ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Маркетинг, реклама и PR

Просмотры

293

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (199), Декабрь ‘24

Дата публикации 12.12.2024

Поделиться

Исследование рынка туристических услуг Российской Федерации. Проведение рейтингового анализа туристских фирм г. Кирова и Кировской области.  Разработка предложений по повышению эффективности деятельности субъектов сферы туризма Кировской области и его административного центра.

Рынок туризма нашей страны за последние годы характеризуется положительной динамикой роста. Вклад сферы туризма в мировой ВВП в 2023г. составил 9,1 процента [6]. Прогнозное значение прироста, с учетом инфляции, данного показателя в 2024г. относительно 2023г. предположительно составит 12,1 процента.

 

В стране наблюдается устойчивый рост фирм, предоставляющие услуги в сфере туризма (таблица 1) [3].

 

Таблица 1.

Основные показатели деятельности туристских фирм в динамике

Наименование показателя/ годы

 

2010

 

2018

 

2019

 

2020

 

2021

 

2022 *

 

2023 *

Число туристских фирм (на конец года, всего)

В том числе занимались:

 

 

 

9 133

 

 

 

13 674

 

 

12 690

 

 

12 463

 

 

13 076

 

 

13 608

 

 

14 102

туроператорской деятельностью

1 193

751

753

817

886

959

931

туроператорской и турагентской деятельностью

-

1 751

1 688

1 711

1 778

1 827

1 630

турагентской деятельностью

6 941

11 172

10 249

9 935

10 412

10 822

11 541

Число реализованных населению турпакетов – всего, тыс.

из них гражданам России:

 

 

4 358

 

4 586

5 337

3 125

4 811

5 279

6 369

по территории России

872

1 635

2 111

2 094

2 856

3 033

3 333

по зарубежным странам

3 367

2 575

2 911

1 013

1 943

2 236

3 009

Стоимость реализованных населению турпакетов – всего, млн. руб.

из них гражданам России:

 

 

 

167 933

 

 

303 738

 

378 883

 

169 858

 

371 920

 

442 810

 

711 687

по территории России

18 343

9 556

69 560

70 964

114 369

135 788

164 737

по зарубежным странам

148 148

34 054

301 328

98 010

256 593

306 372

545 083

* Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.

Источник – [3]

 

Как показывают данные таблицы 1, темп роста в 2023г. относительно 2010г. и 2021 г. соответственно составил по показателям:   число фирм, всего – 154 и 103 процентов; число реализованных турпакетов, всего – 146 и 120 процентов; число реализованных турпакетов гражданам России по территории РФ – 382 и 109 процентов, по зарубежным странам – 89 и 134 процентов.  Темп роста стоимости реализованных населению турпакетов гражданам России, путешествующих по территории нашей страны в 2023г. относительно 2022г. составил – 121 процент. Темп роста стоимости проданных населению турпакетов гражданам России, путешествующих по территориям зарубежных стран в 2023г. относительно 2022г. составил 178 процентов В целом, анализ показал положительную динамику по всем показателям, характеризующим развитие сферы туризма в нашей стране. Причем, сложная экономическая ситуация, сложившаяся в стране из-за пандемии, санкций со стороны ряда зарубежных государств повлияло в 2020, 2021гг. на снижение числа реализованных турпакетов гражданам России, желающим путешествовать по зарубежным странам. Однако, постепенно развитие туристической сферы пришло к положительной динамике. 

 

Статистика, представленная Росстатом, показывает, что доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации относительно падения в годы пандемии до 2,4 процента в 2020г., увеличилась до 2,8 процента в 2023г. [3]. При этом, Кировская область, входящая в состав Приволжского федерального округа, также показала рост валовой добавленной стоимости туристской индустрии. Так, в 2019г. данный показатель в стоимостном выражении составил 12416,4 млн.руб.; 2020г. - 11830,5 млн.руб.; 2021г. - 13561,3млн.руб.; 2022г. - 15973,5 млн. руб. Причем, темп роста в 2022г. относительно 2021г. составил 117,7 процента. Таким образом, рост валовой добавленной стоимости туристской индустрии Кировской области в 2022г. составил 17,7 процента. В соответствии с информацией, предоставленной Федеральной службой государственной статистики по Кировской области, в 2023 г. в сфере туризма работало 135 туристских фирм, которые предоставили свои услуги более 64 тыс. человек: прирост составил относительно предыдущего года – 26 процентов [5].  Отдых в Кировской области стал привлекательным в 2023г. для 4001 человека, причем 1019 туристов – это жители данного региона. За пределы страны в 2023г. выехали более 22 тыс.чел., проживающих в Кировской области, что на 25 процентов больше, чем было в 2022г.

 

Сегодня на территории Кировской области и административного центра работает более 140 туристических фирм, из них в реестр туроператоров въездного туризма входят 17 туроператоров. В регионе действует 220 коллективных средств размещения и более 40 организаций отдыха, в том числе спортивно-туристские центры, дома отдыха, семейно-оздоровительные центры и базы отдыха.

 

Общее количество номерного фонда в коллективных средствах размещения (количество номеров) – 5 475. Количество номерного фонда в коллективных средствах размещения повышенного комфорта – 90. Общее число мест в коллективных средствах размещения (количество мест в номерах) – 15 555.

 

Также в Кировской области расположено 16 санаторно-курортных организаций, которые специализируются на лечении заболеваний пищеварительной системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, эндокринной системы[2].

 

В соответствии с отзывами туристов, по рейтингу можно назвать топ-10 лучших турагентств г.Кирова и Кировской области [1].

 

Расположение в порядке убывания турагентств по рейтингу:  «Бюджетные путешествия», «Anex Tour», «Магазин Горящих Путевок», «Тур Престиж», «Тез тур», «Тревел Престиж», «Европа-Авто», «Николаевская», «1001 Тур», «Regner Olga».

 

Также среди турагентств, специализирующихся на внутреннем туризме, можно выделить такие, как:

  • Туристическая компания «РИВЬЕРА ТРЭВЕЛ»: специализируется на внутреннем туризме, предлагая автобусные, железнодорожные и авиационные туры по Кирову, Кировской области и другим регионам России. Компания также организует экскурсии для школьников и корпоративные заказы.
  • Туристическое агентство «Топ-Тур»: разрабатывает и проводит увлекательные экскурсии по Кирову для школьников и гостей города, знакомя их с богатым историческим наследием и культурой Вятского края. 
  • Туристическая фирма «Вокруг света»: предлагает туры по Кирову, включая посещение набережной Грина и других достопримечательностей, позволяя туристам оценить красоту и своеобразие города.

Развитие туристического рынка Кировской области и его административного центра - г. Кирова, входящих в Приволжский федеральный округ обусловлено богатой историей. Так, в 2024г. г. Киров отметил свое 650- летие.  По данным на начало 2024г. численность населения данного региона составила 1129935 человек. Кировская область граничит с девятью субъектами Российской Федерации, что естественно сказалось на предпочтениях целевых групп туристской сферы. На востоке Кировская область граничит с Пермским краем и Удмурдией; на севере – с Республикой Коми и Архангельской областью; на западе – с Вологодской, Костромской и Нижегородской областями; на юге – с республиками Марий Эл и Татарстан.

 

На развитие сферы туризма оказывает также влияние наличие современных коммуникаций. Так, через область проходят железнодорожные коммуникации, связывающие центр Российской Федерации с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, южными регионами нашей страны. Протяженность железных дорого общего пользования составляет около 1100 км. В г. Киров есть аэропорт. Также, Кировская область известна водной транспортной артерией – рекой Вятка. Где, протяженность судоходных путей по реке Вятка и ее притокам, составляет около 1,8 тыс. км.

 

Привлекают туристов и большие лесные массивы. Более половины площади региона покрыто лесами с богатым растительным и животным миром. В области есть минеральные источники и лечебные грязи. Около 20 типов минеральных вод области могут применяться в лечебных целях. Причем, пять из них широко используются в рекреационных учреждениях области – на курорте «Нижнеивкино», в санатории «Мать и дитя» (пос. Бурмакино), в городах Кирове и Вятские Поляны. В лечебных целях используются хлоридно-натриевые, сульфатно-кальциевые воды.

 

Таким, образом, рекреация, реализуемая на территории Кирова и области, предлагает мероприятия в разрезе лечебной, оздоровительной, рекреационной-спортивной и познавательной. Сегодня к рекреационным ресурсам региона относятся 201 особо охраняемая природная территория (биологические, геологические, гидрологические, зоологические, ландшафтные, палеонтологические), 11,67 млн га охотничьих угодий, 18 типов минеральных вод, 1062 пруда, около 3,2 тыс. озер, 19,7 тыс. рек, 2033 культурно-исторических памятника.  Среди ключевых достопримечательностей выделяются Вятский художественный музей, Краеведческий музей и Спасский собор.

 

Анализ отзывов туристов, посетивших санатории Кировской области, позволил составить рейтинг топ-7 санаториев [4]. Так, на первом месте находится санаторий «Сосновый бор», затем «Радуга», «Нижне-Ивкино», «Лесная Новь», «Митино», «Колос», «Центр реабилитации ФСС РФ Вятские Увалы».

 

Рынок туристических услуг Кирова ориентирован преимущественно на внутренний туризм. Основной целевой аудиторией являются жители города и области, а также гости из соседних регионов. Туристические компании предлагают программы, включающие экскурсии, отдых на базах, активные виды досуга, туры выходного дня, экотуризм. Туристам предлагают участие в фестивалях народного творчества, ярмарках. Также есть возможность посетить ремесленные мастерские, где производят дымковскую игрушку, есть резьба по дереву.

 

Приведем классификацию мероприятий, предлагаемых целевой аудитории фирмами, работающими в сфере туризма в г. Кирове и Кировской области.

 

1. Культурно-познавательные экскурсии. Этот сегмент ориентирован на тех, кто интересуется историей, культурой и искусством региона. Такие экскурсии популярны среди взрослых, студентов и школьников.

 

Например:

  • Краеведческий музей: экскурсия по экспозиции, рассказывающей об истории региона, начиная от древних времён до современности.
  • Вятский художественный музей: знакомство с коллекцией русского и зарубежного искусства, включая уникальные работы местных мастеров.
  • Спасский собор: экскурсия по одному из старейших храмов города, с рассказом о его архитектуре и религиозной истории.
  • Пешеходные экскурсии по старому Кирову: обзор исторических улиц с посещением домов-усадеб XIX века.

Целевой аудиторией таких экскурсий могут быть студенты, туристы из других регионов, любители истории и культуры.

 

2. Экологический туризм и природные маршруты. Экотуризм предполагает отдых на природе с минимальным воздействием на окружающую среду.

 

Например:

  • Парк «Аполло» в Кирове: экологические прогулки и занятия йогой на свежем воздухе.
  • Лесные маршруты в районе реки Вятки: пешие походы с гидами, которые рассказывают о местной флоре и фауне.
  • Поездки в национальный парк «Нургуш»: наблюдение за редкими птицами и экскурсии по болотам.
  • Рыбалка на реках и озёрах области: организованные туры с предоставлением снаряжения.

Целевая аудитория: любители природы, семьи с детьми, молодёжь.

 

3. Активный отдых и спортивные туры. Этот сегмент включает спортивные мероприятия и маршруты для тех, кто ищет приключения и физическую активность.

 

Например:

  • Горнолыжные туры в районе Кирова: небольшие горнолыжные базы с прокатом оборудования.
  • Веломаршруты по Кировской области: путешествия по живописным маршрутам с остановками на ключевых точках.
  • Лыжные прогулки в зимний период: популярные зоны для катания, например, лесопарковые зоны около города.
  • Сплавы по реке Вятке: летние туры на байдарках для групп.

Целевая аудитория: активная молодёжь, спортивные клубы, семьи с подростками.

 

4. Семейные и детские развлечения. Этот сегмент фокусируется на совместном отдыхе для детей и их родителей. Развлечения должны быть интересными, познавательными и безопасными.

 

Например:

  • Детская железная дорога в Кирове: миниатюрная железная дорога для катания детей.
  • Контактный зоопарк: возможность увидеть и погладить животных, популярное место для малышей.
  • Интерактивные музеи: например, научные шоу и мастер-классы в рамках культурных программ.
  • Фермерские экскурсии: поездки на агрофермы с возможностью познакомиться с процессами производства продуктов.

Целевая аудитория: семьи с детьми младшего и школьного возраста.

 

5. Гастрономические туры и мастер-классы. Сегмент гастрономического туризма позволяет туристам и местным жителям познакомиться с особенностями кухни региона.

 

Например:

  • Дегустация в местных ресторанах: знакомство с традиционной вятской кухней, включая знаменитый «вятский квас».
  • Кулинарные мастер-классы: обучение приготовлению местных блюд, например, пирогов и солений.
  • Экскурсии на пивоварни: рассказ о процессе изготовления напитков с последующей дегустацией.
  • Посещение сыроварен и молочных хозяйств: демонстрация процесса производства сыра и молочных продуктов.

Целевая аудитория: взрослые туристы, гурманы, семьи.

 

6. Событийный туризм. Этот сегмент включает поездки и участие в фестивалях, ярмарках и других мероприятиях, проводимых в Кирове.

 

Например:

  • Фестиваль «Вятская кукарка»: крупное событие, посвящённое народным промыслам и традициям региона.
  • Дни города Кирова: празднования с концертами, ярмарками и фейерверками.
  • Рождественская ярмарка: зимние гуляния с катанием на санях и покупкой сувениров.
  • Фестивали ремёсел: мастер-классы и выставки дымковской игрушки и резьбы по дереву.

Целевая аудитория: местные жители, туристы из соседних регионов, семейные пары.

 

7. Релаксационные туры и оздоровительный отдых. Этот сегмент охватывает услуги, связанные с расслаблением, восстановлением сил и лечением. К примеру:

  • Санатории в Кировской области: программы оздоровления, включающие массажи, лечебные грязи и минеральные воды.
  • Загородные базы отдыха: отдых в окружении природы с банями и СПА-услугами.
  • Йога-ретриты: организованные выезды для восстановления физического и ментального здоровья.
  • Программы детокса: отдых с акцентом на правильное питание и активности на свежем воздухе.

Целевая аудитория: взрослые, пожилые люди, корпоративные клиенты.

 

8. Тематические и образовательные экскурсии. Тематические экскурсии представляют собой более узконаправленные маршруты, связанные с определённой темой.

 

Например:

  • «Промышленный Киров»: экскурсии по историческим предприятиям города, рассказывающие об их развитии.
  • «Мифы и легенды Вятки»: мистические туры по знаковым местам города с рассказами о старинных легендах.
  • Архитектурный Киров: маршрут, посвящённый историческим зданиям и памятникам архитектуры.
  • Туры для школьников: образовательные программы, включающие интерактивные элементы и викторины.

Целевая аудитория: любители необычного досуга, школьные группы, студенты.

 

9. Корпоративный туризм. Корпоративные туры предназначены для компаний, которые организуют отдых или мероприятия для своих сотрудников.

 

Например:

  • Тимбилдинг на природе: организованные игры, квесты и соревнования для сплочения коллектива.
  • Конференции и семинары: аренда площадок на базах отдыха с проведением обучающих мероприятий.
  • Корпоративные экскурсии: совместные поездки на культурные и исторические объекты.
  • Праздничные выезды: новогодние корпоративы в загородных домах с развлекательной программой.

Целевая аудитория: бизнес-сегмент, малые и крупные компании.

 

Однако, есть ряд сложных моментов, которые не дают возможность использовать имеющийся потенциал туристской сферы в полном объеме. Туристический сектор сталкивается с такими проблемами, как недостаток инфраструктуры и слабое продвижение на федеральном уровне. В городе и области функционируют базы отдыха, гостиницы и санатории, однако их качество и количество не отвечают потенциальному и реальному спросу целевой аудитории. Проблемой остаётся недостаток гостиниц среднего и эконом-класса, что ограничивает возможности для привлечения массового туризма. Транспортная инфраструктура в Кирове развита относительно хорошо, благодаря железнодорожному и автомобильному сообщениям. Тем не менее, внутренние маршруты по области требуют модернизации, чтобы улучшить доступ к природным и культурным объектам.

 

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что в последние годы интерес к внутреннему туризму значительно вырос. Кировская область и ее административный центр, привлекают все больше туристов, не только из данного региона, но и из других регионов нашей страны. Этому способствует все возрастающая популярность местных достопримечательностей, улучшение инфраструктуры и модернизация рекреационных объектов. Однако важно и дальше инвестировать средства в развитие туристической инфраструктуры, создание современных зон около реки Вятки с благоустроенными набережными, прогулочными зонами и велодорожками. Можно предложить на фоне все большей цифровизации создание интерактивных карт города с описанием достопримечательностей или аудиогидов на нескольких языках, что повысит привлекательность Кирова и области для целевой аудитории.

Список литературы

  1. Бюджетные путешествия [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://kirov.xtool.ru/byudjetnye-puteshestviya/
  2. Правительство Кировской области. Туристский потенциал [Электронный ресурс]: [сайт]. –Режим доступа: https://www.kirovreg.ru/passport/2.php
  3. Статистический бюллетень РОССТАТА к Всемирному дню туризма – 2024 [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2024.pdf
  4. Санатории Кировской области [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://domik.travel/russia/kirovskaya/sanatoriums
  5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области. О деятельности туристских фирм Кировской области в 2023 году [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://43.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Press43_Turizm_2023.pdf
  6. Федеральная служба государственной статистики. Туризм [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее