РОЛЬ СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РОЛЬ СМИ И СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

237

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 22.01.2024

Поделиться

В современном мире СМИ играют важную роль в формировании позитивного имиджа социальной работы в обществе. В статье проводится анализ самых распространенных методов использования СМИ и социальных медиа, способствующие продвижению социальной работы.

Как известно, у средств массовой информации (СМИ) есть возможность воздействовать на аудиторию всем спектром своих программ и методов, планомерно и систематически. По словам А.Чернякова еще в далеком 1984 году: «…телевидение стало в наши дни мощным инструментом культурной интеграции, объединения масс людей вокруг господствующих в обществе тех или иных социальных норм и духовных ценностей». [3,c.7] Тоже самое можно сказать и о других средствах массовой информации, будь то периодические издания, радио, масс-медиа, различные каналы сети Интернет, все их связывает одна функция – коммуникация с аудиторией и прямое воздействие на общественное мнение. СМИ и социальные медиа давно и крепко вплетены в жизни людей, которые каждый день вынуждены сталкиваться с теми или иными проблемами. Именно поэтому, по данным многочисленных исследований зрителей больше всего интересуют проблемы развития общества, политики, международных отношений, отношения с людьми.

К примеру, по данным Тинькофф Журнала, Россиян 45—64 лет, похоже, больше всего волнуют новости: по телевизору они чаще всего смотрят «Россию-1», Первый канал и НТВ. Развлекательный контент их интересует меньше, чем молодежь, но все же он их в жизни присутствует: после просмотра новостей россиянин среднего возраста переключается на СТС. Людей 65 лет и старше интересуют новости и аналитика: они смотрят «Россию-1», Первый канал, НТВ, «Россию 24» и Пятый канал.[4]

Согласно же данным Brand Analytics с большим отрывом в рейтинге популярных тематик в соцмедиа лидируют «Товары и услуги». На втором месте – «Одежда и обувь», как одна из самых многочисленных товарных групп. Пользователи активно используют социальные медиа и для ведения бизнеса, в том числе для частных продаж, и для принятия решения о тех или иных покупках. Главная площадка для тематики – ВКонтакте. Топ-3 замыкает «Военная тематика». Новостная повестка, связанная с СВО, армией и смежными темами, сегодня волнует многих пользователей.В зависимости от площадки варьируется уровень компетенций искомых специалистов: от «синих воротничков» до управленцев С-level. Больше всего сообщений по теме «Вакансии» – во ВКонтакте и Telegram.

Общественный дискурс – это тоже про социальные медиа. На пятом месте рейтинга – «Политика». Люди обсуждают и высказываются по политической повестке. Кроме того, социальные сети позволяют политическим деятелям и партиям прямо общаться с избирателями, проводить кампании и влиять на общественное мнение. Чаще всего политику обсуждают в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках [5]

В условиях все более усложняющегося современного общества СМИ так же играют важную роль в существовании, функционировании и прогрессе социальной сферы. Взаимодействие СМИ с учреждениями социальной сферы должно быть направлено на улучшение жизни в целом. Благосостоянии, а также морально-духовного облика незащищенных слоев общества, защиту их от неблагоприятных факторов, «продвижение» эффективных технологий помощи и поддержки. [1,c.147].

Как говорилось ранее: средства массовой информации уже давно вплетены в жизнь людей. Много веков назад одними из основных источников информации были Указы, законы, знаменитая «Русская правда» князя Ярослава и другие. И именно в них были тогда отражены первые упоминания «социальных программ».

К примеру, в 996 г. Князь Владимир издал Указ, в соответствии с которым общественное призрение поручалось попечению и надзору духовенства., т.е. благотворительность стала организованной и находилась под контролем патриарха и подчиненных ему церковных структур. Князь Ярослав в своей «Русской правде» утвердил алгоритм передачи в монастырские богадельные заведения нищенствующих, т.к. они в то время стали настоящей социальной проблемой. Их стали классифицировать «по нуждам»: больные отправлялись лечиться, а действительные тунеядцы подвергались наказанию за чрезмерную лень и праздность. Иван IV Грозный издал Указ «О милостыне», в котором ставилась задача построить богадельни для престарелых и прокаженных, обеспечить их питанием и одеждой. И таких примеров множество, почти каждый правитель оставлял после себя все новые «проекты» социальной сферы, и обо всех них люди узнавали на площадях и базарах, из уст глашатая, который в то время заменял современное радиовещание, однако сильно уступал в скорости передачи информации. Жители дальних уделов и деревень могли узнать о столичных новшествах только через несколько месяцев, а то и лет, после принятия закона, как случилось с отменой Крепостного права.

Благодаря поддержанию взаимодействия между социальной сферой и средствами массовой информации сейчас удается информировать общественность о реализации действующих и планируемых социальных программах максимально оперативно. Речь идет об установлении связи важнейших жизненных интересов и проблем с актуальной информацией. Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, члены их семей, семьи и дети находящиеся в социально опасном положении, другие уязвимые группы населения, благодаря СМИ обеспечиваются полезной информацией, которая может поспособствовать решению наиважнейших задач.

Так же одной из функций СМИ и социальных медиа – формирование поведенческих установок, к примеру. пропаганда здорового образа жизни, отказа от табакокурения и принятия алкоголя, привитие традиционных ценностей и другие). Здесь важно помнить о фундаментальной социально-психологической потребности человека наблюдать за поведением других и сравнивать его со своим собственным. Благодаря этому усваиваются и поддерживаются социальные нормы и ценности, определенные установки.

СМИ и социальные медиа могут раскрывать социальную работу как:

  1. Проблему общества, которая требует решения: Социальная работа часто ассоциируется с проблемами бедности, безработицы, насилия в семье, и другими социальными проблемами, которые требуют внимания и помощи со стороны государства и общества.
  2. Профессию, которая призвана оказывать помощь гражданам: СМИ могут показывать социальную работу, как профессию, которая помогает попавшим в трудную жизненную ситуацию людям решить свои проблемы и улучшать качество жизни.
  3. Феномен общественной деятельности, направленный на решение острых, значимых проблем самых уязвимых слоев населения: СМИ часто рассказывают о проектах и программах социальной работы, которые направлены на улучшение качества жизни людей, например, программы по поддержке семей в кризисных ситуациях, программы по борьбе с бедностью, проекты по работе с пожилыми людьми и т.д.
  4. Профессию с высоким уровнем ответственности: СМИ могут акцентировать внимание на том, что социальная работа требует высокой степени ответственности и профессионализма, а также на том, что ошибки в этой области могут иметь серьезные последствия для общества.
  5. Мероприятия, в том числе культурно-массовые, направленные на снижения уровня депрессии, повышение социального взаимодействия граждан, снижение уровня стресса и.др.

Социальные медиа и средства массовой информации играют важную роль в формировании образа социальной работы в обществе. Они позволяют социальным работникам и организациям, занимающимся социальной работой, общаться с широкой аудиторией и делиться информацией о своей деятельности. Они предоставляют возможность для обратной связи и взаимодействия с людьми, которые нуждаются в помощи. Это является отличным способом лучше понимать потребности своих клиентов социальными работниками, и хорошим подспорьемв разработке более эффективныхпрограмм, проектов и отдельно взятых услуг.

Кроме того, социальные медиа и социальные сети могут использоваться для привлечения внимания к социальным проблемам и вызовам, с которыми сталкивается общество. Это может способствовать тому, что социальная работа станет более популярной среди молодежи и других групп населения, которые интересуются вопросами социальных проблем.

Однако, важно помнить, что социальные медиа не являются единственным источником информации о деятельности служб социальной работы. Необходимо также использовать традиционные СМИ для распространения информации о социальных программах и услугах, а также для поддержки социальных работников, специалистов и организаций, занимающихся содействием людям и группам в преодолении возникших трудностей.

Одним из примеров СМИ, акцентирующее внимание на проблемы общественности и с явной социальной направленностью это "Российская газета" - ежедневная общественно-политическая газета, учредителем которой является Правительство РФ. "Российская газета" — современный мультимедийный холдинг, круглосуточно поставляющий качественную информацию о значимых событиях федерального, регионального и международного масштаба. Является лидером по объему аудитории в сегменте общественно-политических и деловых газет.

          Создание позитивного образа социальной работы во многом связан с тем, который сегодня формируется в информационном пространстве. Одним из наиболее перспективных направлений информационной работы с целью коррекции имиджа социальной работы, совершенствования практики оказания государственных услуг нуждающимся категориям граждан, а также инструментом, позволяющим активизировать ресурс благотворительности и волонтерства среди населения, является сайт, как ключевая информационная площадка органов социальной защиты населения. Однако, нельзя недооценивать важность работы, направленной на решение вопросов по организации деятельности, на развитие профессионального сообщества, его профессионализацию «изнутри».[2]

В общем, можно выделить три формы коммуникационного взаимодействия со средствами массовой информации:

  • информационная работа – обеспечение доступности информации о деятельности социальной службы, чтобы повысить качество оказываемых услуг, доведения до общественности всех сведений о мерах социальной защиты и поддержки, изменениях, правах граждан;
  • имиджевая –работа со специфическими сведениями,
  • работа в экстренном режиме – противодействие негативной информации, попадающей в повестку дня.

Положительный образ социальной работы в социальных медиа может быть создан благодаря следующим факторам:

1. Качество услуг: Социальные работники оказывающие качественные услуги, помогающие своевременно решить проблему гражданина, повысит их авторитет в глазах общественности.

2. Профессионализм: Социальные работники должны быть профессионалами в своей области, обладать теми компетенциями, которые требуются для решения заявленных задач и оказания услуг.

3. Этичность: Социальные работники должны следовать этическим принципам при работе с людьми. не должны нарушать права и свободы людей, а также должны уважать их конфиденциальность.

4. Доступность: Социальные услуги должны быть доступны для всех слоев населения. Социальные работники должны работать с людьми, которые нуждаются в помощи, независимо от их социального статуса или дохода.

5. Инновации: Социальные работники должны постоянно искать новые способы решения социальных проблем. Они могут использовать новые технологии и методы работы, чтобы улучшить качество услуг и помочь большему количеству нуждающихся.

Несмотря на очевидные плюсы использования СМИ и социальных медиа, как инструмента создания образа социальной работы, существуют и минусы. Как показывают отдельные исследования, большинство специалистов по социальной работе не готовы к сотрудничеству со СМИ, недостаточно владеют компетенциями в практике коммуникации, недооценивают степень важности информирования общественности через СМИ о своей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Воронцова М.В.Технология формирования имиджа, pr и рекламы в социальной работе. Учебник и практикум для вузов. Россия: ЛитРес, 2020. – 147 с.
  2. Коллектив авторов, Социальное благополучие человека в современном мире. (2017)
  3. Черняков А. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.4. М.:Искусство,1984 – 7 с.
  4. https://journal.tinkoff.ru/television-stat/?ysclid=lnczx3wujh498631970
  5. https://brandanalytics.ru/blog/topics-in-social-media-june2023/?ysclid=lnd047liho93419991
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее