Введение санкций в начале 2022 года, в связи с событиями, происходящими на Украине, положило начало санкционной войне в отношении энергетической отрасли России. Фактически, количество введенных санкций, исчисляемых тысячами за столь короткий промежуток времени, стало прецедентом в новейшей истории международных отношений и международного права, поскольку ранее ни одна из стран не была предметом такой масштабной противозаконной санкционной политики США и недружественных стран, присоединившихся к ним.
Ограничительные меры вводятся как в отношении отдельных субъектов: публично-правовых образований, должностных, юридических и физических лиц, так и в отношении отраслей российской экономики, в том числе нефтяной. Анализируя основные экономические показатели, становится понятно, что применение односторонних ограничительных мер (санкций) имеет негативный эффект в большей степени на страны, которые ввели такие меры, а не на Российскую Федерацию как их объект. По крайней мере такая картина складывалась в первые месяцы после начала специальной военной операции, однако данные за октябрь 2022 года позволяют отметить [1], что Европейский Союз и в последнем квартале 2022 года падал в рецессию, а Россия выходила из нее.
Утверждения о том, что санкционная политика США и недружественных государств, присоединившихся к ним, не обеспечила ожидаемого давления на российскую экономику подтверждается докладом Международного Валютного Фонда, опубликованного в апреле 2023 года [2].
Доклад определяет ситуацию в экономике Российской Федерации в условиях санкционного давления следующим образом: «Российская экономика до сих пор оказывалась более устойчивой к санкциям, чем первоначально ожидали многие наблюдатели. После резкого падения во втором квартале прошлого года экономика сильно восстановилась в третьем и четвертом кварталах, ограничив падение производства в 2022 году до 2,1 процента. Динамика, наблюдавшаяся во второй половине прошлого года, перенесена на этот год, при этом прогнозируется рост на уровне 0,7 процента. Значительное улучшение условий торговли и устойчивые объемы экспорта нефти в ходе торгов привели к рекордному росту нефтегазовых доходов и оказали поддержку российской экономике в 2022 году. Способность России перенаправлять экспорт сырой нефти из стран, подпадающих под санкции, в страны, не подпадающие под санкции, подтверждается независимыми неофициальными данными.» [2].
А.Б. Миллер в своем выступлении на Петербургском международном энергетическом форуме в 2022 году отметил, что деятельность западных партнеров в рамках своей энергетической политики (в т.ч. отказ от привязки цен на газ к ценам на нефть в рамках третьего энергопакета, долгосрочных контрактов в пользу спотового рынка) привела к волатильности на рынке энергоресурсов, а в мировой экономике – к значительной инфляции. К более глобальным последствиям, которые отметил Миллер, относится отмирание Бреттон-Вудской системы, так как на современном этапе мироустройства она более не отвечает своим задачам и не может предложить всем государствам стабильность и равноправие. Спрос на ресурсы будет превалировать над ценностью валюты, которая не имеет реального значения.
Рынок энергоресурсов, в том числе нефтяной, оценивается экспертами в данный момент как сбалансированный, но несущий существенные риски и неопределенности. Для нивелирования имеющихся рисков в нефтяном сегменте Россия продолжает активное сотрудничество с партнерами в рамках ОПЕК+. Для сохранения валютных поступлений в экономику Россия продолжает постепенно переориентировать поставки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Тектонические изменения глобальных рынков обусловлены во многом непродуманными действиями западных контрагентов, которые своими необоснованными санкциями и отказом от российских энергоносителей нарушают сложившуюся мировую энергетическую систему, которая складывалась долгое время и была наиболее практичной и удобной.
Действия США и недружественных стран, присоединившихся к ним допустимо назвать актом беспрецедентного вмешательства в рыночные принципы функционирования нефтяного рынка. В качестве примера целесообразно привести потолок цен, введенный в отношении нефти и нефтепродуктов российского происхождения, а также создание препятствий в рамках ведения торговли нефтью и нефтепродуктами: запреты страхования судов при перевозках, нарушение целостности наземной транспортной инфраструктуры. Все данные факторы угрожают эффективности
и стабильности функционирования мирового нефтяного рынка, а также его устойчивому развитию [3]. Владимир Путин на заседании Государственного Совета указал, что использование не рыночных механизмов на мировых рынках в целом несет угрозу мировой экономике [4].
В связи с появлением общности видения дальнейшего функционирования рынка нефти между Российской Федерацией и странами ОПЕК и ОПЕК+ в условиях введения санкций, Соединенные Штаты Америки, как крупнейшая нефтедобывающая страна, не являющаяся членом картеля, предприняла действия, направленные на сокращение роли влияния Организации на рынок нефти.
Одним из таких действий стало постоянное высвобождение определенных объемов нефти из стратегических резервных запасов (далее – SPR) США, которые не покрывают полностью сокращения добычи, проводимые ОПЕК, но подрывают энергетическую политику картеля по стабилизации мирового рынка нефти в 2022 - 2023 годах. Политика администрации американского Белого дома и Международного энергетического агентства на нефтяном рынке не приносит результата. Распродажа сырья из SPR ведущих импортеров нефти с начала Специальной военной операции на Украине не повлияла должным образом на рынок, и снижение стратегических запасов нефти до критически низкого уровня доказало неэффективность данной меры.
Вторым элементом борьбы с картельным регулированием мирового рынка нефти, представляемого ОПЕК и ОПЕК+, является проект американского закона No Oil Producing and Exporting Cartels Act (далее – NOPEC), вносящий поправки в антимонопольное законодательство США. В данном случае важно обратить внимание на тот факт, что регулирование мирового рынка нефти посредством формирования картеля изначально появилось благодаря американским транснациональным корпорациям в XX веке.
NOPEC должен изменить антимонопольное законодательство США и снять судебный иммунитет с нефтегазовых компаний из стран-членов ОПЕК, что, по мнению конгрессменов США, позволит заставить их отказаться от сокращения добычи.
По словам генерального секретаря ОПЕК Хайтама Аль-Гайса, рынок разделился и сейчас можно наблюдать фактически два рынка – восточный и западный. Аль-Гайс считает, что что замедление спроса на нефть в Европе и США вызывает беспокойство на мировом рынке. По его мнению, восстановление спроса в Азии поможет сохранить баланс на рынке, однако, его беспокоит снижение инвестиций в разработку новых запасов.
Вступление в силу антикартельного закона NOPEC приведет к существенной неспособности удовлетворить будущий спрос на мировом рынке нефти. В настоящее время нефтяной рынок страдает не от картелей, а от сокращения инвестиций, что усугубляется попытками отказаться от ископаемого топлива.
В пределах темы настоящего параграфа важно также упомянуть о введении такой меры, как потолок цен (price cap) на российскую сырую нефть. Потолок цен как механизм нерыночного регулирования деятельности на мировом рынке нефти – это попытка перестроить систему ценообразования, контролируемую государствами-производителями сырья, в рынок, на котором покупатель устанавливает цены. Потолок цен представляет из себя запрет для трейдеров, перевозчиков, страхователей и других лиц, задействованных на различных этапах торговли нефтью, участвовать в сделках по покупке и перепродаже российской сырой нефти по цене, превышающей 60 долларов за баррель.
Настоящий инструмент был разработан США [5] и ЕС [6] с той целью, чтобы снизить доходы Российской Федерации от торговли нефтью, сохраняя объем российского сырья на мировом рынке нефти.
Подводя итоги вышесказанному, важно отметить, что многие исследователи (Б.А. Шахназаров [7], Н.С. Грудинин [8]), начали применять в научной деятельности новый термин «санкционное право». Некоторые юристы, занимающиеся практикой, стали называть себя экспертами по санкционному праву. Данные тенденции, по мнению автора, имеют отрицательный характер, в связи с тем, что отрасли права под названием «санкционное право» нет. По своему правовому характеру санкции антиправовой инструмент: невозможно говорить о выделении в отдельную отрасль санкционного права, когда оно представляет собой право бесправия.
Важно также отметить, что предпринятые в 2022 году США и недружественными странами, присоединившимся к ним, попытки для трансформирования существующей системы правового регулирования мирового рынка нефти не привели к положительным результатам, а лишь усложнили сотрудничество стран на международной арене.
Потолок цен является нерыночным механизмом, нарушившим логистические цепочки поставок нефти и прекратившим торговлю, основанную на принципах транспарентности и недискриминации. Настоящие тенденции несут угрозу мировой энергетической безопасности и подрывают доверие к европейским странам-потребителям нефти. Помимо прочего такие действия стали базисом для формирования теневого сектора в области поставок на мировом рынке нефти.
Что касается попыток США влиять на мировой рынок нефти посредством введения экстерриториальных санкций, тем самым расширяя свое национальную юрисдикцию, то важно отметить, что такие действия идут вразрез с фундаментальными принципами, правилами и нормами международного права. Данная политика в настоящее время привела лишь к ускорению дедолларизации мировой экономики, особенно в сфере энергетики, в том числе в нефтяной отрасли.
Важно отметить, что Российская Федерация не является первым объектом санкционной политики США, направленной против энергетических ресурсов. США с 2019 года запустили программу, согласно которой подпадающие под санкции нефть и нефтепродукты Ирана могут быть конфискованы в пользу штатов. За минувшие годы доходы Вашингтона за счет изъятия иранских энергоресурсов достигли $228 млн. По мнению автора, проводимая в 21 веке США внешняя политика – это обновленная версия колониализма.
Проанализировав сложившуюся геополитическую обстановку на мировом рынке нефти, автор пришел к выводу, что для взаимовыгодного, относительно крупнейших производителей и покупателей нефти, урегулирования ситуации необходимо принятие правового акта международного характера, имеющего обязательную силу для всех государств.
Настоящий международно-правовой акт может быть утвержден посредством принятия резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, целью регулирования которой выступит определение критериев, порядка и процесса применения санкций одностороннего характера в энергетической сфере, в том числе в отношении функционирования мирового нефтяного рынка. Положения такого документа будут распространяться на односторонние санкции, вводимые на основании национального законодательства каждого отдельного государства.
Список литературы
- В то время как Европа впадает в рецессию, Россия выходит из нее // The Economist URL: https://www.economist.com/finance-and-economics/2022/10/11/as-europe-falls-into-recession-russia-climbs-out (дата обращения: 22.05.2024)
- Перспективы региональной экономики // Международный валютный фонд URL: https://www.imf.org/en/Publications/REO/EU/Issues/2023/04/09/regional-economic-outlook-for-europe-april-2023 (дата обращения: 21.05.2024)
- Кутернин, М. И. О возможностях достижения рыночного равновесия на мировом нефтяном рынке / М. И. Кутернин // Экономический анализ: теория и практика. – 2023. – Т. 22, № 3(534). – С. 574-594. – DOI 10.24891/ea.22.3.574. – EDN ESVKZY
- Пресс-конференция Путина после заседания Госсовета. Главное. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5736532 (дата обращения: 22.05.2024)
- Руководство по внедрению политики ограничения цен на сырую нефть и нефтепродукты российского происхождения // Министерство финансов США URL: https://ofac.treasury.gov/recent-actions/20230203_33 (дата обращения: 21.05.2024)
- Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/2369 от 3 декабря 2022 года о внесении изменений в Решение 2014/512/CFSP относительно ограничительных мер в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию на Украине // Официальный сайт Европейского союза URL: http://data.europa.eu/eli/dec/2022/2369/oj (дата обращения: 21.05.2024)
- Шахназаров, Б. А. Санкционное право: понятие, предмет, метод, нормативный состав / Б. А. Шахназаров // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – Т. 17, № 7(140). – С. 143-149. – DOI 10.17803/1994-1471.2022.140.7.143-149. – EDN RDERLQ
- Грудинин, Н. С. Международное санкционное право : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по юридическим направлениям подготовки (специальностям) / Н. С. Грудинин. – Владимир: Аркаим, 2022. – 62 с. – ISBN 978-5-93767-472-2. – EDN NAZSKW