После распада СССР Таджикистан приобрел независимость и открыл новую страницу своей истории, получив реальные возможности развития и укрепления своей государственности. Основные положения внешней политики страны были закреплены 9 сентября 1991 года в Декларации «О государственной независимости Республики Таджикистан», в котором провозглашается подтверждение государственным учреждением широко признанных принципов международного права. Распад Советского Союза серьезно потряс Таджикистан, поскольку она была разделена на два лагеря: сторонники создания исламского государства и те, кто отстаивал за светскую модель образования. Достижение независимости государства преподнесло стране возможность самостоятельно определять свою внешнюю политику, однако разразившаяся жестокая борьба за власть привела к началу гражданской войны.
По мере того, как закончилась гражданская война, возникла потребность увеличить сферу правого регулирования и пересмотр стратегии развития юридической сферы в приоритетных областях. Сохранение традиционных ценностей и культуры свидетельствует о консервативном подходе страны, при этом делая основной упор в своей внешней политике на дружеские и взаимовыгодное сотрудничество в отношении соседних и дальних стран. Таджикистан активно участвует в работе международных и региональных организаций как ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ОДКБ и так далее, демонстрируя готовность к сотрудничеству во всех его формах.
Одним из приоритетов внешней политики государства является долгосрочные и стабильные отношения со странами Центральный Азии - участниками СНГ. В соответствии с Концепцией внешней политики Таджикистана, страна будет активно стремиться к углублению взаимовыгодного сотрудничества с участниками СНГ на основе многоуровневой интеграции. Особое внимание уделяется развитию союзного сотрудничества и установление стратегических партнерств с Россией, укрепление и расширение взаимовыгодного сотрудничества с Узбекистаном, Казахстаном, Туркменистаном и Кыргызстаном на основе взаимного доверия.
В Центральной Азии отсутствуют значительные ограничения на импорт и экспорт товаров, что позволяет соблюдать пошлины в соответствии с международными стандартами, которые довольно низкие. Следует отметить, что основным стержнем экономики стран Центральной Азии является сельское хозяйство, что делает их товары конкурентоспособными на мировом рынке, а не только внутри региона. Таджикистан не имея выхода к морю рассматривает основополагающим аспектом конкурентоспособности - стоимость перевозки грузов, что характерно для всех стран Центральной Азии - это их наземные транспортные маршруты, которые играют все более важную роль для жизни в области экономики, в контексте Таджикистана на юг через Индийский субконтинент через ИРА в страны Иран, Индия и Пакистан, а в пути на север через территории Казахстана и Киргизии в Россию.
Таким образом, снижения транспортных расходов с целью повысить конкурентоспособность государства является важным для сотрудничества в регионе. Однако существенным препятствием для достижения этой цели Таджикистану является сервисная инфраструктура. Согласно данным Всемирного банка по Индексу качества логистики за 2023 год, Таджикистан оказался на 97 месте из 139 стран, опустившись ниже Туркменистана и Узбекистана [5], что говорит о том, что основными препятствиями для эффективной торговли в ЦА являются низкое качество транспортной инфраструктуры и несовершенная логистическая система.
Таджикистан соседствует с Узбекистаном, ИРА, Китаем, Киргизией. Таджикистан ведет сотрудничество со всеми перечисленными странами относительно вопросов территориального и граничного характера [4]. Важно отметить, что в данной местности присутствует как дружба, так и постоянные конфликты из-за территориальных претензий. Одной из сложной проблемой является противоречие между Таджикистаном и Киргизстаном в Ферганской долине. Отсутствие единого решения между странами приводит к напряженным ситуациям и вооруженным столкновениям. Примером такого конфликта является столкновение военнослужащих двух стран, которое произошло с 14 по 19 сентября 2022 года. Этот инцидент считается наиболее кровопролитным в истории конфликтов между Киргизстаном и Таджикистаном. Сложность ситуации увеличивается из-за наличия этнических анклавов в регионе.[3] Дело в том, что путь через анклав Ворух представляет собой единственную дорогу, которая связывает Киргизию и Лайлакский район Кыргызстана. В составе СССР страны не имели возможности влиять на процесс границ определения, потому после приобретения независимости, каждая из них стремится к пересмотру границ в поисках справедливости и удовлетворения своих интересов, так как анклавы на протяжении уже десятилетий являются источником межгосударственных конфликтов между Кыргызстаном и Таджикистаном. Основной причиной конфликтов является не только раздел территории, но также борьба за ресурсы, орошаемые земли и поливную воду. Однако стоит подчеркнуть, что в области коммерции и экономики взаимоотношения между двумя странами успешно продвигаются в сфере автомобильной индустрии и гидроэнергетики.
Другой негативной тенденцией является напряженность между Таджикистаном и Узбекистаном из-за строительства Рогунской ГЭС. Таджикистан имеет более 70% водных ресурсов региона и значительные запасы пресной воды в ледниках [1]. Таджикистан стремится использовать водные ресурсы для выработки электроэнергии, так как электроэнергия в стране вырабатывается гидроэлектростанциями. Страна не в состоянии обеспечить всю страну электроэнергией, поэтому в стране ограничения на использование электроэнергии в виде отключения электроэнергии в ночное время. Однако Узбекистан в свою очередь считает, что трансграничные реки не должны эксплуатироваться, так как увеличение мощности гидроэлектростанции ведет к уменьшению воды, поставляемой в Узбекистан, что отрицательно влияет на сельское хозяйство. Узбекистан испытывает дефицит воды, так как в стране не наблюдается наличие такого же количество гор как в Таджикистане, однако проблема кроется еще в том, что население самого Таджикистана растет и поставка воды в соседние страны становится уже затруднительным.
Таким образом, несмотря на дружеские отношения между странами Центральной Азии, существенные территориальные споры являются главным образом препятствием на пути к совместному сотрудничеству. Существующие конфликты зачастую решаются в рамках организации ОДКБ. Российская Федерация в свою очередь доминирует в данной организации, что часто критикуется за отсутствие право голоса стран ЦА, однако если говорить о коллективной безопасности, то страны несмотря на то, что имеют собственную армию, не в состоянии в случае угрозы защитить в полной мере данный регион. Россия играет ключевую роль не только в вопросе коллективной безопасности, но также в сфере экономики и миграции труда.
Список литературы
- Водные вопросы и гидроэнергетика [электронный ресурс] // Официальный сайт МИД республики Таджикистан. – URL: https://www.mfa.tj/ru/main/view/15/vodnye-voprosy-i-gidroenergetika (дата обращения 10.06.2024)
- Национальная Стратегия управления границами Республики Таджикистан и План по её реализации [электронный ресурс] // Официальный сайт МИД республики Таджикистан. – URL: https://mfa.tj/?l=ru&cat=8&art=169 (дата обращения: 10.06.2024)
- Приграничный конфликт Киргизии и Таджикистана [электронный ресурс] // ТАСС. – URL: https://www.rbc.ru/politics/18/09/2022/632428299a794745d8046839 (дата обращения: 10.06.2024)
- Территориальные и пограничные вопросы [электронный ресурс] – URL: https://www.mfa.tj/ru/main/vneshnyaya-politika/territorialnye-i-pogranichnye-voprosy (дата обращения: 10.06.2024)
- Logistics Performance Index (LPI) [электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирного банка. – URL: https://lpi.worldbank.org (дата обращения: 10.06.2024)