Глобальное чтение как вид альтернативной коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра

Глобальное чтение как вид альтернативной коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

174

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (147), декабрь ‘23

Дата публикации 15.12.2023

Поделиться

В данной статье представлено исследование обучения от метода глобального чтения к альтернативной коммуникации невербального учащегося с расстройством аутистического спектра, прогресс данной методики и возможности обучающегося после усвоения навыка.

Чтение – это сложный процесс работы с текстом, направленный на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание. Н.Ф. Бунаков, представитель отечественной методики начального обучения, говорил о том, что чтение – главное орудие, которое может действовать на умственное и нравственное развитие детей [1].

Бытует мнение, что если ребенок с ментальными расстройствами не разговаривает, то и читать он не научится. Но это не так. При создании специальных условий,  правильно подобранной методике и учете индивидуальных особенностей детей, обучение чтению возможно. На данный момент не все специалисты способны организовать перечисленные условия. Из этого следует, что тема обучения чтению детей с РАС актуальна. Решением данной проблемы занимались: Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, Т.Г. Егоров, Г.Н. Кудина и др. В данной статье мы рассмотрим метод глобального чтения [2].

Метод глобального чтения опирается на зрительное восприятие обучающегося и способности к запоминанию зрительной информации. Этот метод позволяет развить понимание речи, а также дает детям возможность общаться, передавать информацию и свои желания. Суть метода заключается в том, что обучающийся воспринимает зрительно и на слух слова, написанные целиком, а также словосочетания и короткие предложения [3].

Обучение подразделяется на несколько этапов.

Первый – соотнесение подписанной картинки со словом (имя существительное). Сначала ребенок соотносит слова и картинки из трех букв. Затем используются неподписанные картинки, ребенок сам поставляет к ним карточки со словами. Когда слова достаточно хорошо выучены, дают упражнение вставить пропущенную букву в начале, в конце или в середине слова. Постепенно в словарь обучающегося добавляются слова, которые содержат большее количество букв.

Второй этап – соотнесение подписанной картинки со словом (глагол). Сначала для запоминания берут самые легкие и короткие слова (есть, дуть, мыть и др.). Так же, как и на предыдущем этапе, ребенок соотносит слова с картинкой, запоминания их визуальный облик и значение. Репертуар учащегося составляет 50 слов и более.

Третий этап – сочетание имени существительного и глагола. Теперь обучающийся запоминает словосочетания, соотносит их с картинками.

Четвертый этап – соотнесение картинки со словом (имя прилагательное). На этом этапе учащийся изучает имя прилагательное проходя все обучение также как и в этапах с существительным и глаголом.

Пятый этап – соотнесение сюжетной картинки с предложением. Когда ребенок достаточно хорошо подбирает предложения к картинке, используют дистракторы – дополнительные, отвлекающие слова или предложения, похожие на правильный ответ.

Шестой этап – вставить в предложение слово. Основная часть предложения написана текстом, а слово, которое ребенок должен дописать обозначено картинкой.

Седьмой этап – ответы на вопросы, вписывание ответов. На данном этапе обучающийся уже способен прочитать и понять текст из 5-7 предложений. К тексту прилагается сюжетная картинка. После прочтения ребенку задают вопросы по тексту, на которые он отвечает устно или письменно, в зависимости от индивидуальных способностей.

На рисунке 1 представлены результаты  нашего исследования. Здесь мы наблюдаем рост навыка, который в конечном итоге был усвоен учащимся на   80 % самостоятельных реакций. Но также в графике отражен резкий спад умения из-за перехода от одного этапа к другому.

 

 

Рис. 1.  Результаты прогресса глобального чтения невербального ученика.

 

После того как ученик освоит все этапы глобального чтения мы переходим к обучению альтернативной коммуникации.

Подготовительный этап состоит из:

1. Копирование (печатание) на планшете подписанной картинки из 3 букв;

2. Подписывание (печатание) картинки (существительное);

3. Подписывание (печатание) картинки (глагол);

4. Подписывание (печатание) картинки (прилагательное);

5. Подписывание (печатание) картинки (существительное + глагол);

6.Подписывание (печатание) картинки (существительное + прилагательное);

7. Составление предложения (печатание) с визуальной опорой.

Почему используется либо подписывание, либо печатание слов и предложений? Не у всех учащихся достаточно хорошо развита мелкая моторика и хват пишущих предметов, поэтому как альтернатива применяется планшет.

Альтернативная коммуникация с помощью печатания также состоит из нескольких этапов.

Этап 1 – сначала учащегося обучают печатать односложные просьбы, комментарии и отвечать на вопросы также одним словом (пить, туалет, пластилин).

Этап 2 – переход от односложных слов к однородным словам с употреблением союза «и». Таким же образом, как и в первом этапе, обучают просьбам, комментариям и отвечать на вопросы (я хочу мандарин и сырок, это тетрадь и линейка).

Этап 3 – на данном этапе обучающийся изучает, как печатать просьбы, комментарии и ответы на вопросы с помощью словосочетаний существительное + прилагательное и существительное + глагол (я хочу вкусный мандарин, я пойду в класс).

Этап 4 – Последний этап включает изучение просьб, комментирование и ответы на вопросы полными предложениями (я вижу на своей парте карандаш, оса больно ужалила Варю).

В нашем исследовании с невербальным учеником по альтернативной коммуникации мы находимся на 2 этапе обучения и видим значительный прогресс в усвоении навыка. Итог обучения завершился 80 % самостоятельных реакций обучающегося (Рис. 2).

 

 

Рис. 2.  Результаты прогресса альтернативной коммуникации невербального ученика.

 

Таким образом, благодаря обучению глобальному чтению, переходящему к альтернативной коммуникации невербальный ученик с расстройством аутистического спектра сумеет описать окружающую обстановку, попросить желаемое и полно отвечать на вопросы, сказать о том, что его беспокоит.

Список литературы

  1. Доман, Г. Как научить ребенка читать. Ласковая революция Текст / Г. Доман – М.: АСТ, 2004, 256 с.
  2. 1. Доман, Г. Как научить ребенка читать. Ласковая революция Текст / Г. Доман – М.: АСТ, 2004, 256 с. 2. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Л.Г. Нуриева – М.: Теревинф, 2017. 112 с.
  3. Сливкина, О.А. Технология глобального чтения с неговорящими детьми [Электронный ресурс]. URL: https://intolimp.org/publication/tiekhnologhiia-ghlobal-nogho-chtieniia-snieghovoriashchimi-diet-mi.html - (дата обращения - 10.12.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее