ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ. ТРИ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ. ТРИ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (24), август ‘21

Дата публикации 26.07.2021

Поделиться

В современном мире основная функция музея значительно изменилась. Современные музеи прошли эволюцию от пространства, которое представляет предметы искусства, до самостоятельных объектов искусства. Три вектора развития объемно-планировочных решений музеев рассматриваются последовательно.

Музей всегда ассоциировался с просвещением, наследием и искусством. Посетитель знакомился с прошлым, прикасался к сакральному, пропускал через себя новые идейные веяния времени. 
Главным в музее было его наполнение, его экспозиция. Архитектура подводила человека к самой выставке, погружала в атмосферу торжественности. Композиционно такой музей имел центр: главный зал, лестницу, атриум. Главное пространство наполнялось смыслом буквально, через экспозицию, или метафорично посредству открытого двора или лестничного узла с коридором. 

В современном мире музей отчасти утратил свою торжественность и сакральность. Внимание с наполнения перешло на зрителя. Теперь зритель – главная составляющая выставки. То как он воспринимает экспозицию, откуда начинает осмотр, комфортно ли себя чувствует в пространстве есть наиболее ценные аспекты в современном понимании музея. 

Различают три линии развития структуры современного музея. Три линии, идущие практически параллельно во времени, но на мой взгляд, имеющие причинно-следственную связь, логическую созависимость. 

Со смещением фокуса на зрителя произошло изменение и в структуре объемно-пространственной композиции музея. Стала важна не центричность, а последовательность восприятия экспозиции. Своеобразным «переломным» проектом стал музей Гугенхайма авторства Френка Ллойда Райта. Здание еще концентрируется вокруг единого атриумного пространства, которое, однако выражает больше функцию, чем смысл. Многоуровневый просторный атриум насыщает протяженный выставочный зал рассеянным солнечным светом, который необходим для комфорта человека и иногда губителен для экспонатов. Выставочный зал здесь един и представляет собой протяженный спиралевидный коридор. Такая конфигурация способствует последовательному восприятию экспозиции. Музей будто сам ведет посетителя через пространство, рассказывает историю своих экспонатов. 

Следующая композиционная идея – разделение пути человека и выставочного зала. Архитектура продолжает вести посетителя, показывать ему выставку, но последовательность отходит на второй план. Напротив, становится важно показать динамику повествования, различные ракурсы, новизну принципов представления. 

Схема движения потоков людей на плане музея Национального Флота Дании


В музее Национального Флота в Дании, проекте архитектурного бюро BIG, сохраняется «классическая» центричность. Доминирующим пространством здесь выступает осушенный док, который несет скорее характер метафоры в проекте. Музей сконцентрирован вокруг дока, но не обращен на него. Основная масса выставочных залов статична. Наибольшее внимание в планировочном решении привлекает система коридоров и остекленных галерей, расположенных на разных уровнях. Именно они направляют потоки людей, обеспечивая динамичность и предлагая взгляду новые видовые точки на экспозицию. С одной стороны, это повышает интерес к музею, привлекает взгляд, с другой - основное внимание направленно на композицию интерьера, в то время как экспонаты остаются в тени. 

Музей Национального Флота Дании

Третья идея заключается в возведении динамичности в абсолют. Это уже, в большей степени, самовыражение архитектора, его авторская «игра» с пространством и зрителями. Такие музеи зачастую становятся все более самодостаточными, а экспозиция в них – эфемерна, это лишь предлог для возникновения такого сооружения. Игра света, акцентные детали, необычная, часто неестественная организация потоков людей – атрибуты современной интерпретации музея.

Музей в Онтарио. Лестница

 

Музей в Онтарио авторства Даниэля Либескинда яркий пример таких «самодостаточных» музеев. Кристаллообразный, грубый и провокационный снаружи он открывается зрителю обилием света. Посетители постепенно исследуют интерьеры музея. Через множество переходов, стилизованных узких лестниц, объемных пространств с наклонными стенами музей движет потоками людей, провожая их из зала в зал, постепенно раскрываясь с новой стороны. Как в лабиринте человек проходит через здание, встречая на своем пути все новые видовые точки и необычные помещения. Сама экспозиция здесь эфемерна. Легкая по смыслу и восприятию она не отвлекает зрителя от главного экспоната – интерьера музея. 

Музей в Онтарио. Интерьер

Все три вектора структурного развития воспринимаются, как четкая причинно-следственная связь, постепенная гиперболизация идеи взаимодействия пространства с человеком. Если в первом аспекте это взаимодействие только направляло человека, то в последующих оно более четко расставляет акценты, куда двигаться и на что обращать внимание. Декоративность и театрализация выставочного пространства все растет.

Однако, данная концепция не всегда применима. Необходимо выдерживать баланс между театрализацией помещения и его основной задачей -  презентовать искусство. Хорошо, когда объемно-планировочное решение разработано так, что человеку комфортно и удобно ориентироваться внутри. Нынешние тенденции тяготеют к комфорту и лаконичности проектов и в будущем они будут только развиваться.

Список литературы

  1. https://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/PDF/13_ermolenko.pdf
  2. https://www.admagazine.ru/architecture/datskij-nacionalnyj-morskoj-muzej
  3. https://archi.ru/world/50986/vsya-istoriya-flota-v-odnom-doke
  4. https://architime.ru/specarch/frank_lloyd_wright_1/guggenheim_museum.htm#1.jpg
  5. https://www.avk-project.com/article/3/korolevskij_muzej_v_ontario
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее