Владивосток и его окрестности имеют богатую историю как крупный морской порт и транспортный узел. Основанный в 1860 году как военный порт, город был создан для защиты восточных границ Российской империи и развития торговли со странами Тихоокеанского региона.
С конца 19 века через порт проходили значительные объемы грузов, что сделало его воротами для торговли и инвестиций. С распадом Советского Союза и переходом России к рыночной экономике экономические связи между Владивостоком и другими странами начали развиваться еще более интенсивно, что создало новые возможности для бизнеса.
Глобализация и изменения в экономической политике России, произошедшие с 2000-х годов, также способствовали укреплению статуса Владивостока как ключевого логистического центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Историческое значение и подготовительная работа заложили основу для превращения Владивостока в один из важнейших логистических узлов.
В последние годы Владивосток сталкивается с новыми вызовами и возможностями в связи с изменением геополитического ландшафта. В городе наблюдается значительный рост развития логистической инфраструктуры, что привлекает внимание как местного, так и международного бизнеса.
Ключевой инициативой в этом отношении стала программа «Развитие Приморского края как транспортно-логистического узла в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Эта программа направлена на увеличение грузооборота через Владивосток, повышение качества логистических услуг и создание новых транспортных маршрутов, включая как морское, так и железнодорожное сообщение [1].
В 2015 году президент Владимир Путин подписал закон о создании Свободного порта Владивосток, т.е. «Закон о Свободном порте Владивосток», который сделал Свободный порт Владивосток первым свободным портом в истории России. Целью создания Свободного порта Владивосток является облегчение процесса получения виз и административных разрешений для иностранных граждан, а также сокращение или отмена уплаты некоторых налогов сроком на 5 лет для предприятий, зарегистрированных в пределах свободного порта. Эта инициатива привела к значительному росту экономической активности во Владивостоке благодаря созданию новых рабочих мест на этих предприятиях. Это, в свою очередь, расширило возможности трудоустройства и укрепило производственные мощности на Дальнем Востоке России.
Владивосток является важным местом для развития двух крупных международных транспортных коридоров: «Приморье-1» и «Приморье-2» [5]. Это проекты национального уровня, которые предполагают строительство инфраструктуры, такой как автомобильные и железные дороги, порты и аэропорты, а также пограничных сооружений. Целью этих проектов является облегчение торговли между Китаем и Россией путем упрощения таможенных процедур, снижения торговых издержек и повышения транспортного потенциала китайско-российского коридора.
Развитие «Приморья-1» и «Приморья-2» в сочетании с усилиями предприятий свободного порта ставит Владивосток в центр транспортного сотрудничества между северо-восточным Китаем и Дальним Востоком России, что делает его ключевым транспортным узлом в этом отношении.
Чтобы обеспечить устойчивость промышленных предприятий и цепочек поставок, российское правительство активно внедряет стратегию «Взгляд на Восток» с начала напряженной ситуации в 2022 году.
Эта стратегия открывает новые возможности для экономического развития российского Дальнего Востока. Благодаря своему стратегическому расположению и мощной промышленной базе Владивосток превратился в ключевой центр экономического роста региона.
Переориентировав свою логистическую систему на восток, Россия превратила Владивосток в крупный логистический центр, создав условия для развития трансграничной торговли между Китаем и Россией. Это значительно повысило потенциал города как международного логистического центра.
Город с потенциалом экономического роста можно назвать «городом перемен». В 2012 году во Владивостоке, Россия, состоялся саммит лидеров АТЭС, и с тех пор он стал важным центром международных отношений страны со странами Восточной Азии.
С начала российско-украинского конфликта в 2014 году и введения западных санкций Россия активизировала свои усилия по развитию экономики в Дальневосточном регионе. Владивосток постепенно превращается в важный центр регионального экономического сотрудничества между Дальним Востоком России и соседними странами Азиатско-Тихоокеанского региона [2].
