СПЕЦИФИКА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

СПЕЦИФИКА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

 Статья анализирует основные векторы развития внешней политики США в начале 21 столетия. В статье рассматривается исторический контекст, в рамках которого в США формировались политические решения и принимались доктрины, которые легли в основу формирования внешней политики этого государства в начале двухтысячных годов. Кроме того, анализируется влияние администрации Джорджа Буша Младшего на складывание американского внешнеполитического курса. Подчеркивается роль проводимой Соединенными Штатами внешней политики периода с 2000 по 2008 год для всего мирового сообщества, а также дается оценка ее влиянию на отдельные регионы мира.

Авторы публикации

Рубрика

Политология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (144), Ноябрь ‘23

Дата публикации 25.11.2023

Поделиться

Еще на этапе предвыборной гонки ядро внешнеполитического курса будущего 43-го президента США Дж. Буша Младшего составляли идеи о роли США как мирового арбитра, призванного спасти весь мир от зла, принципы «американской исключительности», под которой понимались не только культурная и историческая идентичность, но и тезисы о превосходстве Американского государства и его жителей над другими народами и странами.

Все это стало свидетельством того, что новоизбранный президент был приверженцем консервативной политики, традиционных американских ценностей и явился последователем внешнеполитических курсов уже бывших американских лидеров, таких как Рональд Рейган и Джордж Буш Старший.Стоит подчеркнуть и тот факт, что политическое мировоззрение администрации Дж. Буша Младшего основывалось на пренебрежении уже давно устоявшимися правилами и нормами международного права, международных отношений в целом, когда того требуют стратегические цели и жизненно-важные интересы для самих Соединенных Штатов. Явным свидетельством этого стали события в Иране, Ираке, Афганистане, Северной Кореи, Косово и др. Именно в конфликтных ситуациях, сложившихся на территории этих государств, четко прослеживаются разногласия в стратегических интересах мирового сообщества, отдельно взятых стран и народов и интересах США. Буш младший раскритиковал бывшую администрацию США во главе с Биллом Клинтоном за чрезмерный интерес и слишком пристальный, по его мнению, интерес к России и проходящим там реформам.

В 2000 году, Буш заявил, что «важные цели внешней политики Соединенных Штатов могут быть достигнуты только посредством реализации курса на решительное лидерство Америки и посредством односторонних действий»[1, с. 20].

Именно этот принцип был взят за основу при формировании американского внешнеполитического курса. Вашингтон повсеместно осуждал и стремления отдельных государств к установлению прочного многополярного мира. Госсекретарь США Кондолиза Райс, занимавшая этот пост с 2005 по 2009 год, даже заявила о том, что многополярность противна природе, если речь идет о странах с общими ценностями и интересами.

Однако ситуация существенно изменилась после событий 11 сентября 2001 года, когда США лицом к лицу столкнулись с угрозой терроризма. Можно сказать, что США оказались как никогда ранее беззащитны перед трудностями, возникшими из-за международного терроризма. Возникшая неконтролируемая угроза международного терроризма, теперь представляла угрозу не только для Соединенных Штатов, но и для любого другого государства мира. Мировая цивилизация должна была приложить максимум усилий для объединения, с целью дать отпор международному терроризму. На фоне этого произошло потепление в отношениях между США и Россией. Президент России Владимир Владимирович Путин был первым лидером, который позвонил Джорджу Бушу после трагедии 11 сентября. К этому союзу подключились и Западноевропейские страны.

Можно сказать, что Соединенные Штаты сами взрастили исламский терроризм, так как именно США проводили активное финансирование исламских террористов в таких государствах как Пакистан, Афганистан, в частично-признанной Республике Косово.

Теракты 2001 года стали причиной возникновения первых, так называемых, локальных войн 21 века в Афганистане в 2001 году и в Ираке в 2003 году. Кроме того, произошло и усиление роли исламских государств на современной международно-политической арене. «Война против террористов, действующих в мировом масштабе, является глобальной задачей на неопределенно-продолжительное время», - говорил Дж. Буш. -

«Америка будет помогать всем государствам, нуждающимся в нашей помощи в борьбе с террором»[1, с. 23].

Все эти события заставили американское правительство задуматься о пересмотре основных положений прежнего политического курса. Стало ясно, что необходимо всесторонне усилить меры безопасности. Усиление началось с военной операции «Безграничная свобода», проводимой США в 2001 году в Афганистане. Кроме того, уже в сентябре 2002 года Вашингтон опубликовал так называемую «Стратегию США в области национальной безопасности». К основным положениям, которые формировали дальнейшую внешнюю политику можно отнести: 1) Объявление главными соперниками США таких государств, как Иран, Ирак и Северная Корея, которые активно поддерживают   международный   терроризм.   2)   Выдвижение   концепции

«превентивных    войн»,    для    поддержания    безопасности    американских

граждан, а также союзных государств. 3)В устройстве правительства США было создано Министерство внутренней безопасности, получившее довольно широкие полномочия[2, с. 298].

Все эти положения легли в основу внешнеполитической доктрины Дж. Буша Мл. Доктрина включала в себя и тезис об однополярности, в условиях которой Соединенные Штаты не имели бы соперников. Наиболее важным положением доктрины было заявление об отказе от концепции сдерживания. Теперь США могли нанести удар по любому месту на планете. Также Вашингтон возложил на себя ответственность за нарушение суверенитета других стран в целях самообороны.

Уже в октябре 2002 американцы начинают военную операцию по свержению режима С. Хуссейна в Ираке. Операция достигла ключевых целей уже спустя 3 недели. Однако военная операция переросла в полноценную кровопролитную гражданскую войну, а в самом американском обществе все более усиливались антивоенные настроения.

Эти события подтолкнули Вашингтон к созданию концепции по реконструкции Ближнего Востока, получившей название «Большой Ближний Восток». Она подразумевает создание такого политического режима, который убедил бы США в стабильности стран этого региона и полностью соответствовал бы американским интересам.

В 2006 году, в новой стратегии безопасности США было закреплено заявление о готовности Вашингтона не только «вознаграждать», но и целенаправленно насаждать в другие страны демократические режимы, для поддержания стабильной и прочной безопасности американцев[2, с. 295].

Но такое настойчивое навязывание в мусульманские государства, с консервативными режимами оказалось бесперспективным. Насильственные действия в Ираке не только не привели к установлению демократии в стране, но и дестабилизировали и без того шаткое положение и вызвали угрозу распада государства.

Таким образом, можно смело сказать, что война в Ираке считается одним из самых слабых направлений периода правления Дж. Буша Младшего. Она привела к потере авторитета американского президента и его администрации, усилила антивоенные настроения в американском обществе, привела к гуманитарной катастрофе в регионе. В Ираке была разрушена вся производственная структура страны, каждый 10 житель страны погиб, а приблизительно 4 млн. иракского населения покинули привычное им место жительства[2, с. 301]

События, произошедшие в начале 21 века, четко дали понять, что не стоит пытаться навязать другому народу свои собственные взгляды, ценности и представления о демократии. Выдвигавшаяся Дж. Бушем в начале своего президентского срока идея о гегемонии США не справилась с описанными выше событиями. Наконец стало явно видно, что в связи с распадом СССР был нарушен баланс сил на международной арене, стала нарастать политическая нестабильность в абсолютно разных регионах мира.

Список литературы

  1. Лютых А.А. Внешняя политика США: от Трумэна до Буша-младшего: учебное пособие / А.А. Лютых, В.А. Тонких. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2008. - 362 с.
  2. Кондратенко Л.И. Внешняя политика США на рубеже веков и тысячелетий: от Клинтона до Трампа: учебное пособие / Л.И. Кондратенко, В.А. Тонких. – Воронеж: Издательский дом ВГУ. – 2021. – 136 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary