Большое значение для восприятия устной речи имеет просодическая сторона речи. Речевое высказывание включает в себя несколько показателей (психофизиологический, потребностно - мотивационный, ситуационный, экстралингвистический), их совокупность определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом. Основной составляющей является интонация, которая помогает определять смысл речи и ее подтекст. Она, в свою очередь, содержит в своей структуре несколько акустических элементов, таких как тембр, логическое ударение, сила звучания, ритм и темп речи. Все эти компоненты важны, так как их задачей является участие в организации и членении речевого потока в соответствии со значением передаваемой информации [2, c. 36].
Темп речи определяется как скорость протекания речи во времени, а также как число звуковых единиц, которые человек произносит в единицу времени. Такой единицей может стать звук, слог или слово. Еще одним определением темпа речи является «скорость артикуляции».
Темпо-ритмическая организация устной речи координирует чередование ударных и безударных слогов, мелодики, темпа, ритма, пауз. Все эти акустические компоненты речи со временем становятся устойчивыми, систематичными и индивидуальными. В логопедии выделяются виды нарушения темпо-ритмической стороны речи: брадилалия, тахилалия, заикание.
Для обследования развития темпо-ритмической стороны речи логопеду следует собрать анамнез, а также провести беседу с ребенком, вследствие которой зафиксировать следующие компоненты: повторы, паузы, возвраты, координацию слов по времени, чередование ускорения и замедление темпа и ритма, напряжение и ослабление ритма [1, c. 42].
Развитие темпо-ритмической стороны речи происходит с самого рождения и продолжается в дошкольном возрасте. Данный возрастной период характеризуется рифмованием и словотворчеством в психомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста. Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное конвульсивным состоянием мышц речевого аппарата. Начало данного расстройства речи выпадает, как правило, на период интенсивного развития речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей.
Нет единого взгляда на этиологию заикания. Но при этом, все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд причин: определенный возраст ребёнка; состояние центральной нервной системы ребёнка; личные особенности протекания речевого онтогенеза; особенности формирования многофункциональной асимметрии мозга; наличие психической травматизации; генетический фактор; половой диморфизм.
В настоящее время условно выделяются 2 группы симптомов, находящихся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). Т. Г. Моторина отмечает, что существует 6 форм различных судорог в зависимости от локализации: судороги дыхательного аппарата; судороги голосового аппарата; судороги артикуляционного аппарата; лицевые судороги; язычные судороги; судороги мягкого неба. Автор также отмечает, что на возникновение у ребенка заикания влияет ряд факторов: возраст, состояние ЦНС, индивидуальные особенности, наличие психической травматизации, функциональная асимметрия мозга, половой диморфизм и др.
Исследователи выделяют две клинические формы заикания: невротическую и неврозоподобную, которые обоснованы различными патогенетическими механизмами. Наблюдается снижение внятности речи при увеличении речевой нагрузки. Голос дошкольников оценивается как немелодичный; хриплый; сдавленный; монотонный; напряженный; прерывистый. Е. А. Борисова отмечает, что логопедическую работу с заикающимися дошкольниками следует проводить по следующим направлениям [5, c. 17].
1. Развитие свободной речи без заикания и в правильной форме.
2. Формирование лексико-грамматических средств связной речи.
3. Обретение ребенком коммуникативных навыков.
Коррекция должна проводиться по следующему плану: режим ограничения речи (обучение дошкольников формам ситуативной речи в условиях ее ограниченности); формирование длительного фонационного и речевого выдоха (распределение выдыхаемого воздуха при произнесении гласных звуков или буквосочетаний); развитие координации и ритмизации движений, помогающих произнесению слов и фраз; обучение ситуативной речи на материале кротких и развернутых фраз; переход к спонтанным текстовым высказываниям.
В эмпирическом исследовании темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с заиканием и 5 детей с нормой речевого развития [4, c. 96].
Диагностика темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников проводилась по следующим категориям.
1. Обследование восприятие ритма.
Цель: изучение того, умеет ли ребенок определять количество изолированных ударов, простых ударов, акцентированных ударов путем показа карточки с записанными на ней ритмическими структурами.
2. Исследование воспроизведения ритма.
Цель: определение того, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.
3. Определение темпа речи ребенка.
4. Исследование восприятия темпа речи.
5. Исследование воспроизведения отраженного темпа речи.
6. Самостоятельное управление темпом речи.
Каждая из описанных категорий оценивалась в соответствии с выделенными уровнями: высокий, средний, уровень ниже среднего и низкий. На основании этого делался вывод о развитии у старших дошкольников с заиканием темпо-ритмической стороны речи [3, c. 96].
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что у старших дошкольников с заиканием ни по одному из компонентов темпо-ритмической стороны речи не выявлен высокий уровень. Дошкольники с заиканием могут воспринимать ритм речи, задания выполняются с ошибками, однако, в дальнейшем исправляются самостоятельно или при помощи логопеда. Воспроизведение ритма речи нарушено, дети не могут выполнить упражнение даже при помощи экспериментатора. Сложным для детей с оказалось воспроизведение акцентированных ударов, им потребовалась активная помощь экспериментатора при воспроизведении простых ударов и серии простых ударов. Темп речи в основном замедленный, они не могут изменять темп и управлять им.
В преодолении заикания у дошкольников ведущее место занимает логопедическая работа, основная задача которой − развитие плавной экспрессивной речи, формирование у ребенка речевого общения. Для решения этой задачи необходимо работать над развитием речи, интеллекта, общей и артикуляционной моторики, дыхания, голоса, воспитывать чувство ритма у заикающихся детей.
Для коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с заиканием была составлена специальная программа коррекции, в которую вошло 11 занятий с расслабляющими, дыхательными, голосовыми упражнениями, речевые упражнения – дидактические игры на координацию слова с движением, речевыми настольными играми и упражнения [1, c. 85].
Во время первого занятия с детьми были проведены упражнения на выработку спокойного, плавного темпа речи при произношении коротких предложений.
Второе занятие посвящено пересказу связного текста по вопросам.
На третьем занятии дети учились умению координировать темп речи с движением, а также вырабатывали плавный темп речи при пересказе текста.
Четвертое занятие проводится с картинками, по которым дети составляют предложения и отвечают на вопросы.
На пятом занятии учатся координации темпа речи с движениями предметов.
Шестое и седьмое занятие посвящены выработке плавного темпа в координации рифмованной речи с движением.
Восьмое и девятое задание дети учатся воспроизводить ритмический рисунок речи по подражанию, повторяют пересказы текстов по вопросам и координируют с движениями мяча.
На заключительных занятиях дети закрепляют полученные умения.
После проведения коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент с использованием то же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Контрольный этап исследования показал повышение показателей развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием, у них улучшились показатели восприятия и воспроизведения ритма речи, восприятие и воспроизведения отраженного темпа речи, а также способности его управления. При этом, показатели экспериментальной группы все еще ниже, чем показатели детей в норме речевого развития.
Для полноценной коррекции необходима комплексная и длительная работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи.
Список литературы
- Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. / Е.Э. Артемова. – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 526 с.
- Арутюнян (Андронова), Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. / Л.З. Арутюнян (Андронова). – М.: Издательство «Эребус», 2022. – 486 с.
- Борисова, Е.А. Педагогическая технология коррекции заикания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. / Е.А. Борисова. – Екатеринбург, 2020. – 230 с.
- Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб.: НОУ «Союз», 2020. – 415 с.
- Миронова, С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. Преодоление заикания у дошкольников. / С.А. Миронова – М., 2022. – 369 с.