АДАПТИВНЫЙ И ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ БУ ДО СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЦЕНТР АДАПТИВНОГО СПОРТА ЮГРЫ»

АДАПТИВНЫЙ И ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ БУ ДО СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЦЕНТР АДАПТИВНОГО СПОРТА ЮГРЫ»

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (166), Апрель ‘24

Дата публикации 26.04.2024

Поделиться

Статья рассказывает об адаптивном и паралимпийском спорте, как о способе социальной интеграции инвалидов. Основные механизмы воздействия спорта на людей с инвалидностью показаны на примере БУ ДО Спортивная школа «Центр адаптивного спорта Югры».

Адаптивный спорт — это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности людей с ограниченными возможностями здоровья в укреплении здоровья, личностном развитии, социализации и интеграции в общество. [1]

Основная цель адаптивного спорта — максимально возможная самореализация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья в социально-приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни. 

Адаптивный спорт помогает инвалидам:

  • восстановить утраченное восприятие окружающего мира; 
  • создать необходимые условия для полноценного контакта с обществом; 
  • участвовать в общественно полезном труде; 
  • психически и физически совершенствоваться. [2]

Социализация инвалидов — это процесс освоения инвалидом социально значимых норм, ценностей, стереотипов поведения, их корректировка при освоении различных форм социального взаимодействия.[3]

Под социализацией также понимается освоение инвалидами знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия. 

Процесс социализации инвалидов имеет свои особенности и зависит от:

  • вида индивидуализирующей патологии (потери слуха или зрения, физические недостатки, психические заболевания, отставание в развитии); 
  • пола и возраста инвалида; 
  • особенностей его первоначального социального положения в обществе; 
  • наличия семьи, родителей, поддержки со стороны государственных органов власти. [4]

Очень важно продемонстрировать и самим инвалидам, и окружающим, что инвалидность — это не приговор, и что каждый человек может вести полноценный образ жизни, общаться с окружающими, делать этот мир лучше и быть активным, несмотря на некоторые физические недостатки.  [5]

Особенно ярко социализация проявляется в системе спортивных соревнований инвалидов, которые можно рассматривать как форму их социальной активности, в процессе которой создаются такие социально значимые ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание и др.

Занятие спортом для инвалидов регламентируют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 
  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 
  • Федеральный закон 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 
  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования. 
  • Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». 
  • Письмо Минобрнауки России от 31.10.2003 № 13-52-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».[5]

В Югре занятия АФК и АС регламентируются по следующей схеме. Реализация индивидуальной программы реабилитации абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в сфере физической культуры и спорта в автономном округе осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.06.2023 № 545н «Об утверждении Порядка и разработки реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и их форм».

В соответствии с приказом Депспорта Югры от 12 апреля 2017 года № 129 «Об организации работы по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральным государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» бюджетное учреждение дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Спортивная школа «Центр адаптивного спорта» определено региональным оператором за организацию работы по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее - ИПРА).

Информировании и консультирование лиц, имеющих инвалидность и членов их семей по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, в соответствии с ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется на основании Порядка, утвержденного приказом Депспорта Югры от 11 августа 2022 года № 299. Данный порядок согласован с четырьмя региональными общественными организациями людей с инвалидностью: Всероссийского общества инвалидов, глухих, слепых и лиц с интеллектуальными нарушениями.

Ежегодно из бюро медико-социальной экспертизы через информационную систему прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система обработки информации» (ППО АСОИ) поступает от 5 до 8 тысяч выписок из ИПРА инвалида (ребенка-инвалида).

Посредством телефонной связи консультируется каждый человек, получивший выписку с нуждаемостью.

Информация, содержащая сведения о лице, ответственном за реализацию ИПРА в муниципальном образовании, перечень программ физкультурно-оздоровительной направленности, программ спортивной подготовки, реализуемых по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида), с указанием контактной информации и адреса объекта на котором реализуются данные услуги направляется каждому лицу, имеющему инвалидность и/или родителям (законным представителям) почтовой связью, а также в муниципальное образование.

Далее, ответственные в муниципальном образовании организуют оказание услуг для инвалида и направляют отметку об исполнении мероприятий в Центр адаптивного спорта.

Региональная модель комплексного сопровождения людей с инвалидностью в аспекте физической культуры и спорта представлена:

  • 181 учреждением, 35 из которых являются базовыми.
  • Привлечено для работы с инвалидами 380 специалистов.
  • 35 спортивными дисциплинами по 4 видам спорта: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт глухих, спорт слепых, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями и 108 программ физкультурно-оздоровительной направленности.

С целью анализа качества социальной адаптации, реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, средствами адаптивной физической культуры в 2023 году среди занимающихся на программах физкультурно-оздоровительной направленности в округе проведено онлайн-анкетирование.

Участие в онлайн-анкетировании приняли 680 человек (48 %) из 1413 пользователей услуг физкультурно-оздоровительной направленности (далее – Услуга) во всех 22 муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В ходе проведения оценки качества предоставляемых услуг в муниципальных образованиях автономного округа установлено, что:

  • 582 респондентов отозвались положительно о полученных услугах,
  • 93 человека оценили качество предоставления услуг как частично удовлетворены,
  • 5 человек оценили качество предоставления услуг как неудовлетворительное.

Всего качеством предоставления услуг удовлетворены 99% опрошенных.

Улучшение физического и психологического состояния в результате занятий по программам физкультурно-оздоровительной направленности отметили 626 респондентов, 48 человек оценили результат реабилитации среднее, 6 человек не заметили улучшений. Из числа опрошенных 99% заметили восстановление функций организма.

Спорт для инвалидов — это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения.

Список литературы

  1. Зозуля Т. В., Свистунова Е. Г., Чешихина В. В. и др. Комплексная реабилитация инвалидов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 304 с.
  2. Бегидова Т. П. Основы адаптационной физической культуры: учебное пособие. М.: Физическая культура и спорт, 2007. 192 с.
  3. Сунагатова Л. В., Марченкова У. А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов. Журнал «Молодой учёный», 2012. № 12 (47). С. 603–607
  4. Морозова Г. Ф. Специальное Олимпийское движение — реальная помощь людям с нарушениями интеллекта. Адаптивная физическая культура, 2002. № 2 (10). С. 18–21
  5. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов. Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2005. 448 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary