Туризм – это одна из крупнейших и динамичных сфер мировой экономики, которая давно перешагнула национальные границы и служит средством для взаимного обогащения культур. Важной особенностью туристической индустрии является ее способность диверсифицировать экономику, улучшать уровень жизни населения, стимулировать создание новых рабочих мест и увеличивать доходы регионов [1].
Развитие Арктической зоны России ориентировано на стимулирование формирования туристической направленности в соответствии со стратегией развития туризма в России до 2035 года. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р) [2]. Сегодня развитие туризма в Российской Арктике является одним из важных приоритетов социально-экономической деятельности и рассматривается как ключевой элемент устойчивого развития северных регионов. Он поспособствует сохранению уникального природного и культурного наследия, а также стимулирует экономическое развитие Российской Арктики.
Правительство Мурманской области уже поддержало вышеизложенную стратегию и определило приоритет дальнейшего развития экономики региона – въездной и внутренний туризм. Это определено в документе «Распоряжение об утверждение развития туристско-рекреационного кластера Мурманской области на 2021-2025 годы». В настоящие время в рамках ТРК МО сформировано 10 территориальных кластеров на Кольском полуострове, одним из них является «Беломорье» (Кандалакшский и Терский районы).
Кольский полуостров находится на северо-западе Европейской части России, в Мурманской области. Она сухопутно граничит с Республикой Карелией, а через Белое море - с Архангельской областью. В этих северных областях развиваются схожие туристические кластеры, но Мурманская область обладает некоторыми отличительными видами рекреационной деятельности: горнолыжный и лыжный туризм, геолого-минералогический туризм, сафари на снегоходах, деловой туризм, «охота» за северным сиянием [3].
Анализ состояния сферы туризма в Мурманской области показывает динамичное увеличение прироста объема туристического потока.
По официальной статистике основных показателей сферы туризма, общий туристский поток в Мурманскую область в 2023 составил 669,7 тыс. туристов против 536,4 тыс. туристов в 2022 г. (прирост – 24,2 %). Общая динамика потока за 5 лет представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Рост туристического поток на 2019-2023
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Индекс роста 2023 к 2019, % |
Объем туристического потом, тыс. человек |
458,0 |
350,0 |
486,2 |
539,4 |
669,7 |
46,23 |
*Данные взяты с сайта «Комитет по туризму Мурманской области»
Анализ существующего состояния инфраструктуры и объектов для туризма в Мурманской области показывает недостаточный уровень их развития. Объекты размещения, обслуживания туристов, общественного питания, транспортные услуги испытывают значительный износ и не получают должного обновления. В области присутствует недостаток мест для размещения туристов в перспективных районах, таких как Кировский, Кандалакшский, Терский, Ловозерский и Печенгский, несмотря на рост предложения альтернативного жилья (квартиры, дома, коттеджи). Также недостаточно развиты объекты общественного питания в этих районах, что является недостатком для привлечения большего числа туристов в регион.
На основании проведенного анализа выявлен потенциал к развитию территории г. Кандалакша. Он является первым большим городом по пути из Центральной России на Кольский полуостров. Город расположен на побережье Кандалакшского залива Белого моря, у устья реки Нива, примерно в 200 километрах к югу от Мурманска. Кандалакша является самым южным городом в данном регионе, находясь за Полярным кругом. К тому же город располагает несколькими прямыми путями сообщениями: федеральной автомобильной трассой Р-21 «Кола» Санкт- Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Борисоглебский (граница с Норвегией), железнодорожной веткой, которая связывает Кольский полуостров с крупными городами Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Вологда и Ярославль. На сегодняшний день железнодорожное сообщение в основном используется местными жителями для выезда за пределы региона в отпуск, а также самодеятельными туристами. Перспективой развития территории станет строительство нового морского пассажирского порта, что привлечет новых гостей в город и обеспечит прочную связь с соседними областями (рис.1).
Рисунок 1. Схема доступности туризма по морскому соединению
Преимущества выбранной территории (г. Кандалакша) для развития туристического хаба (рис2).
- Расположение на побережье Белого моря
- Близость к большому количеству природных туристических зон и заповедников
- Транспортный узел – наличие трех видов транспортной коммуникации (водный, наземный: автомобильный и железнодорожный)
- Развивающаяся промышленность
На основе анализа территории города, зонирования и инфраструктуры [4] (рис.2) были выделены следующие проблемы:
- Несбалансированная градостроительная система, близкое соседство промышленных и жилых зон
- Изоляция побережья от города железнодорожными путями, обслуживающими порт
- Невзрачный и безликий образ архитектуры города
- Пространственное разделение города на две части
- Высокое содержание руинированных и заброшенных объектов инфраструктуры
- Проблемы старения материальной базы социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- Дефицит услуг в физкультурно-оздоровительной сфере.
Рисунок 2. Градостроительный анализ сложившейся планировочной структуры. Опорный план
На основе проведенного анализа преимуществ и проблем города была выбрана территория, где на данный момент расположен заброшенный завод машиностроения, который в свою очередь граничит с территорией Кандалакшского торгового порта. Близость к центру города делает эту территорию привлекательной для проведения развлекательных и просветительских проектов. Место может стать ключом к развитию туристической и культурной сферы.
Выбор данного участка может решить некоторые актуальные проблемы города, например такие как обновление и переформирование заброшенной промышленной инфраструктуры, и открытие доступа к потенциально привлекательному береговому пространству Белого моря для жителей города и туристов. К тому же участок имеет большой потенциал для развития туристического хаба, так как находится вдоль морской береговой линии и имеет доступ для морского транспорта. Помимо этого, участок обладает удобным транспортным сообщением, так как прилегает к магистральным улицам (ул. Пронина и ул. Данилова) и благодаря этому возможно осуществление прямой связи с ж/д вокзалом и центром города. (рис.3).
Рисунок 3. Условная схема сценариев движения потоков людей
Концепцией развития территории предусмотрено общественную застройку разместить по краям территории, для формирования транспортных узлов и прямой доступности от центра города и ж/д вокзала. Жилую зону с ее инфраструктурой сформировать в центре территории и обеспечить сквозные проходы к набережной от магистральной улицы в виде пешеходных улиц. Объединение разных функциональных зон происходит за счёт выделенной рекреационной зоны вдоль набережной, включающей в себя прогулочную зону, места для проведения массовых мероприятий и причал для частных малых судов (рис.4). Общественные и жилые здания формируют единое многофункциональное общественно-деловое пространство. Такое распределение функциональных зон основано на необходимости отделения жилой зоны от общественной для исключения пересечения потоков людей к культурно-бытовым центрам и к месту расселения.
Рисунок 4. Функциональное зонирование территории
Формирование морского фасада происходит благодаря выделению общественных зданий по краям территории. Это происходит за счет повышенной этажности и отличного объема от рядовой застройки жилых комплексов, расположенных между ними с одинаковой ритмикой фасадов и объемов (рис.5), что создает образ змея или дракона, голова и хвост – доминанты, туловище жилая застройка.
Рисунок 5. Морской фасад
Для развития туристического потенциала выбранной территории предлагается строительство многофункционального гостиничного комплекса с водно-оздоровительным комплексом и лекционным залом, так как это поможет привлечь потоки туристов не только с отдаленных регионов, но и внутри области, создать тур «выходного дня» для посещения водных и оздоровительных процедур, а также просветительских мероприятий, выставок и мастер-классов.
Проектным предложением учитываются уникальные черты западно-арктического архипелага, связанные с географическим положением, к таким особенностям относятся отдаленность территорий, наличие островного морского расположения, суровый климат и ярко выраженные сезонные изменения. Поэтому необходимо объединение функций в единый комплекс. Так представляется возможным создание не просто здания, а комфортного пространства с разнообразным набором видов досугово-развлекательной деятельности для отдыха и культурно-просветительского времяпрепровождения, что позволит привлечь туристов и население в зимнее время года [5].
Создание именно многофункционального комплекса, а не узкоспециализированного здания связано еще со следующими преимуществами:
- Возможностью гибкого перепрофилирования при увеличении на рынке спроса на ту или иную развлекательную деятельность;
- Расширением целевой аудитории, так как включено несколько разнообразных функций;
- Высокой инвестиционной привлекательностью.
Гостиничный многофункциональный комплекс играет важную роль в формирование морского фасада, так как является одной из крайних точек территории. Здание должно быть не только завершением набережной, отделять общественно-деловую зону от промышленной, но и встречающим «маяком» для транспорта, прибывшего по морскому пути.
Крайний север все больше становится центром притяжения национальных интересов и международного внимания. На земле заполярья расположены логистические магистрали межконтинентального значения – Северного широтного транспортного коридора, включающий в себя более 40 портов, в том числе: Мурманск (733,2 тыс. чел), Архангельск (344,9 тыс. чел) и др., что предполагает большую доступность территории. А также Кольский полуостров является одним из привлекательных объектов для внутреннего туризма. Он притягивает своей дикой природой, сохранившейся в первозданном виде, полярным днем и полярной ночью, а также морской фауной.
Главная цель туристической политики правительства заключается в увеличении конкурентоспособности туристического продукта региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Для этого необходимо развивать инфраструктуру, обеспечивать достаточное количество мест для размещения туристов, улучшать транспортную доступность, а также обеспечивать благоприятные условия для посещения и сохранения культурных и природных объектов.
Предлагается строительство гостиничного комплекса в связи с тем, что существующая материальная база для размещения туристов изрядно исчерпана и требует длительного периода реновации. В связи с этим, новое строительство позволит обеспечить гостям комфортное проживание и современные условия, что повысит привлекательность региона для туристов и поспособствует развитию туристической индустрии в целом.
Таким образом, многофункциональный гостиничный комплекс на Кольском полуострове может стать не только местом остановки туристов для посещения достопримечательностей, центром развития туризма, но и для организации досуга местных жителей. А также послужить для развития оздоровительной, культурно-просветительской и досуговой деятельности в этом регионе. Комплекс этих мероприятий приведет к увеличению количества рабочих мест.
Список литературы
- Э.Б. Грушенко, Е.А. Лисунова. Актуальные аспекты развития туризма в регионах Европейского Севера России и Западной Арктики // Издательство ФИЦ КНЦ РАН, 2021. — 110 с.
- Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года"
- Барзыкин Ю.А. Актуальные вопросы развития туриндустрии в России. // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов», проходившей в г. Петрозаводске 8–10 июня 2010 г. Петрозаводск: издательство Института экономики КарНЦ РАН, 2011
- Официальный сайт администрации Кандалакшского района // Туризм. Туристские тропы. URL: http://www.kandalakshaadmin.ru/index.php/index.php?option=com_content&view=article&id=9223#p (дата обращения: 22.06.2024)
- Гайнанов Д.А., Кириллова С.А. Развитие регионального туризма в формате суперкластеров. // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Роль туризма в модернизации экономики российских регионов», проходившей в г. Петрозаводске 8–10 июня 2010 г. Петрозаводск: издательство Института экономики КарНЦ РАН, 2011