Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ОВЗ

Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ОВЗ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

114

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 26 (124), Июль ‘23

Поделиться

В настоящее время существует огромная проблема развитие одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья, которая с каждым годом становится более актуальной и значимой. Нет задачи важнее и, вместе с тем, сложнее, чем помочь одаренным детям с ОВЗ найти и развить их скрытые таланты.

Дети с ограниченными возможностями здоровья точно также как и обычные здоровые дети, обладают различными талантами и способностями. Чтобы эти способности развивать, нужна специальная помощь и поддержка, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ позволяет избежать проблем и дает возможность для развития такого одаренного ребенка.Наличие многих нарушений не является препятствиями между ребенком и окружающим миром. Правильно спланированное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ дает возможностьпосещать обычное дошкольное учреждение и освоить программный курс.У детей с ОВЗ появляется возможность общения со своими сверстниками.

Для детей с нестандартными запросами детский сад становится первой образовательной ступенью. Имея разные способности и нарушения здоровья, оказываются перед проблемой научиться взаимодействовать и общаться вдетском коллективе, развивать свой интеллектуальный и личностный потенциал.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и имеющие определенные таланты оказываются перед проблемой коммуникации и социализации в детском коллективе. Так же, к огромному сожалению, возникает проблема в том, что педагоги и родители не всегда в должной мере оценивают таланты такого ребенка.

Для того чтобы исправить это, и помочь детям с особыми потребностями мы объединились, ведь главный залог успеха в любой работе это единство всех участников учебного процесса: педагогов, родителей. Прежде всего, мы обратили внимание на развивающую среду и условия детского сада. На следующем этапе работы была разработана система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ОВЗ, что позволило расширить развивающие возможности образовательного процесса.

Такое сопровождения осуществляется под наблюдением специалистов, которые знают психофизиологические осо­бенности детей и особенности развития специальных способностей. Учитель-ло­гопед,музыкальный руководитель,педагог – психолог объединяют свои усилия и наблюдают и корректируют процесс обучения одаренной личности с особенностями здоровья.

Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов были выбраны следующие задачи:

1. Развивать творческое мышление и воображение;

2. Развивать эмоциональность старших дошкольников имеющих предпосылки одаренности и особенностями развития здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение является обязательным составляющим системы сопровожде­ния одаренных детей с ОВЗ, что создаетоптимальные условий для полноценно­го развития.

В нашем детском саду работает психолого-педагогический консилиум, который координирует работу психолого-педагогического воздействия, а также осуществляет:

  • поэтапное руководство деятельнос­тью педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ;
  • диагностику развития детей;
  • заня­тия психолога индивидуальные и в группах;
  • ведение индивидуальной психоло­гической карты развития ребенка;
  • разработку маршрута сопровожде­ния ребенка;
  • консультативную помощь педагогам;
  • консультативную помощь семьям детей.

Наша коррекционная работа строится согласно выбранным принципам, которые направлены на развивающую работу с одаренными детьми с ОВЗ:

  • принцип определения методов воздействия и коррекционной работы с учетом диагностических данных;
  • безусловное принятие ребёнка;
  • принцип компенсации – опора на более развитые психические процессы;
  • принцип системности и последовательности в подаче материала;
  • создание развивающей среды для развития личности ребёнка и его способностей.

Работа осуществляется поэтапно и носит постоянный характер:

1. Диагностический этап работы.

На этом этапе все педагоги, которые работают с детьми ОВЗ совместно с педагогом - психологом выявляют детей со способностями. Проводится анкетирование, цель которого - получениедополнительной информации о семье, о семейных увлечениях, традициях. Все полученные результаты и данные обрабатываются и обобщаются, подводится итог по данному этапу.

2. Информационный этап работы.

Осуществляется методическое обеспечение, подбор материалов, литературы, организуется развивающая среда. На этом этапе работы осуществляется активное взаимодействие с семьями детей с ОВЗ.

3. Развивающий этап работы.

Целью данного этапа является обеспечение гармоничного развития личности и определенных способностей одаренных детей. На этом этапе изучается социально личностная и эмоционально волевая сферы детей. Педагог психолог  и педагоги совместно проводят специально разработанные, индивидуально ориентированные занятия для одаренных детей. На данном этапе проводится большая работа с родителями - главная задача педагогов заинтересовать, чтобы они стали активными и действенными участниками образовательного процесса. Такжеразъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям специалистов. Ведь только работая вместе возможны высокие результаты.

В процессе дети участвуют в разных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.

4.Заключительный этап работы.

На этом этапе подводятся итоги совместной работы.

Наши дети – это будущее нашей страны, чем раньше распознать талант одаренного ребенка, тем раньше он сможет достигнуть небывалых высот и успеха, и раскрыть и реализовать себя во взрослой жизни.

Список литературы

  1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей М: МГУ, 1990. - 134.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.
  3. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл; Академия, 2004. — 346 с.
  4. Захаров А.И.Происхождение детских неврозов и психотерапия http://lib.ru/PSIHO/KIDS/nevroz.txt
  5. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
  6. Кляйн М., Детский психоанализ / М. Кляйн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 160 с. http://profilib.com/chtenie/112804/melani-klyayn-detskiypsikhoanaliz.php
  7. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008.- 352 с.
  8. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.— 303с
  9. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  10. Сегал Х. Техника Мелани Кляйн // Топорова Л. Творчество Мелани Кляйн. -СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2001. - С.87-110.
  11. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000.
  12. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа: Пер. с нем. – М., 1991.с. – 92
  13. Эльконин Б.Д. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее