Введение
В последние годы мировая экономика сталкивается с рядом вызовов и нестабильностей, в том числе влияющих на цены на различные товары. Одной из отраслей, которая ощущает эти изменения особенно сильно, является рынок горюче-смазочных материалов. В условиях введения санкций и протекционистской политики различных стран, цены на данные продукты подвержены значительным колебаниям.
Стоит отметить, что ЕС и США ввели ряд ограничений против российского нефтяного бизнеса:
1.ЕС договорился о продлении срока действия соглашения до 2023 года. Поставки нефти из России в Европу могут быть запрещены. Под запрет попали 68% российских энергоносителей, которые поставляются в ЕС. Остальные 32% доставляются трубопроводами.
2. Логистические проблемы. Уже сейчас на перемещении нефтепродуктов делается большой акцент. В дальнейшем планируется наращивание экспорта сырья российских нефтяных компаний через порты Приморска, Усть-Луга и Новороссийска, в которых можно наблюдать увеличение объемов отгрузки. Составляются новые графики отгрузки и поставки топлива с учетом ограничительных мер и в соответствии со сложившейся политической ситуацией. Таким образом, Россия стремится решить проблемы, вызванные введением против нее многочисленных санкций [5].
3.Патентные санкции в отношении высшего руководства компании, которые вынудили иностранных руководителей покинуть компанию.
4.ЕС запретил российским компаниям вкладывать средства в новые проекты по добыче нефти.
Цена на нефть выросла на 50%, что позволило российским компаниям продавать больше нефти в азиатские страны.
Стоимость горючих смазочных материалов может меняться из-за разных причин. Изменение может быть связано как с экономическими, так и с мировыми процессами [2]. Мировые факторы могут быть следующими:
- Цена на нефть является важным фактором, влияющим на стоимость автомобильного топлива. Когда цена на нефть увеличивается, цены на топливо на заправках также могут расти.
-Изменения валютного курса также оказывают влияние на цены на топливо. Если национальная валюта снижается по отношению к иностранной валюте, стоимость импортированного топлива может вырасти. Например, в конце августа - начале сентября курс доллара достигал отметки 97-100 ₽, а сейчас составляет 1 доллар (89 ₽) - на 20 ₽ выше, чем в мае. В результате продажи на экспорт становятся более выгодными, и это влияет на рост цен на внутреннем рынке.
-Глобальный спрос также играет роль в формировании цен на топливо. Повышенный спрос во время летних каникул или праздников может привести к увеличению цен на топливо.
-Стоимость добычи нефти. Россия обладает огромным ресурсным потенциалом в области топливно-энергетических ресурсов. Однако, запасы нефти постепенно сокращаются, что влечет за собой необходимость разработки новых нефтеносных в регионах, сопровождающееся масштабными затратами на поиск и развитие. Это приводит к увеличению себестоимости добычи нефти и к росту цен на горюче-смазочных материалов [4].
К внутренним факторам могут относиться:
- Акцизы и налоги. Государственные налоги и акцизы могут стать одной из причин изменения цен на топливо. Повышение налогов может повлиять на конечную стоимость топлива.
- Конкуренция. Уровень конкуренции между заправочными станциями также может оказывать влияние на снижение или повышение цен на топливо. Если на рынке много АЗС, конкуренция может привести к снижению цен на топливо.
- Сезонность. Цены на горюче-смазочные материалы могут изменяться в зависимости от сезона. В зимний период стоимость дизельного топлива может быть выше из-за повышенного спроса.
Все эти факторы оказывают влияние на формирование цен на топливо на АЗС [2].
Также важным фактором, влияющим на стоимость ГСМ является девальвация рубля. Девальвация-снижение курса валюты одной страны по отношению к твердым валютам других государств. Если рубль ослабевает, то нефтяным компаниям гораздо выгоднее экспортировать нефть, конвертируя полученную долларовую выручку в национальные валюты. Большая часть добытой нефти идет на внешний рынок к более платежеспособному покупателю. А отечественные автолюбители начинают испытывать дефицит, что и ведет к повышению внутренних цен [1]. Государственная налоговая политика в анализируемой отрасли также является наиболее значимым фактором.
Изменение цен на горюче-смазочные материалы также вызывает неопределенность и риски для бизнеса. Компании, особенно те, которые зависят от импорта данных товаров, вынуждены пересматривать свои бизнес-модели и искать альтернативные источники снабжения.
Стоит еще отметить особое мнение профессора регионального филиала РЭУ ИМ. Плеханова, Д.Э.Н. Игорь Бельских: «На мой взгляд, недавнее правительственное решению по резкому ограничению экспорта ГСМ приведет, с одной стороны, к явной стабилизации внутреннего рынка, но с другой- к новым не вполне позитивным последствиям для курса рубля, поскольку валюты в страну от нефтяного экспорта поступит еще меньше. Уверен, что в итоге государство все-таки решит возникшую дилемму, перестроив текущую налоговую политику одновременно и в интересах отрасли, и потребителей. Правда, произойдет это не одномоментно» [3].
Если проводить анализ цен, то мы можем заметить, как менялась динамика цен на горюче-смазочные материалы за последние 20 лет:
График 1. Динамика цен на АИ-92 и АИ-95 в период с 2008 по 2020.
Возьмем для сравнения цен на ГСМ Московскую и Волгоградскую области (период 3 года) 92 и 95 Бензин за 1л. Как мы можем заметить по таблице 2, в Волгоградской области в 2020 году цена на АИ-92 составляла 44,21 рубля. В 2023 году- 48,95. В Московской области в 2020 году цена на АИ-92 составляла 43,23 рубля, а в 2023- 48,73 рубля.
В таблице 3 в Волгоградской области стоимость АИ-95 в 2020 году составляла 48,65 рубля, в 2023- 54,4. В Московской области АИ-95 в 2020 году стоил 47,74 рубля, в 2023- 53,79 рубля.
Как мы можем заметить на графике-пик роста цен начался в период 2022 года, когда США ввела ряд ограничений против российского нефтяного бизнеса. Также цена складывается из-за различных факторов, таких как: инфляция, налоги, внешние факторы, факторы спроса и предложения, географического положения и экономики региона.
График 2. Сравнение цен на АИ-92 бензин Московской и Волгоградской областей (период 3 года).
График 3. Сравнение цен на АИ-95 бензин Московской и Волгоградской областей (период 3 года).
Что касается прогнозных данных, то, в ближайшие 5 лет ожидается дальнейший рост цен на бензин. Так МинЭнерго дает следующие прогнозные показатели:
Инфляция на 2023 год планируется порядка 4%. Следовательно, и цены на бензин вырастут приблизительно в этих отметках. В 2024 году прогнозная “вилка” будет находиться от 48,37 до 50,19 руб. К 2024 году от 48,67 до 51,41.
Как видно из прогнозных данных, не стоит ожидать незначительного замедления темпов роста. Стоимость горюче-смазочных материалов будет непрерывно повышаться, подтягивая за собой цены на все остальные группы продовольственных и непродовольственных товаров.
Заключение
В итоге, ценовое изменение горюче-смазочных материалов на внутреннем рынке в условиях санкций является серьезным фактором, который существенно влияет на экономику и бизнес-среду. Однако, вызванная этими обстоятельствами неопределенность может послужить толчком для поиска новых возможностей и внедрения инноваций в энергетическом секторе.
Список литературы
- Маловичко Н. С. Девальвация валюты // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 03. – ART 75064. – 0,4 п. л. – с.1
- Статья Влияние факторов на цены на АЗС: разбираемся с причинами изменения стоимости топлива.// АЗС SALE. – 2023- 17 авг.
- Сергеев, Н. Впору пересесть на телегу / Н. Сергеев // Аргументы и факты. -2023 – 27 сент. – С. 1.
- ScienceDirect/Features of the petroleum products pricing in Russia, in the USA, and Saudi Arabia// I.V. Provornayaa , I.V. Filimonovaa, V.Yu. Nemova , A.V. Komarovaa , Y.A. Dzyubab. 2020- 26 сент.- с. 516-517.
- Экономические системы/ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ// А. И. Епифанов , Т. Д. Ушкац. -2022. Том 15, № 4 (59). С. 242.