Социальная работа. Особенности понятия и осуществления деятельности в рамках социальной работы

Социальная работа. Особенности понятия и осуществления деятельности в рамках социальной работы

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (152), Январь ‘24

Дата публикации 21.01.2024

Поделиться

Социальная работа в общем своем значении имеет обширное историческое развитие, с древних времен обосновывает необходимость внедрения помощи различным слоям населения на государственном уровне. Развиваясь и видоизменяясь в полноценную отрасль науки, формируя свои принципы, методы и функции, влияя тем самым на благополучие общества и развития государства в целом.

Общество – это весь мир. Это каждый человек в отдельности, это то, что объединяет всех людей. Невозможно представить развитие человечества без развития социума, общественных взаимоотношений, появления понятия «общество» на государственном уровне. Стоит помнить, что государство и политические деятели – это тоже в первую очередь личности, взаимодействующие в обществе. Поэтому развитие социальной работы – это неминуемый этап в развитии социума и необходимая мера по поддержанию здорового общества и благополучия человека.

Возникновение самого понятия «социальная работа» можно отнести ко второй половине XIXвека. Во всем мире это было возникновение организаций, направленных на помощь бедным. Первыми странами можно считать Великобританию, Америку. Изначально, люди, осуществляющие помощь бедному слою населения, были состоятельные граждане, в основном женщины для поднятия своего социального статуса. Уже к 1892 г. в США и Канаде было создано и работало около 90 общественных благотворительных организаций. Олег Геннадьевич Шадский в своей статье пишет: «Таким образом, на рубеже веков сформировалось убеждение о том, что необходимым условием дальнейшего развития практики социальной помощи является наличие профессиональных (т.е. имеющих соответствующее образование) работников»[3, с. 140]. И уже в 1899 году в Амстердаме был открыт Институт подготовки социальных работников, осуществляющий подготовку в течение двух лет. В том же году в Берлине начала работать программа годичной подготовки молодых женщин для работы в социальной сфере. К 1910 году во всем мире уже было более 15 учебных заведений (5 из которых находились в Америке), которые готовили социальных работников. Особенно, что после Первой мировой войны в Соединенных Штатах Америки возникло так называемое диагностическое направление в социальной работе, в котором готовили социальных работников для работы прежде всего в психиатрических службах. Здесь отражается тенденция зарубежных стран к осуществлению социальной работы в рамках психологической помощи через социальную политику государства. Тем не менее, потребность в них была очень велика, поскольку было много ветеранов, испытывающих различного рода психологические проблемы, такие как панические, тревожные расстройства и посттравматические стрессовые расстройства. Это направление понимало социальную работу как лечение человека, изменение его личностных характеристик и помощь в адаптации к изменяющейся окружающей среде, и развивалось вместе с психологией и психотерапией. Изменение угла работы социальной службы произошло в 1930 году в Пенсильвании, когда социальная работа стала восприниматься как услуга, а взаимодействие социальных работников и их подопечных стало менее авторитарным, а скорее дружественным и поддерживающим.

Если обратиться к истории возникновения и становления социальной работы в России, следует остановиться на формах помощи у славян, представляющих собой родовые и общинные виды межличностного взаимодействия, идущие корнями вплоть до V века. Далее следует отметить продолжение развития через княжескую и церковно-монашескую благотворительность, начиная от Х века и далее. И уже с 1917 года социальная работа стала выступать как государственное обеспечение. Социальная работа тогда проявлялась в поддержке трудящихся людей, в помощи по случаю безработицы, введение бесплатного медицинского обслуживания и тому подобное. Если обратится к нашему времени, можно проследить, что социальная работа недалеко ушла от своих истоков. И по сей день – это помощь гражданам, находящимся в поиске работы, поддержка людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поддержка семей с детьми, бесплатное медицинское обслуживание, льготные выплаты, поддержка социально-культурного развития граждан посредством предоставления льготных билетов на различные концерты, спектакли и культурно-досуговые мероприятия.

С 23 апреля 1991 года в России официально появилась такая профессия, как социальный работник. Ниже мы подробнее разберем понятие «социальная работа» и рассмотрим ее как отрасль науки.

Международная ассоциация школ социальной работы и Международная федерация социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене сформировало понятие социальной работы.

«Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы»[1, с. 91].

Анализируя культурно-историческое значение, необходимо остановиться на разнице социальной работы в России и за рубежом. Ведь, если в России – это не только поддержка государства, но еще и добавление элементов теологии, то в Европе или Америке – это скорее психофизиологические составляющие. А именно: психиатрические лечебницы, госпитали, помощь безработным. В то время как в России это – церковно-монашеская благотворительность. И здесь речь уже не только о социальной работе, как «работе», а о благотворительности, то есть наличии элемента безвозмездной помощи, что также характеризует российское общество. И, конечно, по сей день этот элемент имеет место быть. Нельзя не сказать, что за рубежом нет такой практики, имеются религиозные общины, общества помощи алкоголезависимым и наркозависимым людям, обширно развита помощь семьям с домашним насилием. Все это и есть часть социальной работы. Как можно увидеть, она намного глубже, чем могло показаться на первый взгляд. И что самое главное, просвещение населения о возможной помощи в таких аспектах несомненно должно присутствовать, чтобы каждый человек, столкнувшийся с перечисленными выше проблемами, знал, что он может получить поддержку от государства и преодолеть свои трудности. Тут же хочется остановиться на том, что социальная работа играет не только вспомогательную функцию, но и важную психологическую роль. Ведь человек, обратившийся за помощью, при чём не просто из-за трудностей в поиске работы, а находясь в трудной жизненной ситуации, получает поддержку от социальных работников и проживает все трудные моменты не один, а это в свою очередь может играть определяющую роль.

В России социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма интенсивно, с использованием различных технологий, на основе научно разработанного базиса. Вероятно, только при такихусловиях новая область деятельности могла возникнуть, получить развитие и внести весомый вклад в оказание социальной поддержки населению в драматический период его жизни – период переходной экономики[2, с. 3]. Рассмотрев историческое становление социальной работы как той отрасли науки и государственной, общественной деятельности, какой мы видим ее в настоящие дни, можно с уверенностью говорить о необходимости дальнейшего изучения понятия и особенностей осуществления социальной работы в обществе. И это относится не только к улучшению работы социальных служб, Министерства труда и социальной защиты населения, а скорее к перевороту в сознании людей, к их отношению к социальной работе в целом, к профессии «социальный работник». Через популяризацию, просвещение приводить общество к тому, что получать помощь от государства можно, что получить ее не так сложно, как это может казаться на первый взгляд. Проводить профилактическую работу, с целью снижения безработицы в стране, а также семей с социальным неблагополучием. Осуществляя поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации способствовать улучшению общей ситуации в социуме, повышая уровень и качество жизни страны.

Список литературы

  1. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Козлов. – М.: КНОРУС, 2005. – 368 с. – ISBN 5-85971-046-1.
  2. Технологии социальной работы. Учебник / Ред. Е. И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2001. – 400 с. – ISBN 5-94798-486-5.
  3. Шадский О.Г. Возникновение профессионального образования по социальной работе / О.Г. Шадский // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2015. – №1. – С. 138-142.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary