В последние годы отмечается значительный рост числа дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Исследователи, такие как Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие указывают на то, что недоразвитие всех компонентов речи у детей с ОНР является основной причиной возникновения трудностей овладения навыком чтения [1, с. 26].
Чтение тесно связано с письмом, и с самого начала они влияют на развитие друг друга, поэтому, если ребенку трудно контролировать чтение, страдает и письменная речь. При определении готовности ребенка к обучению в школе многие исследователи используют термин «функциональная основа чтения».
В его структуру, по мнению А. Н. Корнева, необходимо включать не только формирование реальных языковых компонентов речи, но и пространственную информацию, пространственные представления, зрительное восприятие, зрительную память, слуховое восприятие, слухопамятность, фонематическое наблюдение, фонематический анализ и синтез, мелкую моторику, графомоторное навыки, зрительная и моторная координация, последовательные способности, произвольное внимание и т.д. [2, с. 69].
Р. И. Лалаева выделила в своих работах следующие условия формирования функциональной основы чтения, которые обеспечивают успешное и быстрое формирование грамотности только при адекватном формировании следующих функций:
- вокализирующая сторона речи (невозможно предложить ребенку букву, если голос, представленный ею, отсутствует или искажен в устной речи ребенка);
- фонематическое восприятие (дифференциация, разделение фонем) и фонематический анализ (возможность выделения звуков из речевого потока), в противном случае ребенок позже может перепутать буквы, обозначающие звуки, которые невозможно различить на слух;
- визуальный анализ и синтез и зрительная память (способность определять сходство и различие букв и способность запоминать визуальный образ буквы);
- пространственные представления (способность определять расположение букв в пространстве и отличать буквы от похожих по написанию);
- ментальный (ребенок должен обладать достаточными знаниями и мыслями об окружающем мире, иначе читаемые слова не вызывают у ребенка особых зрительных образов и коннотаций, и чтение приобретает механический характер, который не сопровождается пониманием прочитанного) [3, с. 23].
Для того чтобы дети научились читать, необходимо сформировать высшие психические функции, как вербальные, так и невербальные, обеспечивающие формирование этого навыка.
Результатом недостаточного формирования функциональной основы процесса чтения является дислексия. Р. И. Лалаева рассматривает дислексию как частичное нарушение процесса овладения чтением, которое проявляется в виде многочисленных и повторяющихся стойких ошибок из-за отсутствия формирования высших психических функций, связанных с процессом чтения [4, с. 98].
Исследования показывают, что у детей с проблемами речи дислексия чаще всего вызвана недоразвитием всех частей языка. Как мы отмечали ранее, дети с общим недоразвитием речи обладают не только предпосылками для устной речи, но и целым комплексом высших психических функций, лежащих в основе функциональной основы чтения, что требует своевременной коррекционной работы.
Формирование невербального компонента функциональной основы чтения является определяющим критерием готовности к овладению навыками оригинального чтения, то есть необходимо развивать такие высшие психические функции, как: зрительное восприятие, слуховое восприятие, слухоречевая память, зрительная объектная память, внимание.
Содержанием коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия является: формирование целостности восприятия, эталонов сенсорной формы, визуально-пространственных представлений, соотнесение зрительного образа предмета со словом. Такие упражнения: работа с зашумленными картинками, «что произошло?», «Закончи картинку», «найди одинаковые объекты на каждой линии» и т.д. способствуют развитию в этом направлении.
Содержание ремонтно-развивающих работ, связанных с развитием слухового восприятия, включает в себя: умение слушать и определять источник звука, различать звуки по громкости, запоминать серию звуков, определять направление звука в пространстве, различать звучание музыкальных инструментов, высоту тона, разрабатывать простые и сложные ритмические паттерны и т.д. Для этого используйте следующие упражнения: «угадай, во что я играю», «тихо-громко», «шумовые коробочки» и т.д.
Чтобы выяснить, как развить слухоречевую память, мы считаем, что ребенок должен:
- уметь устанавливать связь между слуховым образом слова и объектом, названным этим словом, качеством объекта, функцией, понятием; запоминать слуховые образы нескольких слов;
- понимать вопросы и отвечать на них; развивать кратковременную и долговременную слухоречевую память;
- работайте над увеличением скорости работы памяти и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что язык скороговорок, заданий на восстановление цепочки слов с помощью образов и т.д. способствует развитию слухоречевой памяти.
Содержанием коррекционно-развивающей работы, связанной с развитием зрительной предметной памяти, являются: развитие кратковременной и долговременной зрительной предметной памяти, произвольной и непроизвольной памяти, увеличение скорости запоминания, формирование речевых названий зрительных и пространственных связей и т.д. Задания способствуют развитию зрительной предметной памяти: «какой игрушки не хватает?», «Запомни последовательность», «Вспомни, что было пропущено» и другие.
Содержанием коррекционно-развивающей работы, связанной с развитием внимания, является: слуховое, сенсорное, моторно-моторное, произвольное внимание, сцепление и концентрация внимания, устойчивость и распределение внимания, развитие восприятия. Развивать внимание можно с помощью заданий: «найди отличие», «найди ненужное» и т.д.
Подводя итог: у старших дошкольников с общим недоразвитием речи нарушены практически все компоненты функциональной основы чтения, то есть его вербальный и невербальный компоненты. В результате возникает риск развития дислексии, а также дисграфии у учащихся, осваивающих начальный уровень образования, что неизбежно приводит к неуспеваемости в школе, снижению мотивации даже к образовательному негативизму, проблемам школьной адаптации и социализации в целом.
Такая ситуация определяет необходимость своевременной диагностики состояния функциональной основы чтения у старших дошкольников, чтобы выявить условия нарушения чтения на ранней стадии и как можно скорее начать коррекционно-профилактическую работу.
Список литературы
- Зубкова, Е.Г. Формирование функционального базиса чтения у старших дошкольников с системными нарушениями речи / Е.Г. Зубкова // Ребенок - дошкольник в современном образовательном пространстве, 2022. - С. 30-33.
- Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. / А.Н. Корнев. - Спб., 2023. – 83 с.
- Лалаева, Р.И. Нарушения чтения. / Р.И. Лалаева. - Спб.,2018. - 116 с.
- Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева. - Спб., 2019. - 132 с.