Первый Восточный экономический форум был официально проведен во Владивостоке в 2015 году. С тех пор Восточный экономический форум проводится во Владивостоке ежегодно, и страну представляет президент России Владимир Путин. Стратегическое значение Восточного экономического форума заключается в расширении участия России в международном сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обеспечении платформы между Россией и ее деловыми партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе для улучшения промышленного планирования и оптимизации распределения ресурсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В рамках своей стратегии «Поворота на Восток» Россия активизировала развитие Дальнего Востока, создав Дальневосточные территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. Эти инициативы направлены на привлечение как внутренних, так и иностранных инвестиций, способствуя тем самым экономическому росту региона.
В мае 2023 года Главное таможенное управление Китая добавило порт Владивосток в свой список портов для транзита товаров, предназначенных для внутренней торговли в Китае. Это событие имеет значительные последствия для судоходной отрасли на северо-востоке Китая.
Это изменение политики приведет к снижению транспортных расходов в регионе, тем самым повысив эффективность грузовых перевозок. Морская инфраструктура на Дальнем Востоке России включает в себя ряд портов, таких как Восток, Находка, Зарубино и Славянка. Центральным узлом этой сети является Владивосток, который, наряду с другими китайско-российскими пограничными портами, формирует комплексную транспортно-логистическую систему в этом регионе [3]. Важно подчеркнуть, что Транссибирская железнодорожная магистраль, проходящая через Владивосток, связывает каждый порт Дальневосточного портового комплекса и напрямую соединяется с терминальными комплексами портов. Такая плавная интеграция железнодорожных и морских перевозок устраняет необходимость в дополнительной погрузке и разгрузке, тем самым повышая эффективность перевозок и демонстрируя экономический потенциал этой железной дороги.
Развитие портовой инфраструктуры является значительным шагом вперед. Внедрение передовых технологий и оптимизация процедур обработки грузов позволяют значительно сократить время обработки грузов.
Кроме того, компания предпринимает активные усилия по изучению альтернативных маршрутов транспортировки, что приводит к увеличению грузопотока через Владивосток. Например, FESCO начала регулярные поставки из Вьетнама в Россию через Владивосток, что существенно сократило сроки доставки и оптимизировало логистические сети.
Эти усилия демонстрируют способность региональной экономики противостоять новым обстоятельствам и адаптироваться к ним, а также ее готовность к изменениям в структуре мировой торговли [4].
Дальний Восток России по-прежнему остается весьма привлекательным регионом для перевозок, особенно для импорта товаров. Несмотря на активное развитие региона, инфраструктурные ограничения сохраняются.
В частности, прогрессу препятствуют нехватка контейнерных погрузочных мощностей и ограниченные возможности на пограничных переходах и в портах.
Одним из возможных решений этих проблем является увеличение протяженности маршрутов контейнерных поездов, что позволит увеличить объемы перевозок, распределить нагрузку между менее загруженными пограничными переходами и активно развивать Северный морской путь.
Участники Восточного экономического форума подчеркнули, что для дальнейшего роста важно принимать комплексные меры, направленные на развитие инфраструктуры и оптимизацию логистики.
В последнее время Дальний Восток стал предпочтительным местом для логистической деятельности. Десять лет назад Европейский союз был основным пунктом назначения для торговли, но теперь Азия взяла верх, что означает изменение в грузопотоках.
Ожидается, что в 2024 году спрос на импортные товары продолжит расти, и Дальневосточный регион останется важнейшим логистическим центром, прогнозируемый рост рынка составит от 9 до 10%. Тем не менее, важно понимать, что ситуация с грузоперевозками меняется.
С 2022 года произошел сдвиг в подходе к использованию Восточного порта, и Сибирь и Дальний Восток столкнулись с трудностями при экспорте своих товаров [6]. Это потребовало разработки новых стратегий и адаптации логистической инфраструктуры.
Дефицит вагонного парка и недостаточная пропускная способность инфраструктуры:
Среди основных проблем, с которыми сталкиваются участники логистического процесса, - нехватка железнодорожных вагонов и недостаточная пропускная способность инфраструктуры. Из-за интенсивного движения по маршруту Владивосток - Находка пропускная способность используется в полном объеме. Необходимость расширения и модернизации логистических узлов становится все более очевидной.
В этой связи было бы целесообразно рассмотреть возможность изучения альтернативных транспортных маршрутов, чтобы уменьшить заторы на оживленных трассах. Стоит также отметить, что использование полувагонов для перевозки контейнеров, первоначально планируемое как временная мера для сбалансирования экспорта и импорта, приобретает все большее значение в свете текущих грузопотоков. Поскольку объем контейнерных перевозок между портами Балтии и торговыми портами Дальнего Востока продолжает расти, этот вид транспорта приобретает все большее значение.
Эти изменения открывают новые возможности для роста перевозок.
Разработка инновационных правовых и технологических решений может оказать положительное влияние на развитие контейнерных перевозок. За последний год объем контейнерных перевозок увеличился примерно на 8%, что свидетельствует о возможности дальнейшего роста [4].
Важным шагом в этом направлении станет создание национальной цифровой платформы для транспорта и логистики, направленной на оптимизацию сотрудничества между бизнесом и государственными учреждениями. Внедрение электронного документооборота и упрощение оформления документов значительно ускорят таможенные процессы и повысят эффективность работы, что, как следствие, увеличит объемы перевозок и повысит конкурентоспособность Владивостока на мировом рынке.
Таким образом, развитие Владивостока как логистического хаба представляет собой стратегически важный проект не только для региона Дальнего Востока, но и для всей Российской Федерации в контексте глобальной экономики. Географическое положение Владивостока, его близость к ключевым рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также наличие современных инфраструктурных объектов создают благоприятные условия для успешной интеграции в международные транспортные коридоры.
Системные инвестиции в развитие портовой инфраструктуры, транспортных маршрутов и современных логистических технологий позволяют значительно повысить эффективность грузоперевозок и конкурентоспособность региона на международной арене. Также важно учитывать необходимость постоянного обновления технологий и улучшения условий для работы бизнеса, чтобы поддерживать и развивать интерес со стороны иностранных компаний.
Владивосток стоит на пороге значительных изменений. По мере превращения в логистический центр город будет продолжать расти и эволюционировать, совершенствуя IT-инфраструктуру и создавая возможности для новых предприятий. Благодаря активному государственному и стратегическому планированию этот портовый город может стать ключевым игроком в мировой торговле и транспортировке, связывая различные международные торговые маршруты.
Список литературы
- Гатауллина С.Ю. Развитие Приморского края как транспортно-логистического центра России в АТР // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2015. – №19. – С. 63-67
- Гончарова Т.Г. Исследование рынка транспортно-логистических услуг Приморского края и перспективы его развития / Т.Г. Гончарова, А.Н. Гомзяков // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 06 июля 2016 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». – 2016. – С. 168-174
- В Приморье построят логистический хаб грузопотоком более 3 млн тонн в год. Новости ФАС и логистика в Приморье. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prim.rbc.ru/prim/freenews/662cb17d9a79471303179703 (дата обращения: 23.12.2024)
- Контейнерная логистика Восточного полигона: вызовы и новые возможности [Электронный ресурс] // Восточный экономический форум. – Режим доступа: https://forumvostok.ru/news/kontejnernaja-logistika-vostochnogo-poligona-vyzovy-i-novye-vozmozhnosti/ (дата обращения: 24.12.2024)
- Концепция развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» от 2016 г. [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/jqfm5NlYLGTTVhUn3AKqOAg9mJcb2Yxx.pdf (дата обращения: 26.12.2024)
- Отчет о логистическом форуме 2023 от Клуба предпринимателей Дальнего Востока. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://club-np.ru/otchet-logforum2023 (дата обращения: 23.12.2024)