Дети с ограниченными возможностями здоровья точно также как и обычные здоровые дети, обладают различными талантами и способностями. Чтобы эти способности развивать, нужна специальная помощь и поддержка, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ позволяет избежать проблем и дает возможность для развития такого одаренного ребенка.Наличие многих нарушений не является препятствиями между ребенком и окружающим миром. Правильно спланированное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ дает возможностьпосещать обычное дошкольное учреждение и освоить программный курс.У детей с ОВЗ появляется возможность общения со своими сверстниками.
Для детей с нестандартными запросами детский сад становится первой образовательной ступенью. Имея разные способности и нарушения здоровья, оказываются перед проблемой научиться взаимодействовать и общаться вдетском коллективе, развивать свой интеллектуальный и личностный потенциал.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и имеющие определенные таланты оказываются перед проблемой коммуникации и социализации в детском коллективе. Так же, к огромному сожалению, возникает проблема в том, что педагоги и родители не всегда в должной мере оценивают таланты такого ребенка.
Для того чтобы исправить это, и помочь детям с особыми потребностями мы объединились, ведь главный залог успеха в любой работе это единство всех участников учебного процесса: педагогов, родителей. Прежде всего, мы обратили внимание на развивающую среду и условия детского сада. На следующем этапе работы была разработана система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ОВЗ, что позволило расширить развивающие возможности образовательного процесса.
Такое сопровождения осуществляется под наблюдением специалистов, которые знают психофизиологические особенности детей и особенности развития специальных способностей. Учитель-логопед,музыкальный руководитель,педагог – психолог объединяют свои усилия и наблюдают и корректируют процесс обучения одаренной личности с особенностями здоровья.
Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов были выбраны следующие задачи:
1. Развивать творческое мышление и воображение;
2. Развивать эмоциональность старших дошкольников имеющих предпосылки одаренности и особенностями развития здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение является обязательным составляющим системы сопровождения одаренных детей с ОВЗ, что создаетоптимальные условий для полноценного развития.
В нашем детском саду работает психолого-педагогический консилиум, который координирует работу психолого-педагогического воздействия, а также осуществляет:
- поэтапное руководство деятельностью педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ;
- диагностику развития детей;
- занятия психолога индивидуальные и в группах;
- ведение индивидуальной психологической карты развития ребенка;
- разработку маршрута сопровождения ребенка;
- консультативную помощь педагогам;
- консультативную помощь семьям детей.
Наша коррекционная работа строится согласно выбранным принципам, которые направлены на развивающую работу с одаренными детьми с ОВЗ:
- принцип определения методов воздействия и коррекционной работы с учетом диагностических данных;
- безусловное принятие ребёнка;
- принцип компенсации – опора на более развитые психические процессы;
- принцип системности и последовательности в подаче материала;
- создание развивающей среды для развития личности ребёнка и его способностей.
Работа осуществляется поэтапно и носит постоянный характер:
1. Диагностический этап работы.
На этом этапе все педагоги, которые работают с детьми ОВЗ совместно с педагогом - психологом выявляют детей со способностями. Проводится анкетирование, цель которого - получениедополнительной информации о семье, о семейных увлечениях, традициях. Все полученные результаты и данные обрабатываются и обобщаются, подводится итог по данному этапу.
2. Информационный этап работы.
Осуществляется методическое обеспечение, подбор материалов, литературы, организуется развивающая среда. На этом этапе работы осуществляется активное взаимодействие с семьями детей с ОВЗ.
3. Развивающий этап работы.
Целью данного этапа является обеспечение гармоничного развития личности и определенных способностей одаренных детей. На этом этапе изучается социально личностная и эмоционально волевая сферы детей. Педагог психолог и педагоги совместно проводят специально разработанные, индивидуально ориентированные занятия для одаренных детей. На данном этапе проводится большая работа с родителями - главная задача педагогов заинтересовать, чтобы они стали активными и действенными участниками образовательного процесса. Такжеразъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям специалистов. Ведь только работая вместе возможны высокие результаты.
В процессе дети участвуют в разных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
4.Заключительный этап работы.
На этом этапе подводятся итоги совместной работы.
Наши дети – это будущее нашей страны, чем раньше распознать талант одаренного ребенка, тем раньше он сможет достигнуть небывалых высот и успеха, и раскрыть и реализовать себя во взрослой жизни.
Список литературы
- Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей М: МГУ, 1990. - 134.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6.
- Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл; Академия, 2004. — 346 с.
- Захаров А.И.Происхождение детских неврозов и психотерапия http://lib.ru/PSIHO/KIDS/nevroz.txt
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
- Кляйн М., Детский психоанализ / М. Кляйн. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 160 с. http://profilib.com/chtenie/112804/melani-klyayn-detskiypsikhoanaliz.php
- Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008.- 352 с.
- Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.— 303с
- Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
- Сегал Х. Техника Мелани Кляйн // Топорова Л. Творчество Мелани Кляйн. -СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2001. - С.87-110.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000.
- Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа: Пер. с нем. – М., 1991.с. – 92
- Эльконин Б.Д. Детская психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp