Под инвентаризацией понимают элемент бухгалтерского учета, суть которого заключается в проведении сравнения имеющейся информации о фактических остатках товарно-материальных ценностей и обязательств компании с той же информацией, содержащейся в системе бухгалтерского учета.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств регламентирует процесс проведения инвентаризации. Порядок осуществления инвентаризации регулируется на уровне компании, которая либо обозначает специфическое положение в учетной политике, либо разрабатывает положение о порядке осуществления инвентаризации в компании.
Проведение инвентаризации нуждается впредварительной подготовке, предполагающей проведения перечня действий, целью которых является обеспечение соблюдения требований, выставленных к порядку осуществления инвентаризации.
В процессе этапа подготовки осуществления инвентаризации проводятся нижеприведенные мероприятия:
- формируется приказ об осуществлении инвентаризации в компании;
- устанавливаются сроки и список объектов, подвергаемых проверке;
- создается инвентаризационная комиссия;
- формируется регламент осуществления инвентаризационных мероприятий;
- выявляются остатки материально-производственных запасов в бухгалтерском учете.
В процессе принятия решения относительно осуществления мероприятия по инвентаризации, руководитель компании формирует приказ, в котором содержится список объектов, подвергающихся инвентаризации, даты начала и завершения инвентаризационного мероприятия, в случаенеобходимости перечень лиц, входящих в инвентаризационную комиссию. В компании комиссия по инвентаризации может вести деятельность постоянно, являться рабочей либо создаваться единоразово.
К задачам руководящего состава компании относится обеспечение присутствия всех участников инвентаризационной комиссии в процессеосуществления инвентаризации, в ином случае инвентаризация будет являться недействительной.
Перед проведением мероприятий по инвентаризации, инвентаризационная комиссия проводит проверку наличия условий, которые обеспечивают возможность сохранности материальных ценностей.
До начала инвентаризационных мероприятий сотрудники бухгалтерии создают данные об объектах бухгалтерского учета, находящихся на балансе компании.
Процесс осуществления инвентаризации фиксируется в инвентаризационных описях. Такие описи формируются в двух экземплярах. Один экземпляр документа отдается лицу, которое является материально ответственным, второй экземпляр документа отправляется в бухгалтерию.
Нижеприведенные реквизиты являются обязательными для составления документа инвентаризационной описи:
- наименование компании;
- место хранения материальных ценностей, которые подвергаются инвентаризации;
- перечень лиц, входящихв инвентаризационную комиссию;
- материально ответственные лица;
- период времени осуществления инвентаризации;
- расписка материально ответственных лиц относительно полноты оприходования материальных ценностей и готовности проведения инвентаризации.
В виде таблицы в описи прописываются нижеприведенные данные относительно материальных ценностей: номенклатурный номер, наименование, сорт, единица измерения, цена, учетное количество, фактическое количество, излишек или недостаток, в том числе в денежном выражении.
В конце каждой страницы документа обозначается число строк, итоги по количественным и финансовым показателям, указываются подписи участников комиссии по инвентаризации и лиц, являющихся материально ответственными.
В конце описи проставляется общее количество строк по описи, итоги количественных и денежных показателей, подписи участников комиссии по инвентаризации и лиц, которые являются материально ответственными, расписка материально ответственных лиц в признании пересчета имущества в их присутствии и отсутствии претензий к инвентаризационной комиссии по методике осуществления инвентаризационных мероприятий.
Установление результатов проведения инвентаризации является завершающим этапом процедуры.
Приведенные ниже варианты возможны после получения результатовпроведения инвентаризации:
- отсутствие отклонений, которое определено тем, что существующие фактические остатки ценностей и обязательств совпадают с имеющимися данными бухгалтерского учета;
- недостачи, возникшие послепоявления недостаточности существующих в действительности материальных ценностей и обязательств относительно данных бухгалтерского учета;
- пересортица, появляющаяся после недостатка или излишка по разнообразным сортам одного и того же материала, в целом соответствующего по количеству данным бухгалтерского учета.
Результаты проведенной инвентаризации выводятся на основании каждого конкретного вида обязательства и имущества. В практической деятельности может произойти ситуация, когда определенный вид материальных ценностей в избыточном объеме, а другой вид претерпевает недостачу. Кроме того, закрытие возникшей недостачи одного вида материальных ценностей за счет излишков другого вида не представляется возможным.
Выявленные по итогам проведения инвентаризации излишки необходимо оприходовать как доход, полученный компанией, недостачи, которые находятся в рамках норм естественной убыли относятся на расходы, понесенныекомпанией, в случае, если недостачи составляют сверх норм, то они возмещаются посредствомлица, которое является материально-ответственным, если лицо, которое в действительности виновно установить не представляется возможным.
Особый порядок направлен на учетитогов проведения инвентаризации в виде пересортицы, и при таком раскладе допускается зачет:
- по отношению к товарно-материальным ценностям одного наименования в пределах одного отчетного периода;
- у одного материально ответственного лица;
- при одинаковом количестве.
Список литературы
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. - 12.12.2011. - № 50. - ст. 7344.
- Бабаев Ю.А., Петров А.М. Бухгалтерский учет. - М Проспект,2019. - 496 с.