При изучении вопроса поиска клиентов возникают различные сложности, которыми часто задаются как опытные, так и начинающие графические дизайнеры. Неслучайно, что этот вопрос регулярно поднимается в литературе [1, с. 13]. Привлечение клиентов — то, чему не учат в российских школах графического дизайна либо курсах, но это не значит, что исследованием этой темы никто не занимается. Стоит задумываться об этом вопросе раньше, чем возникнет в этом острая необходимость. Формирование своей клиентской базы дизайнер должен начать еще в период обучения и не прекращать ее никогда.
Прежде чем начать поиск, следует озаботиться сегментацией заказчиков. Чем точнее определить свой сегмент клиентов — тот, в котором вы хотите работать или уже работаете, тем успешнее будут работать все способы. Нужно учитывать в каком городе или стране вы проживаете. То, что отлично будет работать в Москве, не получится в Риге [5, c. 11]. И то, что работает у одного, может не работать для другого.
Чем более четко вы будете представлять портрет вашего клиента, тем проще вам будет выбрать подходящие способы для обращения к клиенту, вы поймёте какие у него цели, и что он ждёт от сотрудничества с вами.
Интернет-технологии в XXI в. открывают массу возможностей продвижения товаров и услуг, видов рекламы под разные задачи. Актуальные источники, применяемые специалистами по рекламе, дают результат.
Способы привлечения клиентов:
- Развитие сайта. Плюсом своего сайта станет то, что вы не конкурируете с другими дизайнерами. Важна не только информация на сайте, но и его оформление. Ваш потенциальный клиент будет оценивать профессиональные навыки. Клиенты сразу хотят видеть красиво оформленный сайт и работы. Подумайте о том, что должно быть на сайте детально.
- Фрилансерские сайты.
- Открытие блога и его развитие.
- Социальные сети [см. подробнее: 3, с. 110-113].
- Свой поток в Instagram.
- Видеоролики и мастер-классы.
- Статьи о дизайне.
- Участие в конкурсах.
Кроме вышеописанных способов поиска клиентов, есть более конкретные. Обычно у человека, который что-то продаёт есть какой-то продукт (под продуктом мы понимаем и услугу, и вещь), например, пакет молока или предоставление услуги. То есть некий объект, который мы продаем за деньги.
У нас, как у дизайнера, тоже есть продукт – это портфолио, которое мы будем везде пытаться показать для того, чтобы у нас заказали что-либо. И только после этого будет маркетинг, т.е. то, как мы будем это продвигать.
Часто, когда пишут о поиске заказов для дизайнеров, говорят о биржах фриланса. Поэтому предлагаю список самых востребованных бирж фриланса:
- Upwork
- Freelance.Ru
- Weblancer.net
- Work-zilla.com
- Freelansim.ru
- fl.ru
- freelance.boutique,
- freelancer.com
- topcreator.org/freelance
Обычное предложение у дизайнеров такое, заплати 25 000 рублей и получи дизайн (продукт). В целом, неплохо, уже понятно, что можно ожидать – мы можем получить дизайн за такие-то деньги. Но гораздо лучше, если первое предложение будет бесплатным, например – “бесплатно сделаю прототип вашего сайта”. Ведь не каждый человек готов платить 25 000 рублей или даже половину суммы в качестве предоплаты. Но с большей вероятностью люди соглашаются на что-то бесплатное, например, на прототип сайта.
Список литературы
- Браун Т. Дизайн-мышление в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018, 256 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Вильямс, 2007. 656 с.
- Куликова Е.С. SMM как инструмент взаимодействия с клиентами // Наука и бизнес: пути развития. 2020. № 7. С 110-113.
- Митина Н. Дизайн интерьера. Как открыть своё дело. М.: Альпина Паблишер, 2015. 302 с.
- Митина Н. и Горский К. Маркетинг для дизайнеров интерьера: 57 способов привлечь клиентов. М.: Альпина Паблишер, 2018. 168 с.
- Романенкова О.Н., Синяева И.М. Маркетинг. Теория и практика. М.: Юрайт, 2011, 652 с.
- Синяева И.М., Романенкова О.Н., Маслова В.М., Синяев В.В. Интегрированные маркетинговые коммуникации. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012. 504 с.