Методика исправления заикание у детей дошкольного возраста

Методика исправления заикание у детей дошкольного возраста

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Просмотры

13

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (112), Апрель ‘23

Дата публикации 17.04.2023

Поделиться

В статье рассмотрены особенности произношения детей дошкольного возраста с заиканием, указаны причины и признаки данного отклонения, охарактеризованы методики изучения речи детей дошкольного возраста с заиканием.

Нарушение речи в форме заикания – это самое длительное по протеканию нарушение речи, которое сопровождается расстройством темпо - ритмической стороны. Изначально развитие речи у заикающихся детей чаще всего происхо­дит также, как и у незаикающихся. Отдельные слова они произносят в возрасте около одного года, фразы — к двум годам. Заикание, как правило, воз­никает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет. В это время речевой аппарат ребенка только формируется, поэтому устранить данное нарушение речи в этом возрасте намного проще.

Актуальность темы обусловлена тем, что ежегодно возрастает количество детей дошкольного возраста, которые обращаются за логопедической помощью с данным нарушением речи, поэтому большое значение имеет эффективность применения способов устранения такого отклонения.

Цель работы – проанализировать особенности речи детей с заиканием и способы его устранения.

Задачи данной работы: изучить теоретические аспекты произношения детей дошкольного возраста с заиканием, систематизировать данный материал, выяснить причины и симптоматику заикания, проанализировать методики изучения темпо - ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием и условия их применения.

Заикание в речи активно изучается учёными-лингвистами. Например, Е.О. Буздыган и И.И. Борганова в своей научной работе «Особенности речи у заикающихся детей» писали: «С внешней стороны заикание выражается в прерывистости речи с разрывом слова на его составляющие, слоги или звуки. Нарушение плавности высказывания иногда сопровождается судорогоподобным напряжением речевой мускулатуры, которое возникает только в момент говорения» [2, с. 98]. Учёными описана симптоматика заикания, то есть то, как оно протекает и как его можно отличить от других отклонений в речи. Особенности произношения детей дошкольного возраста с заиканием заключаются в том, что у них наблюдается судорожность в речи, которая провоцирует неуместные паузы, появление эмболов. Этим термином обозначаются слова или словосочетания, которые человек многократно повторяет при попытке говорить. Нарушение темпо - ритмической организации речи влечет за собой запинки в разговоре, затрудняющие восприятие речи. Таким образом, можно сделать вывод, что заикание – это дефект в речи, сопровождающийся нарушением темпа, ритма и плавности.

В. Г. Щербакова отмечает: «У части заикающихся есть отставание в фонетическом и лексико-грамматическом развитии речи. Дети испытывают трудности в выборе языковых средств и их комбинации между собой, и особенно наглядно это проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность» [6 , с. 17]. Одной из причин заикания можно назвать спешку в говорении, волнение, чувство беспокойства в процессе коммуникации, которые подпитываются эмоциональной напряжённостью говорящего. Речевой аппарат у детей дошкольного возраста находится в стадии формирования, поэтому зачастую причинами заикания могут стать большой объём слов и трудности с уместностью их употребления. Также ученые выделяют функциональную ассиметрию головного мозга как одну из самых распространённых причин заикания. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что причины заикания различны. Они могут носить как коммуникативный характер, так и физиологический.

Существует множество различных методик изучения темпо - ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста. Методика Л. И. Беляковой и Е. А. Дьяковой предусматривает комплексное обследование, включающее психолого-педагогическое и логопедическое изучение речи заикающихся детей [1, с. 15]. Сначала логопед изучает медицинскую и психолого-педагогическую документацию на пациента. Затем обследует состояние речи заикающегося, важные особенности его поведения, общую, мелкую, артикуляционную моторику. Многие научные работы посвящены вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности, в частности, методика Г. А. Волковой, И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской [3, с. 198]. 

Речь заикающегося ребенка, чаще всего, сопровождается движениями, которые наблюдаются не только в мышцах речевого аппарата, но и в других мышцах тела. Исследования свидетельствуют о наличии моторного напряжения, скованности либо двигательного беспокойства. В. И. Селиверстов в основе многих речевых запинок видит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям [7, с.33]. Это может зависеть как от недостаточного понимания того или иного явления, о котором ребенок хочет рассказать, вследствие чего теряется логическая последовательность изложения, появляется сумбурность речи, так и от ограниченного словарного запаса – затруднение в выборе нужного слова, выражения. Например, в основу методики Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау, которая рассчитана для детей дошкольного возраста, положено использование коррекционных приемов и зависимости от степени речевой самостоятельности детей [5, с. 35]. Эта методика используется по сегодняшний день. С.А. Миронова предложила систему обучения заикающихся детей дошкольного возраста постепенному овладению навыками свободной речи. Эта методика разработана для детских дошкольных учреждений в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», что значительно облегчает работу логопеда [4 , с. 57]. 

Таким образом, существует множество методик изучения темпо - ритмической стороны речи у детей, различающихся способами устранения такого нарушения речи как заикание. Выделить из их какую-то одну и сказать, что она является «лучшей», проблематично, так как каждая предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях и т.д.

Подведём итог вышесказанному. Речь детей дошкольного возраста с заиканием имеет свои особенности, к которым можно отнести наличие запинок, неуместных пауз, появление слов - эмболов, что значительно усложняет восприятие данной речи слушателем. Причины появления такого отклонения в речи различны: волнение при говорении, беспокойство во время коммуникации, ассиметрия головного мозга, спешка при коммуникации и другие. В настоящее время разработано множество методик изучения темпо - ритмической стороны речи, которые помогают устранению заикания в речи у детей, а также способствуют постепенному овладению ими навыками свободной речи. В силу их специфичности необходимо продуманное их применение, лучше всего – комплексное.

Список литературы

  1. Белякова Л. И. Заикание: уч. пособие / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – М.: Университет, 1998. – 15 с.
  2. Буздыган Е. О., Борганова И. И. Особенности речи у заикающихся детей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. № 53. С. 95–103. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechi-u-zaikayuschihsya-detey (дата обращения: 15.10.2022).
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  4. Методика исправления заикания С. А. Мироновой [Электронный ресурс]. – URL: https://multiurok.ru/files/mietodiki-ispravlieniia-zaikaniia.html (дата обращения: 15.10.2022).
  5. Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау [Электронный ресурс]. – URL: https://studopedia.ru/7_15293_metodika-n-a-vlasovoy-i-e-f-rau.html (дата обращения: 15.10.2022).
  6. Щербакова В. Г. Формирование интонационной стороны речи у заикающихся дошкольников. – URL: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/QK4IF2iP4K5u.pdf (дата обращения 16.10.2022).
  7. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий / В. И. Селиверстов. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва : Владос, 1994. - 200 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее