В наше время все больше увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи.У детей с такими нарушениями нарушены все компоненты речи, такие как: лексика, грамматика, фонетика. Все это затрудняет процесс полноценного общения со сверстниками.
Важную роль в развитии речи играет артикуляционная гимнастика. Однако ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к занятиям. Чтобы процесс выполнения артикуляционной гимнастики был эмоциональным и интересным на занятиях я использую гимнастику с биоэнергопластикой.
Биоэнергопластика соединяет движения кисти рук с движениями артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой становится интереснее и веселее, что значительно ускоряет процесс обучения. Работающая ладонь усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
И.П. Павлов отмечал, что любая мысль заканчивается движением, ссылаясь на тот факт, что многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании, постукивании ручкой по столу и пр. Из этого высказывания следует вывод- для успешного обучения необходимо движение.
Овладевают упражнениями биоэнергопластики дети постепенно, непременно под руководством педагога. Сначала необходимо познакомить детей со стандартными упражнениями артикуляционной гимнастки, затем к упражнениям перед зеркалом можно подключать ведущую руку ребенка. Как только движения освоены, рука ребенка движется плавно в соответствии с движениями органов артикуляции, к работе подключается и вторая рука. Так, постепенно дошкольники переходят к одновременному выполнению упражнений органами артикуляции и обоих рук. Как только ребенок справляется и с этой задачей, постепенно можно отходить от зрительной опоры – зеркала. Так, можно уже использовать упражнения биэнергопластики на индивидуальных и подгрупповых формах работы.
Первоочередными в моей работе, как логопеда, являются направления по развитию артикуляционной и мелкой моторики, однако приемы биоэнергопластики позволяют параллельно решать несколько задач: развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики, нормализация звукопроизношения, развитие фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи.
Учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, биоэнергопластика позволяет визуализировать многие абстрактные понятия, такие как звук и артикуляция. А соединение опыта кинезиологии, нейропсихологии и биоэнергопластики позволяет сократить время занятий, расширив спектр коррекционного воздействия.
Для поддержания интереса детей в своей работе я использую сказки, игровые приемы с привлечением различных перчаточных кукол и персонажей. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики применяются во многих лексических темах под разными образами.
Так, оставаясь, в рамках одной лексической темы я и расширяю словарный запас, отрабатываю с детьми грамматические категории, развиваю артикуляционную и тонкую моторику, развиваю фонематические процессы и связную речь, используя печаточные куклы.
На сегодняшний день, в моем кабинете присутствуют перчаточные персонажи по разным лексическим темам, таким как: «Домашние и дикие животные», «Народы мира», «Птицы», «Инструменты» и другие. Перчаточный театр постоянно расширяется, дополняется новыми интересными играми и упражнениями.
Приемы биоэнергопластики нашли отклик и в сердцах воспитателей. Они с интересом используют их в совместной деятельности с детьми.
Хочу отметить, что использование элементов биоэнергопластики, начиная с младшего и среднего дошкольного возраста, является эффективным способом пропедевтики речевых нарушений.
Таким образом, приемы биоэнергопластики являются перспективным направлением работы, которое может успешно использоваться с детьми, имеющими нарушения речи.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. –– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011