристской группы. Получить должность не так уж и трудно. Нравится человеку заниматься расчетом и составлением меню – он подходит на должность завхоза. Член команды очень хорошо ориентируется, читает карты разного масштаба без проблем – быть ему картографом в команде. Одна из самых серьезных и ответственных должностей в туристской группе – это руководитель.

Руководитель имеет определенные права и обязанности, а также он должен подходить под определенные критерии, которые прописаны в регламенте соревнований по группе дисциплин «Маршрут». Некоторые положения из регламента [4]:

«3.7. Права и обязанности руководителя туристской группы

3.7.1. Руководитель обязан:

  • выполнять требования настоящих Правил организации (Регламента) и соблюдать Кодекс путешественника;
  • обеспечить формирование туристской группы и подбор членов группы по их спортивной квалификации;
  • обеспечить подготовку и подбор снаряжения, продуктов питания;
  • в случае необходимости быть готовым к организации спасательных работ;
  • обеспечить организацию страховки и взаимодействие участников при прохождении технически сложных участков маршрута»

Руководителю необходимо иметь опыт руководства походом не ниже на одну категорию сложности и опыт участие в походе на одну категорию сложности выше. Ниже приведены требования к руководителю для прохождения маршрутов.

Таблица 1.

Требование к руководителю туристских групп при прохождении категорированных туристских маршрутов.

Категория сложности

маршрута

Минимально необходимый опыт участия и руководства на маршрутах, (к.с.)

Минимальный возраст, лет.

Определяется по дате рождения

Участие

Руководство

I

I

н/к*

18

II

II

I

18

III

III

II

18

IV

IV

III

19

V

V

IV

19

VI

VI

V

20

*н/к – некатегорийный маршрут

На руководителе лежит огромная ответственность за группу, соответственно, он должен быть компетентным в сфере туризма, знать регламенты походов. Наличие опыта прохождения маршрута может не всегда хватать, чтобы стать успешным руководителем. Руководитель должен обладать неким авторитетом среди участников, чтобы команда всегда могла поддержать его. Помимо всего, руководитель похода – это и лекарь, и отличный повар, и хороший психолог, в общем, универсальный член команды. В самом походе ему необходимо обладать стойкостью, всегда быть на чеку, следя за каждым членом команды. К нему можно обратиться с любой просьбой, на которую руководитель даст ответ или поможет с возникшей проблемой. Из всего этого следует то, что роль руководителя самая ответственная и необходимая.

Туризм помогает человеку в социализации. Желая получить какую-либо роль выше, человек совершенствуется и работает над собой. Он взаимодействует с другими людьми, учится не только на своих ошибках, но и на ошибках окружающих его членов команды. Благодаря этому человек может поставить себе цель в жизни, стремится к которой, он будет всегда, а достигнув её, будет ставить новые цели, что сделает его жизнь яркой и насыщенной.

В туризме можно выделить некую иерархию ролей, перепрыгивать ступени которой не стоит, иначе не получится достигнуть нужный результат. Чтобы достичь её вершины, необходимо работать и получать новые знания, умения и навыки посредством изучения нормативных документов, актов, регламентов, прохождения маршрутов и преодоления дистанций.

Для большего количества населения нашей страны туризм – это некое времяпрепровождение, которое ассоциируется с костром, гитарой и тяжелым рюкзаком. Туризм является достаточно суровым видом спорта, более серьезным и трудозатратным. Для того, чтобы такие мифы не возникали, нужно вовлекать в сферу туризма большее количество людей, в особенности молодежь, так как от молодежи зависит будущее. Сделать это можно посредством проведения различных мероприятий, направленных на сферу туризма. В школах проводить мастер классы по туризму, там же создавать и поддерживать туристические клубы. Чтобы все это состоялось, в этом должно быть заинтересовано наше государство.

В период с 25.05.2017г. по 31.07.2019г. фонд президентских грантов поддержал 26 проектов связанных с туризмом [5]. Основная цель этих проектов – охрана здоровья граждан и пропаганда здорового образа жизни. Размеры грантов варьируются от 500 000 до 3 000 000 рублей. Соответственно наше государство заинтересовано и понимает важность спортивного туризма в сфере воспитания своих граждан. Помимо этого в России был организован год детского туризма, что предусмотрено планом мероприятий на 2018-2020 годы в рамках Десятилетия детства (Распоряжение от 6 июля 2018 года №1375-р). [3]

Туризм является актуальным видом деятельности в наше время. Автор считает, что поддерживать эту актуальность необходимо, так как он даёт возможность развивать себя, достигать цели, совершенствовать свои навыки и передавать их другим людям.

Список литературы

  1. Бахтина И. Л., Доброботская Л. Л. Спортивный туризм как технология самопознания личности // Физическая культура: проблемы обучения и воспитания – Екатеринбург, 2018 – С 8-11
  2. Неволин В.В. Спортивный туризм в России: опыт исследования // Молодежь в меняющемся мире: векторы развития в глобальной современности – УрГПУ - Екатеринбург, 2019 – С 159-163.
  3. Об утверждении плана основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/33158/
  4. Регламент по спортивному туризму. Туристско-спортивные меро-приятия, связанные с прохождением туристских маршрутов. [Электронный ресурс]. URL: http://fst-otm.net/file/docs/Reglament_marshrut_2008.pdf
  5. Фонд президентских грантов. [Электронный ресурс]. URL: https://президентскиегранты.рф
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее