АГРЕГАТОРЫ БИЗНЕС-ПЛОЩАДОК В ДЕЛОВОМ КЛАСТЕРЕ ТУРИЗМА

АГРЕГАТОРЫ БИЗНЕС-ПЛОЩАДОК В ДЕЛОВОМ КЛАСТЕРЕ ТУРИЗМА

Авторы публикации

Рубрика

Туризм

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (96), Декабрь ‘22

Дата публикации 18.12.2022

Поделиться

В данной статье рассмотрена как теоретическая база бизнес-туризма, так и практическая. В ходе написания статьи было проанализировано состояние делового туризма в России, а также отечественные площадки для бизнес-мероприятий, которые, в свою очередь, развиваются довольно динамично, но тем не менее уступают мировой практике по количеству занятых ниш.

В последние десятилетия туризм представляет собой активно развивающуюся отрасль и с каждым годом не теряет свою популярность как в нашей стране, так и за рубежом [1]. К примеру, согласно наблюдениям ВТО (Всемирной туристской организации), Российская Федерация находится в числе лидеров в области международного туризма: за 2019 год нашу страну посетили 24 419 000 туристов [5]. Стоит также отметить, что наша страна отличается не только богатым культурно-историческим наследием, но она также имеет огромное природное разнообразие, что в свою очередь способствует стремительному развитию туристской отрасли на территории России. В связи с этим в нашей стране широко развивается как внутренний, так и внешний туризм [6]. Кроме того, наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в число которых входит экологический, событийный, гастрономический, деловой, лечебно-оздоровительный, а также многие другие виды туризма.

В данной статье мы рассмотрим один из популярных видов туризма, а именно деловой или по-другому бизнес-туризм. Итак, обратимся к определению данного вида туризма.

Различные ученые и специалисты дают всевозможные трактовки данного вида туризма. Так, И. Т. Балабанов в учебнике «Экономика туризма» разъясняет термин деловой туризм как «поездки бизнесменов с деловыми целями» [4]. Другие специалисты в области туризма А. Т. Кириллов и Л. А. Волкова определяют бизнес-туризм как «поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей» [2]. Рецензент кафедры регионоведения и туризма ЯрГУ Савин Д. А. не дает единого понятию данному термину.  С одной стороны, он объясняет данное понятие как «путешествие, цель и место которого поставлены бизнесом, при этом все затраты возмещаются компанией» [3]. Но, с другой стороны, он также определяет его как «путешествие, имеющее целью коммерческое дело, государственное задание или образование, предусматривающее в качестве вторичной мотивации отдых».

Таким образом, обобщая вышесказанное, мы в нашей статье дадим определение данного вида туризма как того или иного рода поездки, совершаемой людьми не только с целью исполнения определенных профессиональных обязанностей, но также и связанной с возможностью получения отдыха, изучении другую культуры и языка.

Рассматриваемому виду туризма, в основном, отдают предпочтение амбициозные молодые люди, стремящиеся к карьерному росту и желающие эффективно использовать деньги и время, получая новые знания опыт и связи.

 Также, немного касаясь истории данного вида туризма, можно сказать, что он, как явление, появился в западноевропейских странах и в США. Как о самостоятельном виде туризма, о нем стало известно только в 1970–1980-е гг. Что же касается нашей страны, то в России бизнес-туризм начал активно развиваться лишь с 1990 годов. Сегодня деловой туризм - это один из многообещающих и стремительно растущий видов бизнеса, в котором участвуют многочисленные компании [3]. Российские бизнесмены предпочитают совершать свои бизнес-путешествия в такие страны как: США (ритейл-сети, инновационные технологии);  Китай (налаживание производства, закупка оборудования и материалов); Швейцария (Русский дом – площадка для бизнесменов); Италия (экономические форумы);  ОАЭ; Гонконг (привлекателен как зона, свободная от налогов) [7]. Стоит также отметить, что деловые люди выбирают, как правило, поездки в теплые страны, в которых они могли бы заниматься бизнесом, совмещая их с отдыхом, изучением другой культуры и языка.

Рассмотрим также основные направления бизнес-туризма. На рисунке 1 представлена схема основных направлений развития делового туризма.

Рисунок 1. Основные направления бизнес-туризма

 

Теперь перейдём непосредственно к анализу бизнес-площадок, представленных на российском рынке. Однако, стоит подчеркнуть, что по данным агентства инноваций Москвы платформы-агрегаторы площадок для мероприятий представляют собой лишь небольшой сегмент рынка EventTech [8]. Всего менее 3% от общего объёма событийного рынка России приходится на агрегаторы площадок для бизнес-мероприятий, передаёт агентство [8]. Наиболее популярные площадки для мероприятий делового характера представлены в таблице 1 [8].

 

Таблица 1.

Основные площадки для ведения бизнес-мероприятий в России

 

Eventbooking

Click To Mice

Pogostite

Bash Today

 

Тип площадки


Поиск

 

Сервис

 

Сервис

 

Сервис

Год создания

2016

2016

2010

2015

Типы мероприятий

20

н.д.

20

39

Бизнес-модель

B2B, B2C

B2B

B2B

B2B, B2C

Посетители сайта, чел. / месяц*

 

4 700

 

3 410

 

7 830

 

77 100

Всего площадок

 

 

1312

 

3500+

 

2600+

 

500+

 

Формат аренды

 

Часовая

 

н.д.

Часовая, суточная

 

Часовая

Общий объем привлеченных инвестиций**, $ млн

 

-

 

-

 

-

 

0,9

Выручка 2021, млн руб.

0,35

276,9

63,5

29,3

 

Проанализируем бизнес-площадки, выступающие в роли ведущих площадок для мероприятий.

Поисковик площадок и сервисов «Eventbooking» – это классифайд-сервис для агентств фотографов, площадок, а также других услуг разной направленности, применимых к организации мероприятий. Портал активен в более чем 50 городах России, Европы и СНГ. Он оказывает поддержку для любых организаторов мероприятий и заказчиков в поиске и бронировании event-услуг. Кроме каталога площадок предоставляет каталог поставщиков и других сервисов: кейтеринга и фудтраков; видеографов и фотографов; аренды авто. Число партнёров превышает 1500 фирм. К услугам сервиса каждый месяц обращаются более 15 тысяч новых пользователей [8].

Информационный портал и сервисный маркетплейс «Click To Mice» - это B2B-сервис, позволяющий управлять полным циклом организации мероприятия. Значит, от поиска площадки до готовности документации. В этом сервисе также можно загружать нужные документы, подбирать питание, необходимое оборудование, трансферы и билеты для иногородних гостей, готовить отчёты и анализировать эффективность, а также управлять ролями сотрудников. Несомненно, преимущества данной платформы довольно высоки перед другими конкурентами. Event-агентства являются основной аудиторией сервиса, который активен в более 310 городах России и СНГ [8].

Сервисный маркетплейс «Pogostite» - это та компания, которая организует мероприятия делового характера. Она включает в себя маркетплейс отелей для размещения, а также площадок для мероприятий. В обиходе сервиса организация трансфера, предоставление услуг организации «под ключ», оказание полиграфических услуг, бронирование гостиниц и билетов, подбор переводчиков, гидов, а также других специалистов, занятых в туристической отрасли. В более 25 городах России присутствуют площадки для мероприятий, которые размещены в их сервисе [8].

Очередной маркетплейс в сфере сервиса «Bash Today» является компанией, предоставляющей почасовую аренду площадок для частных и корпоративных мероприятий разного уровня в Санкт-Петербурге и в Москве. Сервисом пользуются порядка более 63 тысяч клиентов [8].

Особенности данного сервиса заключаются в следующем: индивидуальный подбор площадки согласно запросам клиентов; предоставление сопутствующих event-услуг из их экосистемы: декор, развлечения, кейтеринг, видео- и фотосъёмки; собственный блог, лайфхаки и идеи по организации ивента, историями клиентов и рейтингами подрядчиков; помощь в организации мероприятий для клиентов корпоративного уровня [8].

Необходимо отметить, что в сравнении с зарубежным опытом ведения бизнес-мероприятий, в России есть большое количество незанятых ниш, которые могли бы приносить существенный доход от делового туризма. Среди них: театральные залы, открытые площадки, веранды, игровые клубы/боулинг, загородные площадки, а также клубы, музеи, арт-галереи, винодельни, пивоварни, университеты, школы и склады. Большое количество незанятых ниш свидетельствует о негативном воздействии на деловой туризм. При условии их занятости доля делового туризма в ВВП страны заметно увеличится, что благоприятно скажется на современной экономике.

Список литературы

  1. История российского туризма / Под общ. ред. д.пед.н, проф. Т. И. Власовой. — монография. — СПб.: Изд-во Д.А.Р.К., 2009. — 416 с.
  2. Кириллов, А.Т. Маркетинг в туризме / А. Т. Кириллов, Л. А. Волкова; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 184 с.
  3. Экономика туризма : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 2002. – 173 с.
  4. Всемирная организация ВТО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wto.org/. – Дата доступа: 12.12.22
  5. Википедия. Свободная энциклопедия. Туризм в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм_в_России. – Дата доступа: 15.12.22
  6. Деловой туризм в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://avia-rts.ru/articles/delovoy-turizm-v-rossii/. – Дата доступа: 15.12.22
  7. Бизнес-туризм: Агентство инноваций города Москвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://innoagency.ru/. – Дата доступа: 16.12.22
  8. Савин, Дмитрий Александрович. Деловой туризм : учебно-методическое пособие / Д. А. Савин, И. Г. Мельникова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2019. — 48 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary