Активная интеграция страны в мировую экономику, улучшение суверенного кредитного рейтинга страны, привлечение большого объема иностранных инвестиций, а также планы Правительства Республики Узбекистан по либерализации валютного режима, безусловно, играют решающую роль в устойчивом развитии Республики Узбекистан. Тем не менее, шаги, направленные на повышение степени открытости экономики, а также необходимость формирования полноценного внутреннего финансового рынка, влекут за собой принятие Правительством, и уполномоченным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Узбекистан ряда мер по обеспечению должного уровня экономической безопасности республики, а также по созданию условий для развития внутреннего рынка долговых инструментов.
Во-первых, это вопрос правильного планирования заимствований на внешних и внутренних рынках ссудного капитала с учетом обеспечения необходимого уровня стабильности финансового сектора и развития отраслей экономики. Во-вторых, это вопрос совершенствования механизмов управления долгом государственного сектора и регулирования внешнего долга частного сектора с целью достижения необходимых результатов.
Международный опыт свидетельствует о том, что проведение взвешенной политики заимствований и своевременное принятие необходимых мер для укрепления потенциала государства в области управления долгом государственного сектора и регулирования внешнего долга частного сектора являются очень важным фактором для обеспечения высокого уровня макроэкономической стабильности страны.
В мировой практике, как правило, многие страны имеют свои стратегии заимствования на внешних и внутренних рынках и планы по укреплению потенциала в области управления долгом. Эти потребности определяются степенью развития внутреннего рынка капитала, особенностями валютного режима, качеством макроэкономической политики и мер нормативного регулирования, организационно-правовым потенциалом в области разработки и осуществления реформ, кредитоспособностью страны и ее целями в сфере управления долгом.
Правительство Узбекистана твердо привержено делу достижения цели в области устойчивого развития (ЦУР). В 2018 году было принято 16 национальных ЦУР и их 125 соответствующих задач. Одновременно с этим был создан межведомственный Координационный совет по реализации «Дорожной карты» по организации имплементации национальных ЦУР, а также двухпалатная Парламентская комиссия по ЦУР. Реализация ЦУР в Узбекистане совпала с масштабными реформами в рамках Национальной стратегии действий на2017-2021 годы, которая обеспечивает путь к достижению ЦУР. В 2020 году Узбекистан представил свой первый Добровольный национальный обзор прогресса в достижении ЦУР.
Рисунок 1. Изменение структуры финансирования развития в Узбекистане[1]
Кризис, вызванный COVID-19, создает угрозу замедления впечатляющего прогресса Узбекистана в достижении ЦУР. Значительный неформальный сектор страны оставляет большое количество людей уязвимыми к замедлению темпов роста, что ведет к росту бедности и неравенства. Эта социально-экономическая уязвимость еще более усугубляется экологическими угрозами. В ответ на пандемию Правительство РУз приняло Антикризисную программу с фондом в размере 1 миллиарда долл. США для поддержки бизнеса и занятости, а также для расширения социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения. Уже до COVID-19 доступный размер финансирования ЦУР в Узбекистане увеличивался слишком медленно, чтобы удовлетворить потребности страны в финансировании.
Оценки 2019 года показали, что Узбекистану требуется дополнительный ежегодный объем инвестиций в размере не менее 6 млрд долл. США для достижения национальных ЦУР. Сейчас, в 2020 году, по оценкам МВФ, для устранения внешнего шока и внутреннего воздействия COVID-19 потребуется дополнительное внешнее финансирование в размере около 4 миллиардов долл. США (7% ВВП). По прогнозам, в ближайшем будущем дефицит финансирования ЦУР в стране еще больше увеличится. Согласно прогнозам данной ОФР, объем потоков финансирования развития снизится с 55,1 млрд долл. США (94% ВВП) в 2019 году до 45,1 млрд долл. США (74% ВВП) в 2020 году. Начиная с 2021 года, общий объем доступного финансирования развития, по прогнозам, будет колебаться в районе 77% ВВП. С 2017 года структура доступного финансирования развития в Узбекистане изменилась.
Государственные доходы и расходы доминировали в потоках финансирования развития до кризиса, вызванного COVID-19, но их доля в общем объеме финансирования развития находится в состоянии стагнации. Частные внутренние инвестиции, по прогнозам, станут крупнейшим потоком в ближайшем будущем, что указывает на важность более эффективного привлечения частного сектора к финансированию устойчивого развития в Узбекистане. Объем денежных переводов продолжает расти, и они становятся все более важным источником внешнего международного финансирования развития, значительно превышающим объем ПИИ и ОПР вместе взятых. Несмотря на значительные усилия по реформированию, система государственного финансирования и планирования Узбекистана остается сложной и неэффективной. Это подрывает эффективное финансирование устойчивого и жизнестойкого восстановления. Своевременная реализация обновленной Стратегии реформы УГФ имеет решающее значение для прогресса на пути к составлению бюджета, ориентированного на результаты, и эффективному учету среднесрочной перспективы в ключевых бюджетных документах и процессах планирования. Существуют значительные возможности для расширения бюджетного пространства для социальных расходов с целью противостоять воздействию пандемии COVID-19, в том числе путем рационализации налоговых льгот и стимулов, повышения эффективности государственной деятельности.
Совокупный внешний долг Узбекистана по итогам первого полугодия увеличился на 2 млрд долларов - до 35,9 млрд долларов. Рост произошёл за счёт привлечения новых внешних заимствований, снижения цен гособлигаций, а также кредитов, привлеченных банками и другими секторами.
Объём совокупного внешнего долга Узбекистана на 1 июля 2021 года достиг 35,9 млрд долларов, увеличившись за шесть месяцев на 6%, или на 2 млрд долларов, это составляет около 57% к ВВП.
За первое полугодие задолженность госсектора увеличилась на 627,9 млн долларов (+3%) и составила 22 млрд долларов. Рост объясняется привлечением новых внешних заимствований и выплат по ним, а также снижения цен облигаций, размещенных на международных финансовых рынках и изменения курсов.Задолженность частного сектора выросла на 1,4 млрд долларов (+11%), преимущественно за счёт увеличения заимствований банками и другими секторами.
Рисунок 2. Изменение структуры финансирования развития в Узбекистане[2]
Всего за шесть месяцев госсектор привлёк заимствования на общую сумму 1,2 млрд долларов, а частный - на 3,2 млрд долларов. Привлечение заимствований, в основном, осуществлялось банками - 1,6 млрд долларов. в том числе нефтегазовый и энергетический сектор привлёк 379 млн долларов и предприятия прочих секторов экономики - 1,2 млрд долларов.При этом основной причиной значительного роста в компоненте «прочие сектора» по сравнению с прошлым годом является выпуск и размещение на международных финансовых рынках ценных бумаг UzAutoMotors номиналом в 300 млн долларов под 4,85% сроком на 5 лет.
По итогам шести месяцев госдолг погашен на 429 млн долларов: 353,4 млн долларов по основному долгу и 206,5 млн долларов - по процентам.Выплаты по частному внешнему долгу составили 1,6 млрд долларов по основному долгу и 238,8 млн долларов по процентам.
После резкого роста расходов госбюджета из-за кризиса в 2020 году теперь планируется снизить показатель до докризисного уровня - до 27% к ВВП. Кроме того, правительство в следующие годы планирует удерживать уровень госдолга (не путать с внешним долгом, который включает задолженность частного сектора) в пределах 50%, а бюджетный дефицит - в пределах 2%.
Таблица 1
Структура и изменение совокупного внешного долга[3]
На развитие транспорта и транспортной инфраструктуры было выделено 2,4 млрд долларов. Одним из крупных проектов, реализованных министерством транспорта стало строительство дороги “Термез-Сайроб” протяженностью в 100 км. “Общая стоимость заимствованных средств составила – 134.02 млн долларов США. К реализации проекта были привлечены средства АБР. На сэкономленные деньги нам удалось осущесвить реконструкцию и строительство прилегающих к данной трассе дополнительных дорог. АО «Узкимёсаноат» за счет привлечения средств внешнего долга реализовано 7 инвестиционных проектов на общую сумму 2,4 млрд. долларов.
За счет реализации проектов создано 5743 новых рабочих мест. Произведено продукции на 636 млн. долларов, а также экспортировано продукции на сумму 384,5 млн. долларов, уплачено 104 млн. долларов в виде налогов.Доходами от размещения суверенных международных облигаций в национальной валюте на сумму 2 трлн сумов решено профинансировать проекты, направленные на достижение Целей устойчивого развития ООН.
В текущем году планируется построить 25 новых и реконструировать 21 действующую школу на сумму 429,7 млрд сумов. На сферу здравоохранения будет затрачено 197,7 млрд сумов. На эти средства намечено построить 3 новых и провести реконструкцию 14 существующих медицинских учреждений. На выделенные 126 млрд сумов удалось проложить более 200 км водопроводных сетей и сооружений. Развитие дорожной инфраструктуры, строительство, реконструкция и ремонт более 300 км автомобильных дорог потребовало 1 096,7 млрд сумов вливаний. На оказание материальной помощи женщинам и семьям, находящимся в трудной социальной ситуации, женщинам с инвалидностью, поддержку института семьи, материнства и детства, льготные кредиты женщинам для развития предпринимательства, выплату пособий по безработице – всего 149,8 млрд сумов.
Направления совершенствованиясистемы управлениягосударственным долгом. Существует необходимость расширения целей в области управления государственным долгом. К ним нужно добавить:
- обеспечение стабильного обслуживаниякак внешних, так и внутренних государственныхобязательств в любой кризисной ситуации, мониторинг частной внешней задолженности;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынкови использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- повышение привлекательности узбекских государственных и частных заемщиков, предотвращение резких колебаний цены обязательствна мировом финансовом рынке;
- прогнозирование и предотвращение рисков,связанных со структурой долга;
- координирование государственной политикии политики внешних заимствований корпорацийво избежание ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможнымневыполнением корпоративных обязательств;
- создание комплексной эффективной системы управления государственным долгом;
- совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрение прогрессивныхтехнологий по управлению долгом, позволяющихконтролировать состояние долговой нагрузкиэкономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реальноговремени.
Список литературы
- Власенко Т. А. Управление государственным долгом: сущность понятия и обоснование методов реструктуризации. Бизнес-Информ. 2015. № 10. С. 310-317.
- Бекмурзаев И.Д., Хажмурадов З. Д., Хажмурадова С. Д.Сущность, методы и проблемы управления внешним государственным долгом//«Гуманитарный научный журнал»2020, №1
- Цвирко С.Э. Проблемы системы управления государственным долгом России//Эффективное антикризисное управление 2013 №6 (81).,
- www.cer.uz - Центр экономических исследований
- www.mf.uz - Министерство финансов