Воспитание как индивидуализация социальной культуры
Ильенков резко критиковал традиционное воспитание как привитие готовых истин, указывая, что суть этого зубрежного типа воспитания - противоестественная система упражнений, ведущая к калечению мозга и интеллекта. Ссылаясь на Гегеля, он подчеркивал, что суть воспитания - персонифицированное духовное богатство общества, то есть способность человека усваивать знания, образ мышления и ценности, накопленные человеческой историей в процессе взаимодействия с обществом и культурой [1].
С одной стороны, Ильенков выступал против формализованного заучивания знаний. Опасность заучивания состоит в том, что оно отрывает знания от реальности и превращает учеников в догматиков. Ученики не способны соотнести усвоенные общие знания с реальностью и могут лишь повторять абстрактные символы. Они могут лишь повторять абстрактные символы, не зная их социокультурного подтекста.
С другой стороны, по мнению Ильенкова, сущность интернализации заключается в культурной трансформации. Истинная интернализация - превращение духовной культуры в личное достояние, например, понимая процесс формирования научных понятий (например, метод перехода от сырого фактического материала к обобщениям), ученик приобретает не только знания, но и способ мышления, с помощью которого человек осваивает мир. Он подчеркивает, что этот процесс должен осуществляться через социальное взаимодействие (например, диалог учителя и ученика, решение проблем), поскольку смысл знаний сам по себе является продуктом социального конструирования [2].
Теория «социокультурной интернализации личности» Ильенкова, по сути, раскрывает воспитание как процесс индивидуализации социально-исторических достижений. В этом контексте социальная культура является «сырьем», а то, что дает воспитание, не фрагментарные знания, а образ мышления, ценности и решения проблем, накопленные человеком в ходе истории; индивидуальная интернализация - процесс «обработки», в ходе которого индивиды преобразуют социальную культуру в свои собственные мыслительные навыки и ценности посредством социального взаимодействия (решение проблем, вербальная коммуникация, критическая рефлексия); результатом этого развития становится индивидуализация социальных атрибутов, когда человек становится «носителем и новатором социальной культуры», а его мышление и действия - социально-историческими по глубине и уникальными по творческому потенциалу.
Социальное взаимодействие как основной способ развития сознания человека
Ильенков решительно отвергает биологическую точку зрения, приписывающую способность мыслить структурным особенностям мозга, и утверждает, что человеческий разум - дар общества и что его развитие зависит от культурной среды и возможностей взаимодействия, предоставляемых социальными интеракциями [3].
С одной стороны, Ильенков подчеркивает роль создания проблемной ситуации и совместного поиска. Подлинное воспитание должно разрабатывать проблемы (например, групповые дискуссии, диалоги между учителем и учеником), которые требуют совместного решения проблем, позволяя людям выявить конфликт между тем, что известно, и тем, что неизвестно, в процессе обмена идеями.
С другой стороны, Ильенков считает, что противоречия являются движущей силой развития мышления. Столкновение нескольких точек зрения в социальном взаимодействии (например, разные решения одной и той же задачи разными студентами) побуждает человека преодолевать эгоцентризм и учиться анализировать противоречия с разных точек зрения. Ильенков подчеркивает, что этот способ мышления единство противоположностей не является врожденным, а постепенно усваивается в ходе повторяющихся социальных взаимодействий [4].
Аргументация Ильенкова показывает, что социальное взаимодействие - это не просто помощь в передаче знаний, а скорее важный способ формирования навыков мышления. Во-первых, взаимодействие - конструирование. Взаимодействуя с другими людьми, культурой и символами, индивиды интериоризируют социально-исторически накопленные способы мышления в свои собственные способности, такие как диалектическое разрешение противоречий, использование символических инструментов и абстрактные рассуждения. Во-вторых, она противостоит изолированному развитию. Будь то овладение языком, решение проблем или самоанализ, все они опираются на культурные ресурсы и интерактивные контексты, обеспечиваемые социальным взаимодействием, и люди, изолированные от общества, не могут развить передовое мышление, характерное для человека. В-третьих, миссия воспитания заключается в том, что истинное воспитание должно создавать среду равного взаимодействия, чтобы люди могли повторить эволюционный процесс человеческого мышления через сотрудничество, спор и практику и в итоге стать субъектами, обладающими как самостоятельной способностью к мышлению, так и чувством социальной ответственности.
Либеральное воспитание как основа для социального взаимодействия
По мнению Ильенкова, философия является центральным компонентом гуманитарного воспитания, и ее роль заключается в развитии способности к суждению - способности использовать общие знания для решения конкретных проблем и устанавливать связи между общностью и индивидуальностью. Ссылаясь на И. Канта, он отметил, что мудрость не может быть сформирована простым запоминанием знаний, но что истинная способность мыслить - способность соотносить то, что человек узнал об общей культуре, с уникальными жизненными ситуациями, которая может быть достигнута только через гуманитарное воспитание, основанное на философии.
Проводя педагогические эксперименты со слепыми и глухими детьми, Ильенков показал, что человеческая психика (включая интеллект, сознание и самосознание) не является врожденной, а формируется в процессе социальных и культурных взаимодействий. Даже при врожденных сенсорных недостатках, благодаря систематическому либеральному воспитанию (например, освоению орудий труда, языковых символов и правил логики), человек может развить высшие психологические функции. Суть либерального воспитания заключается в превоспитании духовной культуры, накопленной за всю историю человечества, в «орган мышления» индивида, чтобы он мог обладать культурной общностью для участия в социальных взаимодействиях [5].
В основе аргументации Ильенкова лежит идея о том, что либеральное воспитание, формируя культурную универсальность личности, позволяет ей стать компетентным субъектом социального взаимодействия. Оно не только передает знания, но и развивает навыки социального мышления, такие как понимание, суждение и критика, позволяя человеку взаимодействовать, сотрудничать и вводить инновации с другими людьми в общих культурных рамках [6]. Такое воспитание, по сути, является преддверием социального взаимодействия - в либеральном воспитании человек учится пользоваться общими духовными инструментами человечества, чтобы стать активным и равноправным участником, а не пассивным реципиентом в реальном обществе. Поэтому суть воспитания - развитие личности в социальном взаимодействии, а либерального воспитание - путь к реализации этой сути, который является одновременно мостом для интеграции личности в общество и основой для поддержания и прогресса общества.
Список литературы
- Э. В. Ильенков. Космология духа: избранные произведения о культуре, разуме и будущем Человека. - Москва: Новые перспективы, 2023. - 254 с.
- Э. В. Ильенков. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. - Москва: Политиздат, 1974. - 269 с.
- Э. В. Ильенков. Истоки мышления. Диалектика идеального. - Москва: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", cop. 2010. - 206 с.
- Э. В. Ильенков. Становление личности: избранные произведения по психологии и педагогике. - Москва: Новые перспективы, 2024. - 227 с.
- Э. В. Ильенков. Философия и культура. - Москва: Политиздат, 1991. - 462 с.
- Э. В. Ильенков. Школа должна учить мыслить. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 112 с.