В нашем современном обществе все больше возрастает интерес к гуманизации и инклюзии. Люди понимают, что каждый человек имеет право на равные возможности и полноценное участие в жизни общества. Инклюзия означает создание условий, при которых люди с различными способностями могут жить более независимой и активной жизнью.
Если обратиться к истокам концепции инклюзивного образования, то следует вспомнить о существовании двух основных моделей, первая из которых – это обучение детей с особенностями развития в специализированных учебных заведениях - изоляция, и обучение детей в отдельных классах или группах - интеграция. Основное отличие инклюзивной модели заключается в том, что сама система образования должна быть адаптирована под потребности и возможности каждого ученика. Обе модели (изоляция и интеграция) существуют параллельно с инклюзивным образованием в настоящее время.
Одним из ключевых моментов при внедрении инклюзивной системы образования является создание ресурсных классов. Ресурсные классы предлагают специализированное обучение для детей с особыми потребностями, но при этом предоставляют им возможность социализации с ровесниками из обычных школьных классов. Такой подход помогает детям с нарушениями аутистического спектра развиваться наравне с другими детьми, повышает их самооценку и вовлеченность в общественную жизнь. Ресурсные классы оснащаются специальными обучающими материалами и играми, а также обустраиваются с учетом потребностей детей, например, создаются зоны отдыха и возможности для общения и социализации.
Однако такие классы не являются единственным решением для инклюзивного образования и предполагают точечную или полную инклюзию в общеобразовательные классы на торжественные мероприятия, специально организованные инклюзивные перемены, отдельные предметные области. Для этого необходимо обеспечить поддержку и обучение учителей, а также создать специальные программы и адаптировать учебные материалы, обеспечить тьюторскую поддержку при необходимости. Инклюзия обучающихся ресурсного класса должна строиться индивидуально и зависеть от возможностей каждого ученика, его сенсорных предпочтений, интересов, мотивационных сфер, зон успешности.
Однако, необходимо понимать, что инклюзия не только означает предоставление ресурсов и услуг, но и требует изменения самого общества. Это подразумевает устранение предрассудков, стереотипов и дискриминации, связанных с расстройством аутистического спектра и другими особенностями людей. Специально организованная инклюзия учеников ресурсного класса является двусторонним процессом и положительно влияет не только на ребёнка с ОВЗ (РАС), но и на нейротипичных сверстников, которые становятся более участливыми, заинтересованными и с большим пониманием относятся к различным особенностям. Они учатся взаимодействовать с детьми, отличающимися от них, учатся принимать во внимание индивидуальные особенности других и развивают навыки адаптации к различным ситуациям. Хотя расстройство аутистического спектра имеет разнообразные проявления и степени тяжести, все они связаны с социальной и коммуникативной дефицитностью.
Людям с расстройством аутистического спектра может быть сложно встраиваться в общество, устанавливать социальные контакты и адаптироваться к обычным жизненным ситуациям. Поэтому, влияние детей с ОВЗ (РАС) на нейротипичных сверстников всё же может быть разнообразным. Здесь стоит учитывать, что отношение нейротипичного ребенка к своему однокласснику с расстройством аутистического спектра может зависеть от ряда факторов: степени осведомленности, опыта общения с детьми с ОВЗ, индивидуальных особенностей и т.д.
Однако, исследования показывают, что включение детей с ОВЗ (РАС) в общий образовательный процесс может иметь положительное влияние на сверстников. Взаимодействие с ребенком с ОВЗ может способствовать развитию эмпатии, терпимости, межличностным навыкам и социальной ответственности. Работа социальных педагогов и психологов со сверстниками обучающихся с РАС и их родителями поможет избежать буллинга и травли по отношению к детям с ОВЗ.
Несмотря на это, вопросы инклюзивного образования в России до сих пор остаются актуальными. Проблемы включают в себя недостаточное количество специалистов, неадекватное финансирование и отсутствие инфраструктуры.
Кроме того, ресурсные классы могут усиливать стереотипы о людях с расстройствами аутистического спектра. Когда такие классы существуют отдельно от общих классов, это может способствовать формированию негативных представлений о людях с ОВЗ (РАС). Между тем, целью инклюзивности является именно поддержка позитивного осознания и понимания разнообразия.
Важно продолжать развивать инклюзивное образование, повышая осведомленность общества о правах и потребностях детей с расстройствами аутистического спектра, а также осуществлять системное содействие в внедрении и поддержке инклюзивной системы образования.
Список литературы
- Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзиции // Интеграция образования.2011. Ш. - С.59-64
- Вакорина Л.Ю. Инклюзивное образование в россии: создание условий реализации// Теория и практика общественного развития. №5, 2018
- Купер, Д. О. Прикладной анализ поведения [Текст] / Д. О. Купер, Т. Э. Херон, У. Л. Хьюард. – М.: Практика, 2016. – 864 с.
- Мамохина, У. А. Особенности социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) различной этиологии [Текст] / У. А. Мамохина // Современные проблемы науки и образования. – Москва, 2015. – № 1–2. – С.6-15
- Селиванова С.Ю. Инклюзивное образование детей с ОВЗ: особенности социального отношения// Специальное образование. 2017. С. 178-180