Экономическая безопасность государсва и регионов

Экономическая безопасность государсва и регионов

В статье рассмотрены проблемы обеспечения экономической безопасности в условиях санкций. Выявлены наиболее общие угрозы экономической безопасности России и регионов в условиях фактора санкций. Представлены общие проблемы развития экономики в условиях разрыва интеграционных экономических связей. Представлены возможные пути их решения.

Авторы публикации

Рубрика

Экономическая безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 28 (73), июль ‘22

Дата публицакии 11.07.2022

Поделиться

Экономическая безопасность государства и его отдельных регионов позволяет обеспечивать устойчивость экономической системы, стабильность социума в сложных условиях. В связи с этим в современных условиях санкционного давления на Российскую Федерацию проблема обеспечения экономической безопасности достаточно актуальна.

Российская экономика длительное время отличалась высокой интеграцией в мировую, в современных условиях разрыв интеграционных связей требует принятия решений по обеспечению поддержания функционирования экономической системы.

Основные угрозы экономической безопасности для России и ее регионов в современных условиях включают такие, как сокращение рынков сбыта, сокращение ресурсов и технологий, которые ранее импортировались из-за рубежа, разрыв логистических цепей поставок, а также социальным следствием данных процессов станет рост безработицы или сокращение занятости (переход на неполный рабочий день и более низкую заработную плату). Также нужно отметить и такую проблему, как будущее нарастание технологической отсталости, вследствие замедления обмена с мировым рынком научными разработками, новыми технологиями.

Вышеуказанные проблемы требуют ряда решений, которые позволят обеспечить экономическую стабильность и выполнение обязательств государства перед населением (в первую очередь, обеспечение дальнейших социальных выплат уязвимым слоям населения, создание условия для развития и функционирования бизнеса) [3].

Ряд перечисленных проблем может быть решен переходом на внутренние рынки, в части того, что направляемые ранее на экспорт товары могут быть перенаправлены населению. Однако данное решение возможно не для всех предприятий. Так, например, вагоностроительный завод в г. Тихвин (Ленинградская область), закрытый в связи с санкционным давлением в 2022 году, поставлял продукцию в более, чем 140 стран [5], и безусловно, такой объем продукции перенасытит внутренний рынок очень быстро. То есть в данном случае переориентация на внутренний рынок не является решением проблемы, при том, что без работы осталось 8000 человек при населении города в 56000 [5]. В данном примере решением проблемы будет переориентация на иной вид продукции, поставка которой будет актуальна для внутреннего рынка. При этом, это может быть сравнительно простая в производстве продукция, к примеру, железо или арматура для строительства, что достаточно важно в условиях удорожания строительных материалов и открытия программы ипотечного кредитования на строительство объектов индивидуального жилищного строительства без привлечения подрядных организаций.

Переориентация на внутренние рынки более актуальна для предприятий нефтегазовой сферы, что позволит снизить расходы на топливо, а также будет способствовать реализации программы газификации. Данное решение отмечалось рядом авторов в условиях санкций 2014 года [1; 3].

Для высокотехнологичных, ресурсо-энергоемких предприятий, функционирующих еще в период СССР, которые оказались приостановлены в условиях санкций, и в особенности, это касается, так называемых градообразующих предприятий, то есть тех, которые формируют хозяйственный облик всего городского или сельского поселения, актуальным решением может стать временное упрощение производственных процессов. В настоящее время большинство таких предприятий отличаются высоким уровнем интеграции в мировой рынок не только в части импорта и экспорта, но и в части существующих технологий и производственных линий. Однако ранее (в период Советского Союза) данные предприятия функционировали в условиях обособленности от мирового рынка, хотя выпускаемая ими продукция и была значительно проще конструктивно [4]. Первое время адаптации к новым условиям для таких предприятий решением может стать возврат к предыдущему производственным линиям, что позволит сохранить рабочие места и снизить социальную напряженность. В дальнейшем их модернизация может осуществляться путем внедрения инноваций в производство с учетом существующих реалий и тех технологий, которые имеются внутри страны.

Важное значение имеет обеспечение оперативного внедрения в производство новых технологий и разработок, однако в настоящее время институциональная среда для разработки и внедрения инноваций, в особенности в организациях малого и среднего бизнеса не вполне разработана [1; 2]. Решением данной проблемы может стать создание платформ по аналогии с системой краудфандинга – совместного финансирования проектов (социальных, экологических и др.). использование системы краудфандинга как среды, которая обеспечивает внедрение инноваций в производство позволит обеспечивать координацию деятельности предпринимателей и разработчиков (научных школ, инженерно-технических работников и коллективов представителей  IT-сферы) в целях объединения усилий для создания инновационных разработок, новых технологий, ноу-хау, их апробации и внедрения в производство. Такая система позволит разработчикам привлекать средства бизнеса на финансирование своих проектов (что актуально, с учетом того, что на современном этапе научные разработки финансируются из государственного бюджета), а предпринимателям – обеспечить доступ к новым технологиям, в том числе цифровым и научным кадрам. Дополнительным положительным следствием станет рост конкурентоспособности малых и средних предприятий, поскольку инновации в производстве являются одним из факторов повышения конкурентоспособности [1].

Таким образом в современных условиях обеспечение экономической безопасности России и регионов требует внедрения гибких и экстренных решений в целях переориентации производств, пересмотра логистических связей, внедрения инновационных технологий в производство.

Список литературы

  1. Удар под дых. В Ленобласти без работы остался целый город // Фонтанка.ру. URL: https://www.fontanka.ru/2022/07/06/71466968/
  2. Веселовский М.Я., Барковская В.Е. Организационно-экономические аспекты развития малого инновационного предпринимательства // Вестник НГИЭИ, №. 6 (85), 2018, С. 109-119.
  3. Ермоленко В.В., Ланская Д.В., Остапенко Е.В. Механизмы трансформации конкурентных преимуществ инновационной экосистемы университета в конкурентоспособность малых инновационных предприятий // Научный вестник Южного института менеджмента, №. 2, 2018. С. 5-12.
  4. Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. Экономические санкции: издержки и выгоды конфронтации // Terra Economicus, Т. 15, №. 3, 2017, С. 56-74.
  5. Радько М.М., Сухоцкая В.С. Инновации в производстве - путь повышения конкурентоспособности предприятия // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление, №. 1 (196), 2017, С. 55-59.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary